Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
На программе
30-12-2014 5740
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 12
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • Лекция по Бх.г.3.42.

    27-03-2010 (00:11) - Администратор
    article100.jpg

    Чувства живого существа выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а само существо (душа) еще выше, чем разум. 

    КЛАСС «БХАГАВАД-ГИТЫ»

    Бх.г.3.42.
    индрийани паранй ахуриндрийебхйах парам манах
    манасас ту пара буддхирйо буддхех паратас ту сах

    Чувства живого существа выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а само существо (душа) еще выше, чем разум.

    Через чувства живого существа проявляется вожделение. Когда ложное эго вынуждает живое существо отождествлять себя с материальным телом, то, взаимодействуя с гунами природы, его изначальная любовь к Кришне проявляется как вожделение. Как молоко становится простоквашей при соприкосновении с кислым тамариндом, так и любовь трансформируется в вожделение, когда живое существо соприкасается с гунами материальной природы. Отсюда следует, что природа вожделения духовна, но из-за оскверненного сознания проявляется материально. Чувства выше тела как целого. Душа их не использует, если есть высшее сознание, или сознание Кришны. Душа непосредственно связана с Верховной божественной личностью; следовательно, ее чувства, как они описаны здесь, проявляют свою духовную природу в служение Параматме. Остановка деятельности ради удовлетворения чувств означает остановку действий всего тела. Ум активен, даже когда тело отдыхает, ум продолжает действовать и во время сна. Но над умом стоит определяющий разум, а над разумом - собственно сама душа. Поэтому, если душа будет занята непосредственным служением Всевышнему, естественно, что все остальные подчиненные, то есть разум, ум и чувства, будут заняты тем же. В "Катхе Упанишад" есть подобное место, где говорится, что ум выше объектов чувств. Если ум постоянно занят непосредственным служением Господу, то чувства не получают возможности заняться чем-то другим. Если ум занят трансцендентальным служением Господу, у существа нет возможности идти на поводу низменных желаний. В "Катхе Упанишад" душа описывается как махан, великая. Следовательно, душа - превыше всего: объектов чувств, самих чувств, ума и разума, поэтому понимание истинного положения души является решением всей проблемы. Каждый должен употребить разум на поиски установленного положения души, и осознав его, всегда занимать ум сознанием Кришны. Это решит проблему в целом. Неофиту в духовной жизни в основном советуют держаться подальше от объектов чувств, пока он не зафиксирует ум, используя разум, на лотосных стопах Господа. Если с помощью разума человек займет свой ум сознанием Кришны, полностью отдав себя Верховной божественной личности, то естественным образом, хотя чувства сильны, как змеи, вреда от них будет не больше, чем от змеи с вырванным жалом.
    43
    эвам буддхех парам буддхвасамстабхйатманам атмана
    джахи шатрум маха-бахокама-рупам дурасадам

    Итак, познав свою трансцендентальную сущность по отношению к материальному телу, чувствам, уму и разуму, о сильнорукий Арджуна, человек должен с помощью зрелого духовного разума (сознания Кришны) укрепить ум, и таким образом, духовной силой, победить этого ненасытного врага, вожделение.

    Через познание себя как вечного слуги Верховной божественной личности, человек сможет овладеть наукой контроля ума и чувств. В материальной жизни человек, несомненно, находится под влиянием похотливых склонностей и желания властвовать над ресурсами материальной природы. Стремление к господству и чувственным наслаждениям – это величайший враг обусловленной души. Но тот, кто обрел сознание Кришны, надежно защищен, и даже если он видит, слышит, обоняет, осязает и испытывает вкус, тем не менее он остается чистым от оскверняющего влияния материи, постоянно созерцая лотосные стопы Господа в своем сердце.

    ПРЕДАННОСТЬ КРИШНЕ – РЕШАЮЩА!

    Ни что так не ценится, как преданность!

    Есть много людей ученых, обладающих знанием, есть много людей сильных, талантливых и богатых, но ничто так не ценится в этом мире, как преданность Кришне.

    Человек может быть очень развит во всех отношениях, разумен, учен, богат и силен, но какая в том польза, если он не предан Господу? Преданность определяет направленность любой деятельности чувств и ума. Естественным образом тот, кто предан Кришне его ум, разум и чувства находятся под контролем. Если душа предается Кришне, ее чувства и разум автоматически служат интересам Господа, что составляет суть преданного служения.

    Служа очищенными чувствами Хришикеше, Господину чувств, человек достигает своего совершенства, освобождения от круга рождения и смерти посвятив себя любовному служению Господу. Хришикена хршикеша-севанам бхактир учйате: "Бхакти - это использование всех органов чувств в служении повелителю чувств,
    Хришикеше" (Нарада-панчаратра). Сарвопадхи-винирмуктам татпаратвена нирмалам. Надо полностью избавиться от ложного эго, и таким образом очиститься. Используя свои чувства в служении Господу, можно осуществить все желания и устремления чувств.

