Беседа с Эльмаром Соколовым
С.: ...Процесс глобализации я рассматриваю как естественное продолжение тех интегративных процессов, которые и раньше происходили.
М.: Это верно, в сознании человека всегда есть стремление к единению при всем его индивидуализме. Это происходит потому, что, будучи единичным, он составляет единое целое с Абсолютом. Каждое существо неотемлемая частичка Кришны.
С.: Другой вопрос: кому-то это может быть выгодно, а кому-то нет...
М.: Но это существует как объективная реальность. При всей суверенности каждое существо стремится к объединению. Птицы живут в стае, животные кучкуются, люди создают общества... В природе существует как центробежная так и центростремительная сила. Одна действует от центра, другая направляет нас к центру. Таким центром может быть только Кришна.
С.: Некоторыми, и это не без основания, представляется как экспансия альтернативной культуры по всему миру – установление американского образа жизни с его рыночной экономикой. Я не уверен, что это будет долго продолжаться.
М.: Согласно вашей интерпретации, это имеет начало, следовательно, близок и конец. В моем понимании процесс глобализации имеет духовную основу.
С.: Огромное количество населения, не говоря уже о Китае и Индии не приспособленны к этому типу либеральной, рыночной, западной культуры. Возьмите страны африканского континента... Вряд ли, опираясь на эти ценности, они смогут устроить какое-то более или менее приемлемое общежитие для всех людей. С этой точки зрения то, что нам предлагают восточные культуры, в том числе конфуцианство и Индуизм, мне кажется более перспективным в этом смысле. При этом, вот что я хотел сказать. В процессе глобализации есть две стороны: это распространение по все му миру информации, знания, товаров, техники и т.д., и вторая сторона – это освобождение человека, отдельной личности.
М.: Тема освобождения личности очень дорога сердцу трансценденталиста. Как вы понимаете освобождение? От чего следует искать освобождения?
С.:От всего, в том числе от родины, от чувства патриотизма, национализма, религиозного самоосознания...
М.: Это очень революционно. За последние десять лет я впервые слышу от вас слова не мальчика, но мужа... Если идет, в действительности, глобализация, то самое время отбросить все эти и другие предрассудки, связанные с материалистической концепцией жизни, которая заставляет нас думать: «я есть материальное тело и все что к нему относится мое». Глупость! Я есть душа, вечный слуга Бога.
С.: С одной стороны, есть некая глобальная культура. С другой – существуют отдельные стороны суверинитета.
М.: Эта философская концепция непостижимого единства и одновременного различия в Абсолюте, впервые была выдвинута Шри Чайтаньей Махпрабху. Она получила название ачиньтья- бедабхеда-таттва.
С.: Необходимость в единой религии очевидна.
М.: Вероятно, поэтому в предисловии к «Бхагавад-гите как она есть» Шрила Прабхупада пишет: «В наши дни человек стремится иметь одно Священное Писание, одного Бога, одну религию, одно определенное занятие. Экам шастрам деваки путра гитам – так пусть же будет одно Писание, общее для всего мира, «Бхагавад-гита». Эко дево деваки путра эва – пусть будет только один Бог для всего мира – Шри Кришна.Эко матрас тасья намамни – только один гимн, одна мантра, одна молитва – воспевание Его имени: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Кармане экам тасьям сева – и пусть будет только одно занятие – служение Верховной личности Бога.» Заметим, что это не голословное утверждение. Ведические писания и великие мудрецы подтверждают, что сознание Кришны распространится по всему миру и так в каждом городе и деревне будут прославлять Господа, воспевая Его святые имена. Шри Чайтанья Махапрабху, наиболее милостивое воплощение Кришны, 500 лет назад начал это движение Санкиртаны, совместное воспевание Харе Кришна маха-мантры и так положил начало золотому веку человечества. На протяжении последующих 10 000 лет это будет единственной формой поклонения единому Богу. К этому уже сейчас имеются явные предпосылки. Уже сейчас на наших глазах мы видим как это происходит. Пение Харе Кришна и философия сознания Кришны завоевывает мир. Влияние индийской культуры на духовную жизнь современного западного общества очень велико, не возможно переоценить. Разные проповедники, разные духовные учителя, принадлежащие к одному и тому же дереву Шри Чайтаньи, успешно проповедуют пинципы этой эдиной духовной культуры: ненасилие, целибат (воздержание от свободных сексуальных отношений)...
С.: Последнее вряд ли найдет себе широкое распространение.
М.: Почему? Секс естественным образом предназначен для зачатия потомства и он должет быть ограничен рамками брачных отношений.
С.: Это христианская версия.
М.: Это правильная версия. Она находит подтверждение в Ведической литературе. У католиков и по сей день священники соблюдают целибат.
С.:Но секс сам по себе имеет смысл.
М.: Интересно, какой смысл секса для прогресса в духовной жизни? Свободные сексуальные отношения как ни что другое привязывают человека к материальному существованию. Секс иногда сравнивается с оковами кандалами материальной жизни. Почему? Потому что он более всего засталяет нас отождествлять себя с материальным телом, сознанием «Я» есть продукт материи» и так обуславливает вечную душу на рождение и смерть в материальном мире.
С.: Это точно.Нельзя с этим не согласиться.Уходит много энергии. Точка зрения Фрейда состояла в том, что есть единый источник энергии в человеке. Этот источник он называл «либидо».И хотя это не важно как назвать, очевидно, что если человек тратит свою энергию на сексуальные отношения, то что тогда у него остается для Бога, для науки, для философии? В этом случае у него будут весьма поверхностные суждения об истинной ценности духовной жизни. Он не сможет ничего глубоко понять. Он лишится интеллектуальной привлекательности в занятиях духовной жизнью. Я знаю такой пример среди своих знакомых, которые слишком рано начали свою половую жизнь, пристрастились к этому делу, сделав ее основным занятием, при этом не желая создавать семью, вернее иногда пытаясь, но понимая, что это им не удается, думая при этом, что семья вообще-то слишком оременительна, они пришли к такому заключению, и как следствие этого тперь выглядят весьма неинтересно. Они не во что глубоко не прониклись. У них не возникло определенной сферы духа, которой бы они лично жили и которая представляла бы для них смысл. Про себя я хочу сказать, что я нне на особо правильном пути. Я весьма скромного о себе мнения. Но все-таки я должен постоянно писать, читать, чтобы в мою голову поступали новые мысли., чтобы я стремился к тому, что вы называете познанием Абсолютной истины. Я не верю в то, что...Я не могу даже себе представить, что не существует Абсолютной истины, что все относительно: одни говорят одно, что это так... а другие – другое.
М.: Да, это величайшая глупость! Для большинства это значит, что истины не существует вообще. - Отсутсвие истины? Нет отсутствие разума у большинства, чтобы понят ее. Таким образом материальный мир – это театр Абсурда.
С.: Да, о чем мы мыслим? О чем спорим, дискутируем? Что, собственно, представляет наше духовное развитие и движение во времени, когда мы занимаемся какой-то конкретной темой в ее историческом возрастном движениии или движении народа в целом? Как можно понять смысл этого движения? Только как приближение к Абсолютной истине.
М.: Совершенно верно. Абсолютная истина есть, то к чему мы стремимся, независимо от наших наблюдений. Абсолютная истина есть то, из чего все происходит – джанмади ясья ятах...
И тот, кто приблизился к ней достоин нашего самого глубокого уважения и почтения. Истина не рождается в споре. Она существует как Высшая реальность, самодостаточная и всеобъемлющая.
С.: Разумеется. Но другой вопрос: мне кажется, что никто ею полностью не облдает. Как к ней приблизиться?
М.: Этот вопрос практический. Он требует пояснения.
С.: Никто не может похвастаться тем, что он уже сейчас здесь познал истину (обладает этой духовной Абсолютной истиной).
М.: Это свидетельствует о том, что мы просто неудачливы. Пока мы просто еще не встретили такую личность.
С.: Может быть. Я согласен.
М.:Наш опыт весьма ограничен. Вероятно, нам еще не повезло
в этой жизни. Но жизнь вечна и познание истины вечно. Может быть в следующий раз, когда у нас будет достаточно сукрити, т.е. дивидента благочестивых качеств, милостью Господа мы и повстречаем...
С.: Я надеюсь. Я всегда хотел учиться – на философский пойти. Но даже на философский я не поступил...
М.: Не стоит сожаления. Вам повезло. В то время, поступив на философский, вам промыли бы мозги, так, что теперь мы не сидели бы так и не беседовали о сознании Кришны. Среди современных ученых так много философов, которые как никогда далеки от Абсолютной истины. В их представлении она просто не существует. Нет ни души, ни Бога. Многие находятся и теперь под влиянием этой порочной идеи. Недавно в Екатерианбурге меня пригласили в местный клуб интеллектуалов, но из всех присутствующих не нашлось ни одного более или менее здравомыслящего человека. Если кто-то не признает очевидный факт существования Абсолютной истины, то это верный признак того, что у него нет разума.
С.: Я был уклоняющимся человекаом... Но вернемся к проблеме глобализации. В условиях глобализации возникает тенденция к дифференциации людей. То есть, если мы говорим, что Бог дает религию тому или иному народу ту, которую он заслуживает или ту, до которой дорос, то конфессиональная сообщность их имеет тенденцию распасться на отдельные маленькие группы. Каждый человек будет идти к Богу своим путем, вырабатывая свои собственные символы и формы поклонения.
М.: Верно, отношения с Богом индивидуальны, но метод, который помогает восстановить нам эти отношения один – шуддха-бхакти, чистое преданное служение свободное от корыстных интересов и движимое или побуждаемое исключительно чувством безраздельной любви к Господу.
С.: Вы говорите очень уверенно, но часто не обосновывая ту мысль, что все рано или поздно приходят к одному.
М.: Есть три вида доказательств или обоснований: прямое, логическое и ссылка на авторитет. Прямое – это ваш личный опыт, например вы видите солнце, и вам нет нужды в иных доказательствах. Вы видите солнце сами своими собственными глазами. Доказательатво основанное на логике тоже авторитетно, например мы с вами принимаем факт существования Абсолютной истины - истина одна. Логично в этом случае заключить, что и путь к ней тоже один. Вот вам и доказательство. Что касается авторитета, то здесь очевидно, что ни один ученый не обходится без того, чтобы ни сослаться на своих предшественников. Ньютон например говорил: «Я далеко видел, потому что стоял на плечах гигантов.» Истина одна и путь к ней один, но существуют разные уровни ее реализации: анна майя, прана майя, гьяна майя, вигьяна майя, ананда майя. Что это такое? Объяснение этому есть в комментариях к «Бхагавад-гите», данных Шрилой Прабхупадой и др. ачарьями. Чтобы было просто понять я приведу аналогию, пример с лесницей. Кто-то стоит на первой ступени, второй, третьей и т.д., но пока человек не достигнет последней, т.е. вершины, своей цели, он где-то на пути. В Библии говорится: «На горе Иеговы усмотрится». Что это значит? Это значит, что поднявшись до вершины Абсолютного знания, познав Абсолютную истину не останется ничего, что было бы не познано. Обретя сознание Кришны, человек обретет и совершенное понимание мира. Согласитесь, этот мир разнообразен, но в понимании трансценденталиста он иллюзорен. Это не так что его нет. Он существует, но он представляет отражение духовного. Насколько же более разнообразным должен быть реальный духовный мир - вечный, исполненный знания и блаженства?
С.: Я понимаю, все приходят к одному. Но приходят ли...? Икак обстоит дело в условиях, когда для человека мир открыт? Вы можете сегодня жить в России, завтра в Китае, Индии, перезжать с места на место., занкомиться со всем разнообразием религий. Насколько реально в таких условиях возникновение общей религиозной идеи, общего религиозного сознания, будь то сознание Кришны или что-то еще? Насколько это реально? Известно, что во всех религиях много общего... Я читал академика Моисеева. Он был математиком, занимался кибернетикой и вел работу «римского клуба». Этот «римский клуб» прогнозировал будущие модели развития общества. У них были программы, все компьютеризорованно - сотни тысяч различных переменных факторов развития общества. Желая заглянуть в будущее, они пришли к выводу, что в середине 21 векачеловечествоожидает катастрофа, пото му что ресурсы исчерпываются , сред загрязняется, количество людей увеличивается средняя продолжительность жизни снижается из-за экологических условий существования и т.д. Сама техника становится неуправляемой. Человеческий фактор все чаще становится причиной технических катастроф. Чем сложнее цивилизация, тем она более уязвима и тем легче она подвержена разрушению.
М.: Что - это конец света?
С.: Это не предсказание. Они сосчитали...
М.: Можно и не высчитывать. Фатально, я могу безошибочно, с закрытыми глазами сказать, что каждую долю секунда для кого-то наступает конец света. Стоит ли беспокоится? Христиане ждут конца света уже два тысячелетия с самого их появления. Если чему-то есть начало - жди и конец.
С.: вчера я об этом читал. Моисеев называет 9 религий, приводит ряд цитат, размышляя о разуме, о Боге и будущем человечества. Он пишет о том, как все мировые религии формируют свой этический принцип. Он сходен. Буддизм, например, не причиняй вред другим, если не хочешь чтобы навредили тебе. Бахаизм – религия Бахаулы – не желай другим то, чего не пожелаешь себе, и того что не в состоянии выполнить. Зароастризм... Заратустра говорил: «Природа только тогда хороша, когда не делает другому того, что не хорошо для нее». Даосизм – «хороший человек должен жалеть о злонравных поступках других, смотреть на неудачи другого, как на свои собственные, и на их беды, как на свои».
М.: Это просто этика. Обычная человеческая мораль: не убий, не укради, не прелюбодействуй... Нормальный человек и без того понимает, что воровать не хорошо и убивать никого не надо - это плохо. Поэтому он не ест мяса, следуя принципу ненесилия, сознавая, что соответсвии с законом кармы ему придется в следующей жизни испытать те же самые страдания как реакции своей собственной деятельности (кармы). Из этого следует, что каждый человек творец своего собственного счастья и несчастья. Быть джентльменом – приятно и полезно. Делать добро другим – означает: делать добро себе. В этом простой и здравый смысл, нехитрый расчет и простая логика.
С.: Индуизм – суть всех добродетелей в том, что обращаться с другим так же, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой. - это почти кантовский, христианский принцип.
М.: «Что посеешь то и пожнешь» В этом находит как я уже сказал свое отражение фундаментальный закон материального бытия, закон кармы. Ученые называют его законом причин и следствий.
С.: Я хотел сказать одно: насколько в разных религиях существует много общего.
М.: Но теперь посмотрим на это с точки зрения человека, находящегося в сознании Кришны. Например, заповеди: не убий, не прелюбодействуй, не укради, люби отца и мать и т.д. Какова их ценность? Нормальному, интеллигентному человеку не нужно об этом говорить, потому что он не делает этого уже по своей природе. Нет необходимости напоминать джентльмену о том, что воровать плохо или убивать нехорошо... Воппрос: «для кого же эти заповеди заповеданы? Для бандитов с большой дороги?..
С.: У меня нет того оптимизма и уверенности, с которой говорите это вы...
М.: Да, я опимист относительно сознания Кришны. Потому что у меня есть понимание этой философии и опыт этой практики. Шри Чайтанья Махапрабху предсказал: прити вити аче нагоради грамма сарватра прачара хойбе море нама... что ознаачет , что его святое имя распространится по всему миру, в каждом городе и деревне будут петь Харе Кришна...сознание Кришны – есть юга-дхарма, совершенный метод поклонения единому Господу для всех людей живущих в современный век вражды и лицемерия Кали-югу. В «Шримад Бхагаватам» (11.5.32.) имеется также определенное, конкретное указание на этот факт. Та сказано, что в век Кали разумные люди будут поклоняться Господу исполнением санкиртана-ягьи, т.е. совместным воспеванием святого имени: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. В «Брихан-нарадия Пуране» сказано: «Другого пути нет, другого пути нет, другого пути нет...» – троекратное повторение усиливает значимость утверждения. Тоже самое можно найти в «Махабхарате» и др. Ведических шастрах. В «Кали-сантарана упанишад» например говорится что 16 слов Харе Кришна маха-мантры специально рекомендованы людям, желающим достичь освобождения от круга рождения и смерти, старовти и болезней. Зная об этом я и говорю «как власть имеющий» не смущаясь и не сомневаясь ни на минуту. Это не так, что я что-то придумал или мне что-то в голову взбрело. В моих заявлениях нет места религиозному фанатизму или шовинизму, которым так страдают люди причисляющие себя на основании своих материальных или телесных отношений к той или иной стране, нации или религии. Нет! На основании Ведических Шастр я делаю свои заявления, которые безошибочно определяют прошлое настоящее и будущее. Так например, в «Бхавишья Пурана», книга предсказаний, было сказано и о Исусе Христе и о Магомете, а в том же «Шримад Бхагаватам о появлении Будды за 2500 тысячи лет до наступления самого буддизма. С приходом Шри Чайтаньи (более 500 лет назад) считается, что наступает золотой век. 10 000 лет он будет продолжаться и каждый, кто родится на земле в этот период времени, сможет присоединиться к движению Санкиртаны.
С.: Я понимаю. Эта сторона дела не в пример распротранению христианства.
М.: В отличие от прочих, последователи сознания Кришны неукоснительно следутю тем принципам, которые отражены в других религиозных писаниях, как например, не убий, не прелюбодействуй и т.д. Мы не едим мяса. Не употребляем интоксикаций, секс только для зачатия детей и не играем в азартные игры. Эти принципы поддерживают в обществе свод кодексов духовной и истинно религиозной жизни.
С.: Раньше люди жили по религиозной традиции. Они были менее испорченными. Сейчас нам говорят, пишут и показывают с экранов телевизоров: бери от жизни все и кайфуй. Убивай и наслаждайся...на выбор сексуальные развлечения.
М.: Да, эта пропаганда создает некоторые трудности. Но план Кришны воплощается в жизнь даже теми, кто против его. Проповедь может быть двух типов: позитивная и негативная. Вот пример негативной проповеди. Наслаждений море, но возможности наслаждаться в этом мире ограниченны материальным телом. Что они будут делать, когда придет болезнь, старость и смерть? Со смертью - конец всему? Могут ли они стать счастливыми. Нет! Душа вечна, сознающа, блаженна, а материальный мир ограничен, полон невежества и скорби. Люди бездарны, беспробудно глупы. Даже для того, чтобы насладиться они должны получить образование. Сознания Кришны - это особый вид образования, очень дорогой вид тонкого, изошренного наслаждения. Для ниших духом не по карману. Следовательно, в поисках счастья, истощив запас хорошей кармы, очень скоро наступит банкротство... и тогда мы предложим им прекрасное пение Харе Кришна и танцы в экстазе. Проповедь сознания Кришны осуществляется милостью самого Господа.
С.: Честно говоря, я недостаточно знаком с восточной философией. Как говорят руки не доходили. Хотя у меня всегда было большое стремление к этой культуре, в особенности к индийской.
КАК ЛЮБИТЬ БОГА?
На этот вопрос далеко не каждый теолог, не говоря, просто о верующем знает ответ. Во первых потому, что далеко не каждый знает: «А кто есть Бог?» Для одних Бог – это Аллах, Для других – Будда, Для третьх – Иегова, для четвертых... можно продолжать список до бесконечности. Что стоит только один индуизм? В индуизме кому только не поклоняются: Вишну, Лакшми-Нарайане, Шиве, Брахме, Дурге, Ганеше, богу солнца, огня, дереву баньян, шалаграмму шиле, туласи деви, корове... - богиням и богам в образе и без образа. Здесь мы не рассматриваем многобожников-язычников, жителей африканского континета, и собстено словятских племен и народов обитавших некогда на территории России Сибири и дальнего востока. Здесь мы не говорим о пантеоне древних египтян, эллинов и божествах древнего Рима. Вопрос поклонения Богу – весьма не простой уже потому, что люди из всего многообразия Его форм не знают, а кто же Бог, хотя все говорят, что он един. В своих поисках лочности Бога не редко человек может иметь дело с зооморфизмом и антропоморфизмом и в конце концов с имперсонализмом. Есть люди которые считают себя богом, а есть такие которые просто атеистичны для них в роли Бога выступает общественное сознание, сознание нации, государства, партии или формации: коммунизм, капитализм, или культ личность, лидер диктатор или нечто. Например многие поклоняются доллару как Богу, другие силным мира сего, Были такие кто поклонялся Гитлеру сталину или Ленину. Некоторые поклоняются сексу, или представителям противоположного полу, а есть такие для которых страсть (кама) в любой форме к любому объекту – божественна.
Итак, кто же истинно есть Бог и кто или что таковым не является? Как Его распознать и различить во всех формах и многообразии Его проявлений? И, чтобы говоря о любви, не ошибиться и не отдать свою любовь кому-то другому. В конце концов - как любить Бога? – вот вопрос.
Вот некоторые сведения, которые мы почерпнули о Боге в процессе изучения ведической литературы.
Бог или Бхагаван по описанию Парашара муни, это тот, кто обладает: всем богатством, всей славой, всем знанием и отречением, всей красотой и силой. Тот, кто является источником и вместилищем всех шести достояний мира есть Бог.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Я источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрые, кто в совершенстве знают это, отдают себя преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем.» (10. 8.)
Этот стих безусловно ставит Кришну в положение Верховной личности Бога. Но мы могли бы усомниться, потому что в наше время есть много людей, которые по-своему безрассудству утверждают тоже самое. Поэтому мы должны обратиться к свидетельству очевидцев. 5000 лет назад Кришна воплощался на этой планете и продемонстрировал свое бесподобное могущество, богатство, славу, силу, красоту, знание и отречение. Ведические писания зафиксировали этот факт. Далее в «Бхагавад-гите» Арджуна сказал: «Ты – Верховная личность Бога, конечная обитель, чистейший, Абсолютная истина. Ты – вечнач изначальная личность, нерожденный, величайший. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса, подтверждают эту истину о Тебе, и теперь Ты Сам объявляешь это мне».(10.12-13)
Если мы не доверяем Самому Кришне и Арджуне, другу Кришны, мы должны обратиться к авторитету великих мудрецов. И теперь в «Брахма самхите» сам творец вселенной Брахма заявляет: ишвара парамаха кришна сат-чит-ананада виграха анадир адиар говинда сарва карана каранам – Кришна, Его тело вечность, оно исполненно знания и блаженства, Он - изначальная личность предвечный Господь Говинда. Он - причиной всех причин.
В «Бхакти-расамрита синдху» Шрила Рупа Госвами, изучив досконально писания, сделал пречень трансцендентальных качеств Господа: 1) у него прекрасная внешность; 2) на Его теле можно обнаружить все благоприятные знаки; 3) Его вид радует глаз; 4) Он излучает сияние; 5) Он силен; 6) вечно юн; 7) замечательно знает языки; 8) правдив; 9) приятный собеседник; 10) красноречив; 11) высокообразован; 12) очень разумен); 13) гениален; 14) артистичен; 15) необычайно ловок; 16) искусен в делах; 17) благороден; 18) непреклонен; 19) в совершенстве знает как поступать согласно времени и обстоятельствам; 20) на все смотрит сквозь призму Вед; 21) чист; 22) владеет собой; 23) решителен; 24) терпелив; 25) снисходителен; 26) непроницаем; 27) самодостаточен; 28) беспристрастен; 29) щедр; 30) религиозен; 31) отважен; 32) сострадтелен; 33) почтителен) 34) учтив; 35) терпим; 36) застенчив; 37) защитник предавшихся Ему душ; 38) счастлив; 39) добр; к Своим преданным; 40) Им управляет любовь; 41) Он всеблагой; 42) самый могущенственный; 43) самый знаменитый; 44) всеобщий любимец; 45) питает пристрастие к Своим преданным; 46) очень притягателен для всех женщин; 47) объект всеобщего поклонения; 48) обладает всеми достояниями; 49) почитаем всеми; 50) верховный повелитель;
Когда кто-то из живых существ становится чистым преданным Господа в нем, как в неотемлемой частице трансцендентального целого, начинают так же проявляться эти качества, правда в значительно меньшей степени. Другими словами люди и полубоги могут обрести эти пятьдесят качеств в той или иной степени, пропорционально их преданному служению. Но в полной мере они присущи только Самому Господу.
Помимо упомянутых 50 качеств, существуют еще пять, которыми может обладать Господь Шива: 51) Он никогда не попадает под влияние майи (иллюзии); 52) Он знает сердце каждого и все не зависимо от времени, места и т.д.; 53) его красота вечно обновляется; 54) Его тело сат-чит-ананда; 55) обладает всеми мистическими совершенствами;
Кроме того у Кришны проявляются еще пять качеств, которые присущи Господу Нарайане: 56) Он обладает непостижимыми энергиями, Он разрушает прарабдха-карму Своих преданных; 57) бесчисленные вселенные исходят из пор Его тела; 58) Он изначальный источник всех воплощений; 59) убивая своих врагов, Он дает им освобождение; 60) Он привлекает к Себе освобожденные души;
Следующие четыре уникальных качества присущи только Самому Кришне: 61) Он являет Свои чудесные игры; 62) всегда в обществе преданных; 63) Своей игрой на флейте привлекает умы всех живых существ во вселенной; 65) обладает необычайной красотой, которая способна растопить каменоое сердце, покоряя все движущиеся и неподвижные существа.
Если принять за единицу Верховную личность Бога, то в процентном отношении живое существо, включая Брахму, может обрести 78% божественной природы Господа Кришны. Шива - это отдельная таттва 81%. Вишну и Нарайана до 95% . Но только Кришна всеми 100% Он единственный Господин и все другие Его слуги. Дживера сварупа хай кришнера нитья даса. Он наслаждается всем и все другие наслжадются в степени преданного служения Ему. Если кто-то творит, так например Брахма, хотя он Аватара Кришны, тем не менее он остается слугой. Если кто-то поддерживает мир – Вишну или разрушает его как Шива, сколько могущественным бы не было существо оно остается в разряде слуг Господа. Таково реальное положение вещей. Только Кришна наслаждается всем, не принимая участия ни в какой другой деятельности, оставаясь всегда невозмутимым и удовлетворенным. Кришна всегда счастлив и Его чистые преданные, безраздельно посвятившие любовному служению Ему наслаждаются наравне с Ним. Такое наслаждение отлично от всего, что касается удовлетворения материальных чувств тела и ума. Оно вечно, свободно от ощущения горечи и разочарования, оно постоянно увеличивается.Только оно способно полностью удовлетворить душу. Наше истинное я.
Теперь посмотрим как Кришна, Верховная личность Бога распространяет Себя во множестве трансцендентальных форм, принимая бесчисленное множество образов, воплощений и инкарнаций ради собственного наслаждения, наслаждаясь и принося радость всему миру.
***
Изначально существует Кришна, мальчик пастушек играющий на флейте развлекающийся среди своих друзей и подруг во Врадже на Голоке Вриндавана. Он любимый сын Нанды Махраджа и Яшоды – майи. Он друг мальчиков пастушков и единственный возлюбленный девушек пастушек – жизнь и душа обитателей Вриндаваны. Эти отношения во Вриндаване отличны от тех что существуют на Вайкунтха, на других планетах духовного мира. Они интимны и полны сладости. Здесь никто не думает о Кришне как о Всевышнем. Мадхурья – необычайная сладость привлекает к Нему все живые существа. Под влиянием йога-майи Его внутренней духовной энергии вся атмосфера Вриндаваны пропитана чувством чистой любви, которая не имет даже аналагов на Вайкунхах, не говоря уже о материальном мире. Кришна источник вечного наслаждения и Он же наслаждается любовью Своих друзей, родителей и возлюбленных. В «Брихад-вамана-пуране» Кришна говорит: «У Меня много замечательных развлечений, но тем не менее, при одной только мысли о раса-лиле с гопи Вриндавана Меня тотчас охватывает желание насладиться ею снова»
Говоря о Кришне, мы не имеем ввиду Его одного. Под «Кришной» мы подразумеваем Его имя, Его качества, Его друзей, окружение, Вриндаван, Его игры и пр. – все это заключено в слове «Кришна».
Сначала Кришна проявляет Себя как свайам-рупа. Его личная форма – пара. Затем как тадекатма-рупа, она почти неотличается от свайам-рупы, за исключением, строения и особенностей тела. Эта форма бывает двух типов: свамша и виласа. Далее Он проявляет Себя как авеша-рпа или шактиавеша аватара. Каждое из этих понятий требует комментария, но здесь мы коснемся этого лишь слегка.
В свайам рупе Кришна всегда остается во Вриндаване. Эта форма может проявляться в двух других: как прабхава-пракаша, так и вайбхава–пракаша. В форме вайбхава-пракаши Кришна проявляет Себя как Баларама. Это - Сам Кришна и единственное различие только в том, что Кришна темного, а Баларама светлого цвета. Это первая Его экспансия, которая представляет могущество Господа.
Далее Кришна принимает четырех рукие формы: Васудевы, Санкаршаны Прадьюмны и Анирудхи. Из этих форм возникают 24 формы, которые называются вайбхава-виласами, т.е. «игровыми формами», имеющими место на планетах Вайкунтхах. Соответственно расположению четырех символов в их четырех руках (раковина, диск, цветок лотоса и булава) они имеют определенные называния: такие как Кешава, Нарайана, Мадхава... и т.д.
Когда Кришна думает о Себе как о кшатрии Он принимает форму Васудевы.
Что мы видим? Кришна один и тот же, но представляет Себя различным образом.
В материальный мир Он приходит, принимая формы аватар. Таких аватар насчитывается шесть типов: 1) пуруша-аватары; 2) лила-аватары; 3) гуна-аватары; 4) манвантара-аватары; 5) йуга-аватары; и 6) шактиавеша-аватары.
Пуруша-аватар три: Маха-Вишну или Каранодакшай Вишну, Гарбходакшай Вишну и Кширодакшай Вишну. Их функции различаются по участию их в творении материального мира. Так например, Маха-Вишну – это сверхдуша махаттатвы, всей субстанции матриальной энергии, которая подобна облаку в духовном небе, Он возлежит в Причинном океане и из Его пор во время выдоха возникают бесчиссленное множество вселенных. Гарбходакшай Вишну – это сверхдуша каждой вселенной. Он помещает Себя в океан испарины Собственного трансцендентального тела, которая наполовину заполняет вселенную. Что происходит дальше? Как Кширодакшай Вишну Господь принимает роль сверхдуши, входя в сердце каждого живого существа и в ядро каждого атома.
Лила-аватары наиболее многочисленные. Если существует 8 400 000 форм жизни то надо думать, что Кришна принимал форму каждой из них, оставясь все тем же изначальным Господом, сохраняя Свое неизменное трансцендентальное положение.
Гуна-аватары представляют три качества материальной природы: раджа, саттва и тама гуны, т.е. страсть, благость и невежество. Брахма – представляет творческое начало, Вишну – поддерживает то, что создано Брахмой, а Шива в конце жизни Брахмы разрушает творение. Из них Вишну единственный, кто может дать освобождение живому существу ибо Его положение всегда трансцендентено.
Манвантара-аватары представляют 14 Ману – прорадителей человечества, Йуго-аватары - четыре юги (Сатья, Трета, Двапара и Кали югу), шакти авеша живые существа наделенные необычайным могуществом Верховной личности Бога. Так например, Исус Христос или Будда. Чтобы распространить ту или иную религию Кришна приходит Сам или посылает своих сыновей, уполномчив их представлять Его.
По мимо этого, Кришна приходит в этот мира в форме своей виграхи, т.е. изображения, нарисованного, сделанного из земли, из металла, дерева или камня. В соответсвии с играми Господа, Его лилами, Кришна принимает ту или иную виграху и различные имена. Иногда мы видим Его поднявшим Холм Гавардхана. Иногда стоящим под деревом, иногда пасущим коров, иногда танцующим с гопи. Иногда Кришна принимает форму шалаграмма шилы, иногда форму Своего преданного (Шри Кришна пришел как Шри Чайтанья)...
В «Бхагавад-гите» Арджуна обращается к Кришне с вопросом: «О Кришна, о высочайший мистик, как мне постоянно думать о Тебе, и как мне узнать Тебя? В какой из различных Твоих форм мне помнить Тебя, о Верховная личность Господа?»(16. 17.) И Кришна ради блага всех живых существ дает описание «Своих блистательных проявлений». Но, с оговоркой, как Он Сам говорит: «...не о всех, а лишь о главных, ибо Мое могущество беспредельно».
20. Я есть Параматма, о Арджуна, пребывающая в сердцах всех живых существ, Я – их начало, середина и конец.
21. Из Адитий Я – Вишну, из светил Я – лучезарное солнце, из Марутов Я – Маричи, и среди звезд Я – луна.
22. Из «ВЕД» Я – Сама-веда, из полубогов Я – Индра, царь небес, из чувтсв Я – ум, и в живых существах Я –жизненная сила (сознание).
23. Из Рудр Я – Господь Шива, из Якш и Ракш Я – властитель сокровищ( Кувера), из Васу Я – огонь (Агни), и из гор Я – Меру.
24. Знай, о Арджуна, что из жрецов Я – главный, Брихаспати. Из полководцев Я _ Картикея, и из водоемов Я – океан.
25. Среди великих мудрецов Я – Бхригу, из вибраций Я – Трансцендентальный слог ОМ, из жертвоприношений Я – воспевание святых имен (ждапа), и из неподвижного Я – Гималаи.
26. Сре ди деревьев Я – дерево баньян, и из мудрецов среди полубогов Я – Нарада, Из Гандхарвов Я – Читрартха, среди существ, достигших совершенства, Я – мудрец Капила.
27. Знай, что из коней Я – Уччайхишрава, произошедший из нектара бессмертия. Из благородных слонов Я – Айравата, и среди людей Я – царь.
28. Из оружия Я – удар молнии, среди коров Я – сурабхи, из причин порождения потомства Я – Кандарпа, бог любви, и из змей Я – Васуки.
29. Из многоглавых Нагов Я – Ананта, и среди обитателей вод Я – полубог Варуна. Из ушедших предков Я - Антарьяма, и среди свершающих правосудие Я – Яма, бог смерти.
30. Среди демонов Дайтий Я – преданный Прахлада, Среди паработителей Я – время; среди зверей Я – лев, среди птиц Я – Гаруда.
31. Из очищающих Я – ветер, из носящих оружие Я – Рама, среди рыб Я – акула, а среди рек Я – Ганга.
32. Я – начало, конец и середина всех творений, о Арджуна. Из всех видов знания Я – возвышенная наука о душе, среди логиков Я – окончательная истина.
33. Из букв Я есть буква А, а среди всех составных слов Я – двусложное. Я так же – неисчерпаемое время, а среди творцов Я – Брахма.
34. Я – всепожирающая смерть, и Я – творящий все, чему быть. Среди женщин Я – слава, удача, изящная речь, память, рассудительность, верность и терпеливость.
35. Из гимнов Я – Брихат-сама, пропетый Господу Индре, в поэзии Я – мантра Гаятри, читаемая брахманами ежедневно. Среди месяцев Я – ноябрь и декабрь, из времен года Я – цветущая весна.
36. Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного.
37. Из потомков Вришни Я – Васудева, из Пандав Я – Арджуна. Из мудрецов Я – Вьяса, и среди великих мыслителей – Ушана.
38. Среди подавляющих беззаконие Я – наказание. Я – нравственность стремящихся к победе, Я – безмолвие тайны и мудрость мудрых.
39. Боле того, Арджуна, Я – семя, порождающее все существующее. Ничто сущее - движущееся и неподвижноек – не может существовать без Меня.
40. О могучий покоритель врагов, Моим бежественным проявлениям нет конца. Те, о которых Я поведал Тебе – лишь малая часть Моего безграничного великолепия.
41. Знай, что все изумительные, прекрасные и славные создания возникают лишь из искры Моего великолепия.
42. ...Одной лишь крошечной частицей Себя Я пронизыаю и поддерживаю всю эту вселенную.
Далее идет описание вселенской формы Господа. Кришна непостижимо удивителен и тот, кто знает науку о Кришне, находясь в сознании Кришны, способен видеть Господа всегда и везде, оказывая уважение всем живым существам.
«Ученые трансценденталисты те, ко постигли Абсолютную истину, называют эту недвойственную субстанцию: Брахманом, Параматмой и Бхагаваном» (Ш.Б. 1.2.11.)
Другими словами, те, кто познали Кришну, заключили, что Он проявляет с Себя через различные энергии как Брахман, локально, как Парматма и в личной форме как Бхагаван. Из этого следует, что не существует ничего кроме Кришны.
И о чем мы должны говорить? Только о Кришне. Такого видение и понимание того кто познал Абсолютную истину.
В Кали-югу Кришна для всеобщего блага принял форму Своего святого имени. Теперь каждый может приблизиться к Кришне просто воспевая Его имена, в которые Он заключил все Свои трансцендентальные энергии. Имя «Кришна» и Сам Кришна одно и тоже. Харе – это духовная энергия Кришны, Рама – это тоже Кришна в Своем проявлении бесконечного блаженства. Таким образом каждый кто воспевает Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе может легко осознать свои отношения с Богом и обрести любовь к Нему.
На самом дел, все поклоняются Кришне – единому Богу, но делают это часто не так как положено, в соответствии со своим понимание и уровнем духовного развития. Чтобы привести людей к единому общему стандарту поклонения Шри Чайтанья стал проповедовать чистое преданное служение, шуддха-бхакти, которое является целью всякой религиозной практики. Оно трансцендентно, потому что представляет собой деятельность души. В каком бы теле душа не находилась, эта деятельность никогда не прекращается и через проявление особой милости Господа, когда человек искренне воспевает Его святые имена она восстанавливается.
Сознание Кришны - это не есть религия в обычном смысле этого слова, которая представляет принципы благочестивой жизни. Это чистое сознание, которое позволяет непосредственно служить Господу из любви и преданности Ему.
Когда сердце человека очищается от материалистической скверны, любовь спонтанно пробуждается в нем. Кришна входит в ухо, затем в сердце того , кто слушает о Нем в форме трансцендентного звука. Такое слушание должно быть принято с уст чистого преданного. Насколько возможно необходимо избегать сушание о Кришне от атеистов или не преданных Господа. Если мы слушаем о Боге от атеистов мы становимся атеистами. Когда человеку повезло, и он может слышать о Кришне, в особенности о его раса-лиле, от расика преданного, это производит очень сильное впечатление на него, потому что Кришна входит Сам в сердце слушающего и изнутри начинает помогать человеку осознать Его. Вот и весь секрет.
Один преданный как-то сказал: «Я много наслышан о Нарайане, муже богини удачи и процветания, а так же других воплощениях Господа. Бесспорно, игры этих воплощений восхищают меня, но все же, когда я слышу о раса-лиле, в которой принимает участие Сам Кришна, волшебным образом усиливает мое трансцендентальное блаженство».
В «Десятой песне «Шримад Бхагаватам» (35.15) гопи гворят маме Йашоде: «Когда твой сын играет на флейте, ее звуки приводят всмятение Господа Шиву, Господа Брахму и Индру, хотя в это вселенной нет мудрее и ученее, чем они. Стоит им услышать звуки флейты Кришны, как они , забыв о своем высоком положении, в смирении склоняются перед Ним и, внимая этим звукам, становятся серьезными».
Что происходит, когда Кришна играет на флейте? Брахма повергается в изумление.Кумары прерывают свою медитацию, Шива прекращает бить в свой барабан, а Ананатадева начинает раскачиваться из стороны в сторону, поддерживая на своих капюшонах бесчисленные планеты.
Когда пролетая в пространстве на своих виманах, жены полубогов слышат звуки флейты, они теряют сознание от вдруг нахлынувшей страсти, их сари сползают и они падают на колени своих мужей. О как они любят Кришну думают полубоги. При звуках флейты облака в небе останавливаются. Лотосы на озерах и пруда как на теле пупырышками раскрываются от экстаза любви. Реки поворочивают вспять и плавное их течение образует водовороты...
«Хотя наши отношения с Тобой и напоминают любовный роман, – как бы сожалея говорят гопи, - тем не менее, мы не можем не удивляться - ни одна женщина, услышав звуки Твоей флейты, не в силах сохранить свое целомудрие. Да что говорить о женщинах, даже суровые мужчины забывают обо всем на свете при ее звуках... коровы, олени, птицы и деревья Вриндаваны – словом все – становятся зачароваными нежными ее звуками. А что говорить о Твоей пленительной красате?»
Красота Кришна способна очаровать самого Купидона, бога любви. Она затмевает красоту тысячи Купидонов.
В «Лалита-мадхаве» Рупа Госвами пишет: «Однажды Кришна случайно увидел свое отражение, сидя на зеркально гладком полу. «Кто это! – воскликнул Он. - Мне никогда раньше не доводилось видеть столь очаровательно красивой личности! Хотя очевидно, что это я Сам, все же мне нестерпимо хочется обнять свое отражение, чтобы насладиться блаженством, которое испытывает Радхарани, обнимая Меня.»
Там же в Десятой Песне «Шримад Бхагаватам» (14.7.) Брахма говорит в совершенном изумлении: «О мой Господь, непостижимы Твои черты характера, красота и деяния, которые придя на эту планету, ты явил. Невозможно измерить их никакими мерками. Любые попытки просто представить себе Кришну тоже напрасны. Может когда-нибудь ученые-материалисты после многих жизней и долгих лет упорного труда познают этот мир и сосчитают все атомы пространтва. Может быть кому-то из них удастся определить число атомов во всех вселенных. Но даже тогда, никто не будет в состоянии описать и определить все Твои трансцендентальные качества – О, источник бесконечного блаженства!»
КАК ЛЮБИТь БОГА?
Теперь возвращаясь к этому вопросу попытаемся описать особенности любви чистых преданных, которой наслаждается Кришна.
Такие трактаты как «Кама сутра» описывают различные способы как возбудить страсть и как ею наслаждаться. Заметим, что это не имеет ничего общего с любовными наслаждениями Господа Кришны и Его преданных. Плотские утехи и чувство истинной любви как земля и небо. Как сказал бы поэт: «Рожденнй ползать - летать не может!»
Изначально существует любовь к Богу (кришна-према), но под воздействием материальной природы гун страсти (раджа) и невежества (тама) она трансформируется в вожделение (кама).
В материальном мире, который является обратным отражением духовного, самое высокое состояние любви принимает извращенные формы самой низкой страсти. Наслаждение такой страстью на самом деле доступно даже кошкам и собакам. Взять например, обезьян, которые по теории Дарвина были его предками, они очень искусны в этом. Хотя заметим, что они не были знакомы с кама-сутрой.
У животных нет никакого образования, нет ни сексопатологов и пр. учителей, но они делают тоже самое доволь искусно. На зависть некоторым сластолюбцам.
В отличие от них человек может познать высшее наслаждение, истинную любовь, любовь к Кришне. Этому и учит бхакти-йога, йога преданности и любви. Прежде всего человек должен научиться, как говорят, владеть собой, тоесть контролировать, управлять своими чувствами и умом, вовлекая их в процессы преданного любовного служения Господу, господину чувств и ума.
В «Бхагавад-гите» материальный мир сравнивается с дервом баньян растущим корнями вверх. Реально такого дерева не сущестувет. Но его можно видеть как отражение а водоеме. Вешина реального дерева духовного совершенства в материальном мире, в отражении, находится в самом низу. В животной форме жизни. Поэтому чтобы избавиться от привязанностей низшего характера, необходимо отрубить это ложное отраженное состояние бытия орудием знания и непривязанности.
Как стать отреченным и не привязанным от материальных чувтвенных наслаждений? Через привязанность к Кришне.
Этому нас и учат великие ачарии учителя гуру всего мира.
Так же как Фрейд пытался найти спосб излечения болезней с помощью своего психоанализа, так и мы желаем провести свой духовный психоанализ, развиая привязанность к Кришне, кеоторый является причиной всех причин.
Чистая психология либидо, наслаждения заключена во все блаженной природе абсолюта и говоря о сублемации ее, мы имеем в виду извращения которые подобны дереву растущему вверх корнями.
Чистая психология секса, любви заключена во все блаженной природе Кришны Верховной личности Бога. Есть одна личность, Кришна, и другая, индивдуальная душа, и между ними возникает чувство спонтанной любви. Эта любовь все связывает все познает все производит.
Нет ничего кроме любви, которая в материальном мире может косвенно проявляться в форме гнева, рыцарства, сострадания, изумления, страха, отвращения или смеха. Все особенности и психофизические состояния, которые можно наблюдать в отношениях с разными типами людей имеют духовную общую природу, отношений, которые связывают нас с личностью Бога.
С Кришной можно иметь нейтральные отношения (шанта). Сознавая Его мистическое могущество, великолепие богатство, славу и т.д. моежно начать медитировать на его проявление как парамтмы в сердце человека. Кришне можно питать чувства почтения, уважения как к своему покровителю и Господину, будучи его слугой (дасья). Кришну можно любить как своего друга (сакхья). К Кришне можно относиться как к своему ребенку. Родительская любовь занимает более высокое положение относительно дружеской привязанности. И наконец Кришну можно любить как жена любит своего мужа. Эта супружеская любовь имеет особую привлекательность интимных отношений, чувств которые превосходят все виды наслаждений. Подобно ледянцу они заключают в себе всю сладость, которую можно извлечь из родительской и дружеской любви.
Когда в материальном имре кто-то влюлен как говорят по ушион забывает и своих родителей и оставляет своих друзей. Таков феномен супружеских отношений. Такого рода любовь бывает двух типов свакия и паракия(в замужестве и вне его) .
В материальном мире мы часто имеем дело и с тем и с другим. Не зная природы мы можем порицать один тип отношений и ставить в пример другой, но суть от этого не меняется . Такие отношения имели место быть всегда. Часто являесь темой запретной, но особо сладкой, воспетой в творчестве многих поэтов и писателей. В особенности в современый период истории.
Кришна наслаждается вкусов всех этих любовных отношений или рас. Являясь одновременно их источником. Если строго говорить то Кришна сам распространяет Себя через различные энегрии и личностные экспансии, вишну-таттвы, джива-татвы сварупа-шакти и майя-шакти наслаждаясь самим в себе. Джива-шакти представляет живые существа, атомарные, незначительные в отношении общего целого, наделенные ограниченным сознанием и некоторой чувствительностью, позволяющей им наслаждаться, некоторой свободой и самостоятельностью в рамках той или иной энергии.
Но вернемся к дереву баньян, чтобы для тех, кто знаком с психоонализом Фрейда, дать возможность отыскать корень, проводя некоторые аналогии, анализируя и сопоставляя, затем поливать его.
КОРНЕМ ВСЕГО ЯВЛЯЕТСЯ КРИШНА
Зри в корень.
«... Говорится, что существует бессмертное дерево баньян, корни которого растут вверх, а ветви – вниз, а листья его – ведические гимны. Знающий это дерево познал «ВЕДЫ». (15.1).
Хитросплетения материального мира сравниваются с деревом баньян. Для того, кто занят кармической деятельностью, это дерево бесконечно. Можно бесконечно блуждать, растекаясь мыслью с одной ветки на другую, со второй на третью, а с третьей на четвертую и т.д. Этому не будет конца. Для того, кто привязан к чувственным наслажденим не возможно достичь освобождения. Ведические гимны, которые позволяют человеку духовно развиваться представляют листья этого дерва. Корни дерева растут вверх, простираясь к высшей планете вселенной, где обитает Брахма. Если человеку повезет, он сможет понять не реальность, иллюзорность этого дерева и так выбраться из него.
В природе не существует такого дерева, но такое дерево можно увидеть как отражение в водоеме. Это отражение духовного мира. Оно покоится на желаниях живого существа и является точной копией подлинного дерева, которое представляет духовный мир. Все что ни есть в материальном мире воспринимаемое нашими чувствами и умом, реально существует в духовном мире и может быть воспринято через посредство духовных чувств и духовного ума и разума.
Поскольку это материально, то оно временно. Так же как отражение, оно носит времнный характер. Оружием знания и отречения человек должен отсечь это иллюзорное дерево и Веды помогают ему в этом.
«Большие ветки этого дерева простираются вверх, питаемые тремя гунами материальной природы. Маленькие ветки его – это объекты чувств. У такого дерева есть и корни, идущие вниз; они связаны с кармической деятельностью человеческого общества».
В нижней части дерева находятся разнообразные формы жизни: люди, животные, птицы и пр. В верхней части располагаются полубоги, гандхарвы и другие более цивильные существа. Так же как обычное дерево питается водой, так и это дерево питается тремя гунами материальной природы. Маленькие ветки являются объектами чувств. Кончики веток – органы чувств. Боковые корни есть симпатии и антипатии, которые создают привязанность материальному миру и являются причиной всевозможных страданий. Склонность к праведной и греховной деятельности произрастает из них. Главный корень идет к Брахмалоке.. Планета земля является полем деятельности людей.
«Истинную форму этого дерева нельзя постичь в этом мире. Никто не может понять, где оно оканчивается , где начинается и где его основание. Необходимо со всей решительностью срубить это дерево, чьи корни глубоко ушли в землю оружием отрешенности. После этого найти то место, достигнув которого, никто и никогда не возвращается назад. И там вручить себя Верховной личности Бога, С Него все начинается и все распротраняется с незапамятных времен». (15.3-4)
С.: Конечно, когда веришь... вера вдохновляет человека.
М.: Да, но вера бывает в благости , страсти и невежестве. Невежественные люди тоже верят, но могут ли они расчитывать на успех в своей духовной жизни. Нет потому что их вера несовершенна. Это граничит с фанатизмом и сентиментализмом, когда человек ошибочно считает, что все хорошо, что ему нравится. Я настаиваю, что Кришна – Верховная личность, и сознание Кришны – самая важная вещь
И если вы с этим не согласны тогда попытайтесь оспорить или выяснить почему я так упорствую. Необходимо проявить любознательность и попытаться понять мои доводы и аргументы.
Когда к вам приходят студенты вы обучаете их по определнной программе, шаг за шагом, от А до Я. Вы не даете все сразу тем, кто не достаточно подготовлен. Аналогично этому не будем торопить события. 10 лет назад, когда мы с вами впервые встретились у вас были другие идеи, но теперь по истечению времени ваши взгляды мало по малу меняются. Ни что не стоит на месте. Жизнь нас подталкивает...
С.: Несомненно.
М.: Теперь я хочу обсудить психоанализ с позиции вечных отношений с Кришной в духовном мире. С точки зрения сознания Кришны не существует ничего, что не имело бы отношения к Кришне. Либидо, стремление к наслаждению, которое движет миром, берет свое начало в любовных играх Господа Кришны.
С.: Фрейд говорил о сублемации наслаждений. С точки зрения Фрейда, вера и религия – это процесс сублемации. Переработака, первичных инстинктивных влечений.
М.: Фрейд был материалистом, поэтому он так и не нашел причину либидо. Сначала есть любовь к Кришне, а потом ее переработка в вожделение, а не наоборот.
С. : Но Фрейд имел ввиду другое. Он исходил от обратного. Есть природа и человек часть природы. Эта природа построена материальном, а не на духовном основании.
М.: «Природа - говорит Кришна – это моя отделенная энергия: земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго». Кроме нее есть моя высшая энергия, которая включает в себя живые существа... Все сущее берет начало в этих двух природах. Я есть начало и Я – конец всего, что есть материального и всего что есть духовного в этом мире (7.4-6)
К этому нечего добавить. Кришна духовен и поскольку все берет начало из Него то на самом деле материи вообще нет, есть тольк дух. Реально только то, что духовно, а отражение, хотя оно кажется реальным, поскольку отражает Кришну, - материально, следовательно, иллюзорно.
С.: Я с вами согласен, но... у меня есть одна идея. Она связана с тем, что сначала была мысль Бога, план Бога, Его замысел...
М.: Нет. Все есть Бог. Все существует в Нем и все вечно, нет начала и конца.
С.: Мои родители были ботаниками. Отец мой был директором института. Он был профессором. Он занимался изучением лекарственных растений. И мать тоже...
М.: Кришна – в Своем воплощении Дханвантари, дал аюрведу, знание по медицине, Он учил как пользоваться лекарственными растениями... Как видите даже эта отрасль науки, медицина, дана Самим Богом. Любое знание дано изначально Богом – и это ценно. Религия тоже дана Богом, через пророков, учителей и т.д. Это не так, что кто-то придумал религию. ЕЕ нельзы придумать. Религия – это закон Бога, а то, что придумывают люди лишено всякого смысла.
С,: Я с этим согласен. Я так и говорил, что религия дана в форме откровения.
М.: Откровение принято или получено от Бога.
С.: Это своеобразный путь познания. Откровение может быть так же предметом изучения, научного исследования. Хотя оно может быть дано ясно и однозначно.
М.: Верно. Может иметь место то и другое. То,что мы делаем называется медитацией. Мы медитируем на Кришну, обсуждая Абсолютную истину.Так или иначе вокруг да около мы снова возвращаемся к Кришне, личности Бога. Так в результате этой медитации может прийти и откровение.. Я настаиваю: думайте о Кришне, размышляйте о Нем, изучайте Его книги, общайтесь с преданными, повторяйте Его святое имя и Он пошлет вам откровение. Помните о Нем постоянно, пока бодрствование и сон не станут сплошным поклонением и Кришна даст вам откровение.. Он просвятит вас изнутри сердца.. Это наиболее прямой путь к познанию истины.
С.: Я стараюсь ничего не упустить. Правда, у меня сон неважный...поэтому уменя не всегда хорошая голова. Но когда хорошая – тогда приходят хорошие мысли... Я воспитывался в естественно-научной среде. У нас дома бывал Вавилов Николай Иванович, он меня на руках держал, когда мне было 3-4 года. Он бывал у нас чатенько. Я знал и видел академиков лицо...
М.: А некоторые видели видели Христа. И он их благословлял... Да что там Христа - Самого Кришну! ...
С.: Я не хвастаюсь Я просто хочу сказать, что привык копределенному кргу людей. Онитут постоянно о чем-то разговаривали. Насчет того, другого... иногда эти темы были запретными и не всегда безопасными. Я слушал часто ничего не понимал, но привыкал к определнному стилю, тональности, терминологии...Для них был важен не хлеб насущный, но это дело... Одни были преданы Лысенко, другие Вавилову, генетике...между ними часто происходили споры. Когда я стал изучать философскую литературу, в моем понимании они оказались недостаточно философичными. Религией они вообще не интерсовались...хотя мой отец был крещенным, как все в то время, ходил в церковь, но потом вступил в партию... в душе у него, конечно был какой-то стержень...
М,: На самом деле идея коммунизма, основной принцип, которого «от каждого по способности и каждому по поторебности» заимствована у Кришны.
С.: Но коммунисты вряд ли занли об этом. Маркс не занл об этом, Он не был знаком с Ведической литературой. Хотя хорошо проштудировал греческую.
М.: Его отец был раввином, но сам Маркс был противником любой религии. Он был свидетелм религиозных столкновений между различными конфессиями, между христианами, протестантами и иудеями... Он ненавидел религию – ему полюбилась теория Дарвина.
С.: Я многие годы верил, что дарвинизм, теория эволюции, естетственного отбора и борьба за существование...приводит к возникновению разума. Но теперь, когда познакомился с литературой, то выяснил, что эта теория не состоятельна.
М.: В учебных заведениях Америки, в некоторых штатах, запретили ее преподавать.
С.: Возможно, по другим причинам. Теперь подсчитали, что если бы дело обстояло так, как говорил Дарвин, то потребовалось бы на всю эволюцию в миллиард больше времени, чем существует сама земля, вот в чем дело.
М.: Но, к сожалению, те, кто подсчитали, так же могут ошибаться.
С.: ...примерно, не помню точно, 7 миллиардов или 10 миллиардов... Человек существует 50 миллионов лет, скажем, а земля 7 миллиардов...
М.: Да, миллиард туда или сюда не принципиально?
С.: Такие цифры есть, но насколько они соответствуют...Если верить им...или ничему не верить...
М.: Нет выбора мы всегда вынуждены чему-то верить – или ученым, или Богу.
С.: Основные принципы теории эволюции не работают, потому что они не могут объяснить целенаправленного развития человека и мира в направлении более разумного движения. Объяснить просто путем естественного отбора появление человека из какого-то микроба, из вируса или лягушки. Это совершенно несерьезное дело, потому что нет никаких данных, фактов, нет, свидетельств. Если теоретически расчитать, сколько потребуется времени при случайных мутациях (Дарвин имел ввиду случайные мутации), нецеленаправленное движение к человеку, а просто так... случайно лягушка квакнула, отклонилась и у нее появился кусочек мозга, извилина и тому подобное. Если так рассуждать, то времени не хватит. Поэтому разумно предположить, что есть некая разумная сила, которая направляет ход развития. Может и есть эволюция...
М.: Духовная - эволюция души. Материальное тело не может эволюционировать, будучи инертным.
С.: такая эволюция происходит не путем случайных мутаций, а путем целенаправленного движения...
М.: Движения к Богу. Все живое стремится к освобождению, к познатию Бога. Эволюция сознания, когда душа перходит из низшей формы жизни к более высокой., а бостигнув человеческой получает шанс восстановить свои отношения с Богом.
С. : таким образом мы приходим к заключению, что разумное начало имеет большую занчимость, чем ход случайных событий.
М.: По словам Гегеля, если существует Абсолютная истина, то не может быть случайности.
С.: Необходимо людей воспитывать с детства, прививая им сознание Бога. Необходимо детей приучать к мысли о духовном, иначе, когда они становятся взрослыми, они уходят в материализм, и тогда их очень трудно вернуть...
М.: Трудно, но все же возможно.
© 2010 Мурали Мохан дас
Движение Санкиртана
Sankirtana.by