    карма-джам буддхи-йукта хи пхалам тйактва манишинах
    джанма-бандха-винирмуктах падам гаччхантй анамайам

    Занимаясь преданным служением Господу, великие мудрецы или преданные, искореняют все последствия своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти.

    МОЙ И МОЕ!

    Любовь и преданность возникают из сознании МОЙ И МОЕ.

    Например, когда мы сознаем себя слугой Кришны, кришна становится моим; Кришна мой, и я для Кришны – думает преданный. В этом случае естественная привязанность и любовь, которая заключена в душе, проявится во всем величии.

     Почему мать любит своего ребенка? Потому что он ее. Любовь к детям естественна любой матери. Но возникает она, когда этот ребенок «мой». Это чувство собственичества необходимо для развития материнской любви. Хотя много других детей ничем не хуже ее собственного, однако, поскольку этот конкретный ребенок ее, то мать любит именно его.

    Если в роддоме подменили или перепутали детей, то, не подозревая этого, считая ребенка своим, роженица разовьет к нему такую же страстную любовь, как если он был на самом деле ее.

    Мы любим все и всех, когда объект любви имеет дело к нам лично. И пренебрегаем или с прохладцей относимся к тому, что к нам не имеет прямого отношения.

    В «Шримад Бхагаватам» сказано: «Раздираемые внутренними противоречиями, все виды религий, за исключением Бхагавата-дхармы, основаны на корыстных устремлениях и разделении на чужих и своих; чужое и свое. Люди обращаются к другим, низшим видам религии с целью уничтожить своих врагов или обрести мистические способности, однако подобные религии полны страсти и зависти и потому нечисты и преходящи. Пронизанные злобой, они наполнены безбожием. Такое умонастроение чуждо последователям «Шримад-Бхагаватам», которые полностью поглощены сознанием Кришны, считая, что Кришна принадлежит им, а они – Ему” (Ш.Б. 6.16.41). «Бхагавата-дхарма (санатана-дхарма) свободна от противоречий и разделения на “моя” и “твоя” религия. Следовать бхагавата-дхарме – значит следовать наставлениям Верховной личности Господа»

    Кришна в «Бхагавад-гите» не случайно говорит: «Оставь все религии и предайся МНЕ!».
     
    ЧТО ЗНАЧИТ ПРЕДАТЬСЯ?
    Значит, отказаться от своекорыстных идей, продиктованных ложным эго.
    Из сознания истинного «я» (души) человек, естественно, разовьет преданность Кришне.

    Душа – неотъемлемая частица Кришны и осознание этого факта поможет развить в человеке привязанность и преданность Кришне.

    Знание бывает двух типов: видья и авидья. Тот, кто постиг оба процесса как невежество так и процесс истинного знания непременно достигает успеха, а именно, познав себя как душу, во взаимоотношениях с Верховной Душой, Кришной. В этом причина истинной преданности Кришне.
    Всякое другое понимание может стать причиной разобщенности и забвения Кришны.

    КРИШНА МОЙ, И Я ДЛЯ КРИШНЫ – две формы преданности.

    Радха – персонификация первого, а Чандравали, ее соперница – второго.
    Кришне дороги все, кто обращается к Нему. Но особенно тот, кто считает Его своим.

    КРИШНА СЛУГА СВОИХ ПРЕДАННЫХ. Арджуне Он служил колесничим. Управляя колесницей Арджуны, Кришна помог своему другу преодолеть все опасности и обрести победу!

    Хотя Кришна равно относится к любому - у Него нет ни врагов, ни друзей; Он готов исполнить желание каждого – тем не менее, играя роль друга Арджуны, Он встал на стороне Арджуны. Дружеские отношения с Кришно превосходят даже высший трансцендентальный нейтралитет. Благодаря своей дружбе с Кришной, Арджуна победил всех своих врагов.

    ЧИСТАЯ ПРЕДАННОСТЬ
    Что такое чистая преданность Кришне?
    апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
    садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах
    «Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником, ибо он на верном пути» (Бх.г., 9.30).
     В комментариях к этому стиху можно было бы добавить, что тот, кто является чистым преданным Шри Кришны, во всех смыслах безукоризненно добродетельная, праведная душа. Не совершает дурных поступков тот, кто полностью посвятил себя чистому преданному служению Богу. Если у человека нет никаких корыстных интересов, т.е. если он свободен от желаний хорошей кармы (райского счастья на небесах), гьяны (стремления к освобождению) и йоги (желания мистических совершенств), если он ананйа-бхак – чистый преданный, тогда что может быть для него грехом? Если жизнь человека полностью посвящена служению Абсолюту, то он, подобно марионетке в руках Господа, полностью зависит от Его святой воли. Вот истинный критерий святости. Человек должен оценивать праведность и неправедность поступков другого, рассматривая все "за" и "против" с точки зрения Абсолюта – Верховной личности Шри Кришны. Все есть благо для человека, который доставляет удовольствие Господу. Кришна не наслаждается материальными вещами. Он полностью трансцендентен. Точно так же и чистый преданный находится на той же трансцендентной платформе.

    КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ НЕДОРАЗУМЕНИЯ?
    Но следующий стих гласит:
    кшипрам бхавати дхарматма шашвач-чхантим нигаччхати
    каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати

    «Он быстро становится праведником и достигает вечного умиротворения. О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой бхакта никогда не погибнет» (Бх.г., 9.31).
    Как совместить эти два стиха и кажущиеся противоречия? С одной стороны, чистый преданный всегда прав, с другой – ему еще предстоит стать праведником (дхарматма).
     Я слышал историю о том, как Ямараджа, Брахма, Нарада и другие мудрецы обсуждали эти два стиха «Бхагавад-гиты», пытаясь понять смысл сказанного. И чем больше они пытались вникнуть в суть предмета, касающегося чистого преданного служения, тем более они недоумевали. Махаджаны не в состоянии были устранить кажущееся противоречие. Что же ждет нас обусловленных душ, пытающихся постичь преданное служение?
     «Бхагавад-гита» сказана Самой Верховной личностью Шри Кришной Своему великому бхакте Арджуне. Кто, как не Сам Бог и Его преданные, могут понять ее смысл? Для этого нужно стать чистым преданным. Но стать преданным можно только по милости другого преданного - такова дилемма. Шрила Бхактивинода Тхакур, пришедший разрешить их сомнения, сказал: «Он скоро станет дхарматмой», т.е. праведником, относится к тому, кто будет утверждать, сказанное в первом стихе, предупреждая тех, кто попытается осудить чистого преданного, совершающего с мирской точки зрения «самые дурные поступки». Тот, кто признает факт, что «даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником, ибо он на верном пути», то и он станет праведником. Вот смысл сказанного. Далее Кришна говорит: «Арджуна, смело заявляй любому, что Мой преданный никогда не погибнет». В этих двух стихах раскрывается внутренний смысл чистой преданности. В конце «Бхагавад-гиты» Кришна Сам подвел этому итог: «сарва дхармам паритйаджа мам экам шаранам враджа... оставь любую деятельность, благочестивую и нечестивую (греховную и праведную), и просто делай то, что Я тебе скажу». Вот последнее слово Вед – следовать этому наставлению Того, кто дал Веды, кто знает Веды и кто Сам является для изучающих их конечной целью познания, заключительным словом Абсолютной Истины, выше которой нет ничего.
     О чистом преданном Кришны всегда нужно думать, как о садху – лучшем из людей. И всякий, кто будет считать предавшуюся Кришне душу чистой – сам скоро станет чистым, истинным праведником. Всякий, кто проповедует эту истину, обретет внутреннюю чистоту; проповедующий эту санатана-дхарму сам обретет ее, и, вместе с этим, полное умиротворение и непоколебимость.
     Кришна призывает Арджуну: «Иди и убеди всех, проповедуй, что Моего преданного не коснется гибель! Он не погибнет!» Того, кто правильно воспринимает чистого преданного и его преданное служение, гибель не коснется. Идите, проповедуйте, что преданного Кришны не коснется материальная скверна, и тогда вы сами будете чисты! Вот смысл сказанного Кришной. Предавшаяся душа всегда свята, и ее деятельность никогда не осквернится гунами природы. Такая деятельность вечна. Если Арджуна будет распространять эту благую весть, он будет всегда чист и не погибнет: ни сотворение, ни разрушение не повлияют на него. Говорите правду, и вы получите обещанное Мной благо! – это то, что имеет в виду Кришна.

    Конечно, Арджуна – вечный спутник Кришны. Он всегда там, где Кришна повествует «Бхагавад-гиту» для блага всех разумных существ. Он принимает на себя роль вопрошающего, не потому, что в майе, а потому что предан Кришне. Но найдутся такие, кто попытается воспользоваться этим. Провозгласив себя ананйа-бхак, чистыми преданными, они начнут творить бесчинства. Мы говорим об этом намеренно. Потому что, поступая так, мы сможем принести людям благо. Негодяи всегда есть и будут. Так устроен мир, но, чтобы того же негодяя сделать преданным, нужна ПРАВДА! И эта правда есть Сам Кришна, который всегда на стороне предавшейся души. Кто не предался, будет затемнять эту сторону, но кто искренен в своих намерениях, открывая эту истину, обретет сам святость! Все в руках Кришны. И Кришна хочет, чтобы эту истину о Нем не скрывали из ложных сантиментов и опасений, а говорили прямо ради всеобщего блага.  
      Можно к этому добавить и другой комментарий: только истинный преданный будет делать так, как Арджуна. Все другие будут в замешательстве. Мы видели, как даже великие полубоги не избежали замешательства. Тот, кто трудится для Бога, не может быть плох. Он в высшей степени законопослушен.

    ИСТОРИЯ О ХАУ!

    Кришна известен своими проказами, как воришка масла, как нарушитель спокойствия гопи, точно также, как слуга Своих преданных.

    Однажды мама Яшода занималась делами по хозяйству, а Кришна как всегда озорничал бил горшки и разбрасывал масло по дому; урезонить Его не было сил. Чтобы как-то усмирить ребенка мама Яшода решила его напугать.
     - Кришна - сказала она, - если ты будешь безобразничать, придет Хау….
     - Хау! Кто такой Хау?
     - Хау – это тот, кто забирает непослушных детей. У него большие налитые кровью глаза, острые зубы и длинные руки. Он хватает ими непослушных детей, заталкивает в мешок и уносит….
    Услышав о Хау Кришна присмирел на какое-то время, но как обычный ребенок не надолго. Буквально через пять минут он уже снова начал баловаться и Яшоде ничего не оставалось, как прогнать его на улицу.  
     - Пошел вон! – как обычная мама, Яшода пригрозила ему хворостиной, и Кришна из страха быть побитым, вынырнул на ворота.
      С облегчение вздохнув, Яшода снова принялась хлопотать по хозяйству.
    Но едва она приступила к делу, как с криком: «МАМА! МАМА! в комнату вбегает Кришна.
     - Что случилось? – в совершенном недоумении спрашивает Яшода.
     - Хау, за мной гонится Хау! Мама спаси….
    Лукаво улыбаясь, Яшода взяла своего сына на руки:
     - Успокойся мой дорогой. Никакого Хау нет.
     - Как нет? Я сам видел его. У него красные, налитые кровью глаза, острые зубы и вот такие руки… Он гонится за мной, чтобы схватить меня.
    Заливаясь слезами и дрожа всем своим существом от страху, Кришна прижимается к груди своей мамы.
     - Кришна успокойся, я пошутила. Нет никакого Хау. Перестань реветь, я все придумала. Вытирая ладонью заплаканное личико Кришны, Мама осыпает его поцелуями.
     Но вдруг из-за угла появляется чудовище с красными, налитыми кровью глазами, острыми зубами и большущими руками.
    Как только Яшода увидела Хау, она обомлела и не в силах сдержать страх, закричала:
      - Кришна!!!!
    Кришна не заставил себя долго ждать спрыгну с колен Яшоды и убил Хау.

    Естественно, у всех, кто знаком с этой историей возникает вопрос:
    - Откуда взялся Хау?
    Ответ, который мы слышали от ачарьев, следующий:
    - Если мама Яшода говорит, что Хау есть, значит, Хау есть!
    - А как иначе?
    - Если моя мама говорит, что Хау есть, значит, Хау есть!

    Кришна – слуга Своих преданных. Он выполняет желания каждого, и особенно тех кто Ему предан.
    Чтобы преданный Кришны не пожелал, Кришна непременно выполнит.

    Так, например, Дхрува Махарадж пожелал царство больше чем у своего отца и деда, и Кришна создал для него целую планету, которая превосходит все остальные. Эта планета не подлежит разрушению, когда вся вселенная будет разрушена…. И это далеко не единственный случай. Для своего преданного Господь готов пожертвовать всем даже Своей жизнью. Такова любовь, таково ее могущество и такова преданность!

    ОТ ВОЖДЕЛЕНИЯ НЕВОЗМОЖНО НИКАК ИЗБАВИТЬСЯ КРОМЕ, КАК ЕСЛИ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ КРИШНЕ, РАЗВИТЬ ЛЮБОВЬ К КРИШНЕ И СТАТЬ ПРЕДАННЫМ КРИШНЫ. ИМЕННО ПРЕДАННОСТЬ КРИШНЕ ПОМОГАЕТ ОБРЕСТИ ИСТИННУЮ ЛЮБОВЬ И ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ВОЖДЕЛЕНИЯ.

    А если за нас замолвит словечко преданный Кришны, то наши дела будут в полном порядке, даже если вожделение еще пылает, как огонь! Кришна в «Бхагавад-гите» говорит, что насколько человек предается Мне, настолько Я забочусь о нем. Но Чайтанья Махапрабху, играя роль преданного Кришны, не ставит никаких условий. По его милости каждый может повторять святое имя Кришны, и если он постоянно повторяет: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и проповедует, то по милости того же Шри Чайтаньи обретет любовь. ЕДИНСТВЕННАЯ ПЛАТА – это вера человека!

    Ваш доброжелатель
    Мурали Мохан дас

     

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS