Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
Улыбка Гуру на зависть хмурым
13-10-2009 18070
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 8
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • Панча-таттва мантра, Маха мантра

    27-03-2010 (18:53) - Администратор
    article112.jpg

    Беседа с ведущим телепрограмы Невзоровым 


    Ведущий НЕВЗОРОВ (в дальнейшем Н.): Я не вспомню имя того американского фантаста, который в свое время написал и опубликовал в научной фантастике прекрасный рассказ о том, как земляне прилетают на одну из планет и встречаются там с цивилизацией, причем ужас заключается в том, что встреченная цивилизация до такой степени повторяет все признаки гуманоидов, т.е. речь, слова, походка, волосы, абсолютно все, но никакого контакта в общении не получается. (Слишком уж явный намек! Заранее настраивает всех на то, что диалога не выйдет.) Ну, в рассказе это заканчивается трагедией. Здесь, я надеюсь, это трагедией не закончится, хотя многие из присутствующих недоумевают по поводу, что же они видели и что же за пение они слышали. Ну, для того, чтобы прояснить ситуацию окончательно, я объясню – мы находимся в Ленинградском Дворце молодежи, в видеобаре этого Дворца, и сейчас происходит встреча представителей средств массовой информации, просто людей, которым интересно это посмотреть, и людей, которые практикуют, я не знаю правильно ли я употреблю название «кришнаизм»?
    МАМУ ТХАКУР дас (в дальнейшем М.Т.д.): Вы не ошибаетесь. Мы, последователи движения сознания Кришны, которое является авторитетным, поскольку оно основано на древней ведической традиции, и которое распространяется по всему миру, поскольку…
    Н.: Постойте, слушайте, я вам дам сказать. Я просто хочу сейчас представить… Я извиняюсь за то, что я вас прервал, но я хочу представить всех, кто пришел на эту встречу. Но поскольку у нас такая непринужденная обстановка, то лучше каждый возьмет микрофон и скажет сам.
    ЗАЗОРИНА (в дальнейшем З.): Меня зовут Татьяна Зазорина, я зав. отделом ленинградской газеты «Смена». (Шум и смешки в зале.)
    Во время шума в зале представились:
    Игнатьев И.П. (И.) – научный сотрудник Музея религии и атеизма.
    Островская Е.П. (О.) – научный сотрудник Института востоковедения.
    ШАЛАГРАМ (Ш.) – Сергей Михайлович Неаполитанский, я литератор, занимаюсь переводами ведической литературы: «Чайтаньи чаритамриты», «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад гиты».
    В записи представление еще двоих участников встречи неразборчиво. Один из них – работник Горкома комсомола.
    Н.: Я могу попросить вас пересесть чуть-чуть ближе, как видите, шнур короток и мне приходится стоять в смешной позе перед вами. Двигайтесь ближе, вместе со стульями.
    Ш.: Что такое сознание Кришны?
    Н.: Так. Только единственное, что я очень прошу, регламентировать и понимать, что времени у нас мало. Итак, кто решится ответить на вопрос: что такое сознание Кришны?
    М.Т.д.: Сознание Кришны – это изначальное сознание живого существа, которое чисто само по себе. Живое существо является духовным по своей природе, отличным от этого материального тела, и является неотъемлемой частью Верховного Духовного Целого – Кришны. Поэтому Кришна распространяет Свое трансцендентальное сознание в каждом живом существе, как неотъемлемой части. Ахам брахмасми – я есть душа, я не есть это материальное тело. Это – ведическая установка, и всякий разумный человек это знает. Познай самого себя – это очень важный вопрос, и человеческая форма жизни предназначена именно для этого. Сознание Кришны – это есть просто чистое сознание, фактически.
    Н.: Так, спасибо, понятно. Ну, тогда я думаю, что среди тех, кто есть, и тех, кто здесь присутствует, наверняка у кого-то есть глубокий философский, ну и чисто праздный, так сказать, этнографический интерес: что означают оранжевые и желтые одежды и банные тапочки на ногах? Это непременная деталь чистоты сознания? Вы можете ответить на этот вопрос?
    Саша Хакимов (С.): Это традиционная одежда вайшнавов, дхоти называется. Цвет оранжевый одевают брахмачари, те люди, которые не имеют семьи, не женаты. Белый цвет означает, что человек женат.
    Н.: Только и всего, тот есть больше никаких у вас нет пояснений к вашему… А вот мешочки?
    М.Т.д.: В мешочке содержатся четки, на которых мы повторяем Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе (Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе).
    Н.: Это слова песни, которую упоминали только что.
    М.Т.д.: Это называется маха-мантра. Что означает: маха – великий, ман – ум, тра – очищение. Так переводится это слово с санскрита.
    Н.: Так. А почему четки запрятаны в мешочки?
    М.Т.д.: В момент инициации каждый ученик получает четки, начитанные, на которых начитывал гуру. И в данном случае, очень бережно должны храниться, и мы это соблюдаем.
    Н.: А вот ожерелье у вас на шее?
    М.Т.д.: Это называется туласи, то есть данное, так сказать, ожерелье является признаком вайшнава, так же как тилака, которую мы носим на различных частях тела.
    Н.: Чуть-чуть расшифруйте, пока непонятно.
    М.Т.д.: Туласи – это дерево, это преданная Кришны, которая является матерью преданного служения и в данном случае каждый вайшнав носит такое ожерелье.
    Н.: Понятней не стало, но спасибо. Ну, что я думаю, что пока мы разговариваем в свое удовольствие, у товарищей возникли вопросы, у кого следующий вопрос. Таня, наверно, вы?
    З.: Я думаю, что дата рождения Сознания Кришны и корни его не совсем точно были указаны ленинградскими представителями. Я думаю, на этот вопрос точнее ответит специалист.
    И.: У меня несколько вопросов к «кришнаитам». Один из них к товарищу Невзорову.
    Н.: Спасибо.
    И.: Как к ведущему этой передачи. Вы продолжаете считать, что тантризм – это учение, согласно которому учитель сожительствует с ученицей?
    Н.: Давайте эти вопросы мы с вами обсудим после записи, чтобы просто не тратить времени на тот материал, который, наверняка, останется за кадром. Итак, все-таки ответ на основной вопрос.
    И.: Хорошо. Вы знаете, по мере своих способностей, изучая кришнаизм, каким он был в Индии, в древней и современной, таким, каким он, с моей точки зрения, появился в интерпретации Шрилы Прабхупады, после 1965 года, когда Прабхупада организовал Международное общество Сознания Кришны, и таким, каким я вижу кришнаизм, вот представители здесь среди присутствующих людей, мне кажется, это все-таки две разные традиции. Я объясню сейчас, почему. Дело в том, что религия не существует в безвоздушном пространстве. Она определяет положение человека и в обществе, т.е. ориентирует его социально, нравственно, определяет его гражданскую позицию. Я говорил с некоторыми из присутствующих здесь кришнаитов, задавал им следующие вопросы: например, противоположны ли вера в Кришну и наука? Мне говорили, они сосуществуют между собой. Я задавал вопрос, скажем тем, о классовых позициях присутствующих здесь людей. Они не понимали меня. А вот, что об этом пишет основатель Международного общества Сознания Кришны Шрила Прабхупада. О взаимодействии науки и религии. «Продвижение в обучении, благодаря безбожным людям, так же опасно, как драгоценный камень на голове кобры. Все формы материального знания представляют только внешние черты иллюзорной энергии и культивированием этих форм знания никто не становится лучше осла». Я не зря задал вопрос, скажем, классовой позиции присутствующих здесь людей. Вопрос этот для них во многом бессмыслен. Это совершенно ясно. Но вот, что пишет Прабхупада: «Рабочий не может требовать, чтобы его считали собственником вещи только потому, что он усердно трудился над ее изготовлением». Вывод делается следующий: «В современном обществе постоянно существует большая вражда между рабочими и капиталистами. Поэтому нужно быть достаточно разумным, чтобы понять, что, кроме Господа, никто не является собственником чего бы то ни было». (Из какого контекста, конкретно, цитаты? Где же объяснение? Просто заговаривает зубы.)Вот эти два вопроса, которые у меня возникли. Я читал их специально для того, чтобы не исказить смысл, переписал их на карточки.
    Н.: Иван Петрович, то, что вы зачитывали, это, безусловно, интересно, но чтобы продолжать, я не знаю ответ, вопрос, утверждение…
    И.: То есть наука и религия. Становится человек ослом или нет?
    Н.: Конечно, становится ли человек… Может быть, так сказать, просто попросим наших кришнаитов ответить. Знаете что, вы садитесь еще ближе, потому что вот как-то вы выстроились странно, давайте к нам все-таки. Вас как зовут:
    Федор Громов (Ф.): Меня зовут Федор.
    Н.: Федор, ты слышал про осла?
    Ф.: Я слышал. Просто дело в том, что вырывать какие-то цитаты из книги, это, мягко выражаясь, не очень хорошо. Надо воспринимать писания целиком.
    Н.: Так, это традиционный, я бы сказал, ответ на вопрос, а все-таки, постарайтесь прокомментировать то, что Иван Петрович…
    С.: А зачем? Дело в том, что Прабхупада ничего не говорил кроме того, что говорит Кришна, и в данном случае так и говорит Кришна, что человек, считающий свою родину тем местом, где он родился, своих родственников…
    Н.: Уходим, уходим от темы…
    С.: Сейчас я объясню.
    Н.: Очень здорово уходим от темы, давайте все-таки не будем этого делать.
    С.: Одну минуту, одну минуту. Должен считаться подобным ослу или корове. Так говорит Кришна. Это описано в Ведах, это описано в Ведах, это говорит не только Шрила Прабхупада.
    И.: В Ведах Кришна говорить не может.
    Н.: Секундочку. Елена Петровна, Веды и Кришна. Установите даты.
    О.: Ну, по-видимому, здесь есть явно какая-то передержка. Что именно в Ведах вы имеете в виду и приписываете Кришне.
    С.: Шримад-Бхагаватам.
    И.: Шримад-Бхагаватам – это не Веды.
    С.: Это Веды. Это Маха пурана.
    И. Четыре Веды существуют.
    Н. Да, извиняюсь. Я беру на себя смелость прервать эту научную беседу, потому что она никому не понятна и, вероятно, кроме очень узких специалистов, мало интересна. Итак, кришнаитство и наука. Взаимоотношение этих двух понятий с вашей точки зрения?
    Андрей (А.): Все принадлежит Богу. Все принадлежит Богу, и нам очень трудно здесь идти на какие-то, то есть понимание того, что все это принадлежит нам. Мы должны понять, что все принадлежит Богу. Мы ничего не можем создать.
    Н.: Понятно. Кришнаитство и наука?
    Кирилл (К.): Дело в том, что целью человеческого познания вообще является познание самого себя, познание того, что человеческая душа является неотъемлемой частью Бога. И всякое познание, которое не преследует эту цель, не является в действительности наукой, той, которая необходима человеку. Мы следуем этому, поскольку об этом говорят Веды, и поэтому Шрила Прабхупада говорит о материалистической науке.
    Н.: Как вы все умеете уходит от ответа. Но это же не серьезно. Ну-ка, а вы?
    Володя (В.): Ну, в принципе, если человек химик, если человек физик, если человек математик…
    Н.: Во-во-во!
    В.: Хорошо, пусть он работает, доказывает, что Бог есть. Это проще, чем доказать, что Его нет.
    (Аплодисменты.)
    Н.: Так, это тоже немногим… но я боюсь, что, извините, Иван Петрович, но я думаю, наверное, ответа не дождаться. Чтобы меня не обвинили в предвзятости, я привожу всех в свидетели, что я опросил почти всех. Может быть, вы скажете напоследок. Вот с вашей точки зрения – насколько могут сосуществовать, взаимно дополняя друг друга, кришнаитство и наука, и могут ли вообще?
    М.Т.д.: Истинное знание означает, что есть это материальное тело, то есть материальное…
    Н.: Но познание материального тела…
    М.Т.д.: Минуточку, вы меня перебиваете.
    Н.: Извиняюсь, я вас иногда перебиваю.
    М.Т.д.: А напрасно. (Смех. Аплодисменты.) Знание – это есть знание того, что из себя представляет материальная природа. Знание – это есть знание того, что из себя представляет живое существо, которое находится в этом материальном теле. Знание – это то, что определяет, что есть Верховное, которое является Высшим контролером, Ишварой и обладателем всего, которое является другом всех живых существ и Тот, который наслаждается всем. Концепция Бхагавана или Бога очень хорошо изложена Парашара Муни, великим святым и великим мудрецом, который определил личность, совершенную в шести аспектах. Эта личность должна обладать всем знанием, эта личность, которая обладает всем богатством, и сам Кришна говорит в «Бхагавад гите»: «Ахам сарвасья прабхаво маттах сарвам правартате» (Б-г. 10.8). Он говорит, что все материальные и духовные миры исходят из Меня. Точно так же, эта личность должна быть самой прекрасной, эта личность должна быть самой известной, и эта личность наиболее сильная, и из ведической литературы мы узнаем, что эта личность есть Кришна. И великие святые мудрецы, такие как Вьясадева, Нарада, Асита и Девала, и прочие последователи ведической традиции, они утверждают это. И мы принимаем на основании ведического знания истину, которая провозглашает сама о себе.
    Н.: Понятно. Ну, что ж, мы, вероятно, имеем ответ на вопрос о взаимоотношении кришнаитства и науки.
    З.: Можно я. Я не специалист ни по Ведам, ни по антиведам, а я специалист по той литературе, которую я прочла. У меня такой вопрос.
    Н. и З. (хором): По материально-нравственным и правовым основам сосуществования…
    З. (одна): …подобных организаций вот в нашей стране. В «Бхагавад гите как она есть» Шрила Прабхупада, а поскольку существует несколько толкований, несколько комментариев, несколько переводов «Бхагавад гиты» за несколько веков, тысячелетий даже ее существования. У Шрилы Прабхупады говорится о том, что материалисты, «эти жалкие материалисты», никогда не смогут познать истину, потому что истина не достигается путем изучения, а только путем веры. Допустим. Но непонятно, зачем Сознание Кришны выпускает листовки с грифом «Общество Знания» и с подтекстом «из отчета лаборатории по исследованию биологических полей». Что, значит Кришна нуждается в поддержке науки?
    Н. – Так, понятно. Ну, я думаю, тогда мы продолжим с Иваном Петровичем, или вы, Таня, хотите, чтобы обязательно был ответ?
    З. и И. (хором): Нет, был задан вопрос.
    З.: Что это значит и как. Если наука отрицается, то зачем тогда Кришне еще, так сказать, лаборатория биополей?
    Н.: Так, можно вас потревожить? Сейчас у меня оператор встанет с кабеля. Итак, вы слышали, наверно, вопрос Татьяны.
    А.: Почему это не является наукой?
    Н.: Нет, вы, вероятно, не расслышали вопроса или не придали ему значения. Кто расслышал вопрос?
    М.Т.д.: Надо сказать, что наука не отвергается…
    Н.: Нет, я, так сказать, хочу еще раз…
    М.Т.д.: Но, наука должна служить Богу. Все создано Богом – иша васьям идам сарвам – все принадлежит Богу. Он – источник всего знания и люди науки, они должны служить Богу. Это – единственное, что требуется. В другом случае, эта наука приведет мир к разрушению – это факт. У нас так много проблем. Ученые, быть может, очень продвинуты в научном знании, но фактически они не знают, что надо делать и чего не надо.
    Голос: микрофон отключился.
    Н.: А кто-то стоит на разъеме.
    Голос: микрофон поправьте, микрофон оборвали. (Общий шум, смех.)
    Н.: Давай второй.
    Ф. Сколько у вас микрофонов?
    Н.: А этот микрофон работает?
    Обсуждение проблемы с микрофоном.
    М.Т.д.: Все это различные Его энергии. Он включит микрофон, когда будет необходимо. Не волнуйтесь, товарищи.
    Н.: Сережа, Сережа Черпадьев, Сережа, ты меня слышишь или нет.
    Голос: конечно.
    Н.: Просто я хочу предложить эксперимент. Тут вот возникло утверждение, что вся наша техника, принадлежащая Ленинградскому комитету по телевидению и радиовещанию, контролируется Кришной. И Кришна включает и выключает микрофоны тогда, когда Ему это будет надо. Давай сейчас проведем эксперимент – сможет ли Кришна нам вырубить микрофон во второй раз.
    Голос: попробуем, пусть Он лучше включит. (Общий шум.)
    М.Т.д.: Нет разницы между Его именем и Им Самим. Вы можете приблизиться к Кришне через посредство Его имени. Имя Кришны и Сам Кришна – одно и то же. Все говорят нам об этом: призвавший имя Господа спасется.
    Н.: Ну, так что, можно повторить реплику о том, что здесь все контролируется Кришной?
    М.Т.д.: Да, это в действительности. Здесь все контролируется Верховной Божественной Личностью, Шри Кришной.
    Н.: Здесь, это в Ленинградском Дворце молодежи. В частности, когда у нас только что вылетал микрофон…
    М.Т.д.: Не только во Дворце молодежи…
    Н.: …то было заявлено, что микрофон вылетел ни больше, ни меньше, как по воле Кришны, но посмотрим, будет ли Кришна выключать микрофоны за время последующего нашего разговора. Итак, я все-таки прошу присоединиться к беседе всех тех, кто тут отмалчивается, и беседу мы продолжаем. С наукой мы, кажется, закончили.
    Женский голос: Ребята, почему тогда вы не живете такой простой и скромной жизнью, если вы так считаете. Почему вам и Кришне нужно использовать достижения цивилизации, почему? Почему нужно контролировать ситуацию именно таким образом – выключить микрофон. Это довольно смешно.
    Н.: Пока микрофон еще раз не отключился.
    С.: Как уже было сказано, что все вокруг – это энергии Кришны, и нет чего-то отличного от Кришны, отдельного от Кришны. Цивилизация, продукты цивилизации – это так Его энергии, которой мы просто манипулируем фактически. Поэтому Кришне ничего не стоит отключить, скажем, микрофон, или включить его.
    Н.: Товарищи, позвольте я задам один дилетантский вопрос. Ну, Кришна един, да?
    С.: Кришна – это Бог, Он абсолютен.
    Н.: В каких, например, отношениях Он находится с христианским Саваофом?
    С.: Кришна, как Параматма, как Сверхдуша, находится в сердце каждого живого существа, находится с каждым живым существом в самых дружеских отношениях.
    Н.: То есть, они дружат с Саваофом, понятно. Итак, да, Таня.
    З.: Я хотела задать вопрос о том, если Кришна решает все, если Кришна руководит всем, какой смысл в деятельности и вашей, и нашей. Я знаю, что. Но тут вопрос опять же о науке, о работе каждого из вас: есть среди вас и люди с высшим образованием, есть люди, которые хотят стать кандидатами наук, я уже не говорю о том, как можно посвящать научный отчет Кришне и сдавать диалектический материализм, утверждая, что материя первична, а сознание вторично. И вот такой вопрос: если мы говорим о равенстве, а у Шрилы Прабхупады есть даже равенство животного и человека, и человеческое общество уподобляется животному стаду, то почему, получив книжки «Вне времени и пространства» и «Бхагават гита как она есть», не успев ее раскрыть, я увидела массу оскорбительных, так сказать, изъявлений, изъяснений, что типа такого: «эти жалкие материалисты», «эти глупые атеисты», «не способные понять», «не способные достичь каких-то высот», ну там, так сказать, разговор о рабочем классе, что невежественная прослойка и так далее. Почему вот такая нетерпимость к равным по духу, перед Кришной?
    Н.: Так, я попрошу ответить на этот вопрос.
    Вишну дас (В.д.): Ну, в данном случае, видимо, некоторые цитаты приведены не совсем точно о невежественной прослойке и все прочее… вырваны из контекста. Как раз в том движении, представителями которого мы являемся, движения Шри Кришны Чайтаньи, именно Чайтанья в XV веке, Он как раз говорил, что каждый человек, независимо от своего социального положения, образования и всего прочего, т.е. каждый человек имеет равные возможности для познания Бога, все равны перед Богом. Так что это не совсем правильное понимание.
    Н.: Опять мы имеем не совсем правильное понимание то ли вашего вопроса, то ли существа дела. Таня, может быть, тогда еще конкретнее.
    З.: Конкретнее я могу назвать страницы, и вот мне, так сказать, не дадут солгать или покривить душой, есть конкретные цитаты, которые мы привыкли понимать так, как написано, так сказать, печатным текстом. Тексты вы, так сказать, распространяете и дарите, а иногда и продаете тем людям, которых вы хотите привлечь, вот, в свое общество, и понимать их как-то по-иному очень сложно.
    Н.: Итак, еще раз расшифруйте, пожалуйста.
    К.: Сейчас вопроса не было.
    З.: Иногда верующие жалуются на то, что атеисты называют их темными, так сказать, неразумными, жалкими людьми. Я не могу привести пример: может быть, вы можете, когда, предположим, голословно говорится, что человек глуп, только потому, что он верит в Христа, в Кришну и т.д. Но в литературе Шрилы Прабхупады встречается через строчку, что атеисты жалкие, атеисты никогда не достигнут никакого в жизни счастья, ни прогресса ни в чем, потому что они атеисты.
    (А все статьи в печати?)
    Н. Ну, сейчас, наверно, ответите.
    К.: Шрилой Прабхупадой излагается ведическая точка зрения на жизнь человеческого существа, вообще живого существа. И, соответственно этой точке зрения, действительно, живое существо, когда оно забывает о своей вечной связи с Богом, оно не может достичь ни счастья, ни прогресса. Поэтому Шрила Прабхупада может назвать атеистов несчастными, материалистов. Но тем не менее каждый человек…
    Н.: А вы называете и считаете, например, меня несчастным?*
    К.: Ну…
    Н.: Нет, давайте по-честному.
    К.: Если честно, да. (Смех, аплодисменты.)
    Н.: Хорошо. Так, ну что ж, я думаю, мы продолжаем эту увлекательную беседу.
    К.: Да, конечно.
    О.: Мне хочется задать такой совсем неакадемический, очень простой вопрос. Скажите, пожалуйста, друзья, а почему в Индии воспринимают последователей Общества Сознания Кришны как людей, совершающих кощунство, поскольку они позволяют себе посвящать друг друга в брахманы. Вы знаете, я знаю об этом относительно из первых рук, а именно от самих индийцев, которые индуисты по своему вероисповеданию, и я хотела бы узнать вашу точку зрения на этот вопрос. Насколько правомерно посвящать друг друга в брахманы в рамках вашей религии и почему индийцы-индуисты считают это кощунством по отношению к индуизму?
    Н.: Кто берется ответить?
    Ф.: Во-первых, еще 500 лет назад, когда появился Господь Чайтанья, Он разрушал такое мнение у индусов, потому что оно в корне противоречит ведическим традициям, и, во-вторых, друг друга в брахманы у нас никто не посвящает, у нас существует цепь ученической преемственности, идущей от Самого Кришны, которая совершает все эти действия. Поэтому, в данном случае, совершенно неправильный вопрос.
    Н.: Так, этот вопрос неправильный. Я тогда задам собственный вопрос. Вы, наверное, слышали мой диалог с вашим товарищем. В ходе диалога выяснилось, что я глубоко несчастен, коль скоро не принадлежу. Скажите мне по совести, вот все те миллионы русских, советских людей, живущих сейчас, жившие когда-то, все наши деды, мои деды, прадеды – это все, с вашей точки зрения, равно как и ныне живущие, это тоже несчастные люди? (Провокационный вопрос.)
    Ф.: В данном случае я вас не считаю уж столь несчастным, потому что вы сидите сейчас с нами, имеете возможность (смех, аплодисменты) услышать святое имя, и также…
    Н.: Стоп. А как же тогда быть с жителями Советского Союза и всеми остальными. Они глубоко несчастны.
    Ф.: Ну, я буду надеяться…
    Н.: …не имеют счастья видеть и сидеть рядом с вами.
    Ф.: Хорошо, я буду надеяться, что, если вы это покажете по телевидению, они тоже станут достаточно счастливыми (смех).
    Н.: То есть благодать, она переходит через кинескоп.
    Ф.: Да, она переходит через что угодно.
    З.: Из классики мы знаем, что экспорт революции невозможен, ни к чему хорошему это не приводит. Возможен ли экспорт религии? Если мы считаем, что, видите ли, одежды ваши, так сказать, не по сезону такие легонькие, вот пляжная обувь, питание вегетарианское, в котором масса экзотических названий, там кокосовое молоко, авокадо, масса приправ, которые, как вы говорите, получаете, так сказать, покупаете в Москве, в ресторане. Возможно ли, вы знаете, это похоже на выращивание ананаса на ленинградской почве. Возможен ли экспорт религии, экзотической, южной по своей природе, по сути и по духу, на нашу северную почву?
    Н.: И еще я хочу задать вопрос: откуда родом были ваши родители?
    М.Т.д.: Живое существо вечно по своей природе. Но джаяте ва кауачин (Б-г. 2.20). Минуточку, вы меня прервали…
    Н.: Одну секунду, вы не стали отвечать на мой вопрос.
    М.Т.д.: Почему же, я как раз…
    Ф.: Во-первых, вы задали вопрос вторым, поэтому я позволю себе сначала ответить на первый. Вот, значит, здесь речь не идет о каком-то экспорте религии, просто, когда вы возвращаетесь к своим корням, к санскриту и к Индии, это корни наши, если вы достаточно изучали науку, тот вы можете это определить. Это не является экспортом, вы просто возвращаетесь к своим корням, листья питаются от корней, так ведь. Теперь ваш вопрос. Мои родители – русские. Но, изучая ведические писания, мы можем понять, что русские, так же как грузины, армяне и прочие, они тоже являются выходцами из Индии.
    Н.: Вот такой ответ. Ну, что же, я думаю, вопрос следующий.
    Представитель горкома комсомола (П.Г.К.): Я хотел бы сказать несколько слов о политическом аспекте. Когда мы говорим о каком-то явлении, мы, как минимум, должны подразумевать следующие вещи: это, чем и что нас в этом явлении привлекает и к чему нас это явление ведет. Когда Шрила Прабхупада сошел на землю Америки в 1965 году с несколькими долларами в кармане, а через буквально несколько лет мы видим, что действительно Общество Сознание Кришны получило достаточно широкое распространение на Западе и, как сейчас мы видим, последователи его появляются и у нас в Советском Союзе, наверное, мы должны задуматься, что же толкает людей туда. Мне так кажется, что не только экзотические одежды, не только санскритские имена, не только вегетарианская пища. Наверно, сейчас в ХХ веке, веке действительно стрессов, людям необходимо, появляется потребность в какой-то стабилизации психического сознания. Видимо, те же кабинеты психотерапии, которые существуют и у нас, они существуют во всем мире, так или иначе не полностью оправдывают свое предназначение. Давайте попробуем разделить проблему на две части. Фактически, мы видим, что последователи Сознания Кришны используют восточную психотерапию для достижения, как они говорят, освобождения сознания. Вот я недавно разговаривал с психологом, который мне достаточно подробно, с точки зрения физиологии человека, объяснил, что да, повторение маха мантры, которую сегодня кришнаиты пели, приводит к таким ощущениям. Все это с медицинской точки зрения обосновано. (!) Но давайте посмотрим, к чему же это в дальнейшем приводит. Только ли это достижение наслаждения – основная цель кришнаизма. Как они говорят, освобождение сознания. Какой мир они хотят построить и предложить нам, мир, как они называют, фактически, всемирный ашрам, то есть всемирный храм, в котором верховным жрецом будет Кришна и который будет управляться через наместников Кришны на Земле из полубогов. Все остальные будут молиться на этот мир, и, фактически всеми нами будут управлять наместники Кришны на Земле. Но такое уже было, это прошедший этап в истории, таких наместников, подобных или примерных тому, они появлялись на Земле в разном обличии. (Чушь!) Я хотел бы спросить вас, а пока, пока ваша религия распространяется, получаются для вас доступны любые пропагандистские средства, тоже распространение заведомо фальшивых листовок под грифом общества «Знание», которые общество «Знание» не выпускало, тоже распространение литературы, которая выпускается в Швеции, кстати, о чем очень хорошо было написано в журнале «Огонек». Как вы к этому относитесь? Как вы относитесь к тому, что, фактически, большинство литературы приходит к вам с Запада, и вы распространяете вот такие книги. (Провокационный вопрос.)
    Н.: Сейчас, секундочку, вы уже говорили. (Это обращение к Ф., который хотел ответить на вопрос.) Я предоставлю слово молодому человеку. Можно вас чуть-чуть поближе.
    Джапа дас (Д.д.): Вопрос был в том, почему, скажем, философия эта с Запада, так?
    Н.: Нет, вопрос был о том, почему литература с Запада?
    Д.д.: Мне кажется, у нас на протяжении двух–трех веков вся философия с Запада.
    Н.: Нет, это не ответ. И разговор не о философии, а о конкретных изданиях и о конкретных пропагандистских изданиях, которые вы получаете и распространяете между собой. Я понимаю, что, может быть, вы считаете себя в какой-то степени свободными от норм коммунистической и вообще нашей советской морали, но какая-то мораль должна быть и вы живете все-таки по законам того государства, в котором вы живете. Так, как у вас сочетается распространение пропагандистской западной литературы с обязанностями и представлениями о долге советского гражданина? (Провокационный вопрос.)
    Д.д.: Пропагандистской или религиозной? (После некоторого замешательства.)
    Н.: Пропагандистской и религиозной. Насколько я понимаю, так. Ее можно дать посмотреть.
    Д.д.: Это источники ведические, древнеиндийские источники.
    Г.: Так, вы все-таки, вы тоже уходите от ответа на вопрос. Как у вас…
    Д.д.: Какая разница, в какой типографии напечатана та или иная книга. Скажем, может быть, «Бхагавад гита»…
    Н.: То есть, издательство «Посев», скажем, совершенно не важно, какая организация, какая типография, как она относится к нашему народу, с вашей точки зрения, абсолютно без разницы? (Провокационный вопрос.)
    Д.д.: Лишь бы то, что написано, было истиной.
    Н.: Так, понятно, может быть, вы мне дополните этот вопрос? Итак, мы уже с вашим товарищем, насколько я понимаю, вы единомышленники и вы все мыслите и чувствуете приблизительно одинаково, по крайней мере, ваше учение вас к этому обязывает, так?
    К.: Так.
    Н.: Вот только что ваш товарищ сказал мне, что без разницы, в какой типографии, в какой стране и в какой идеологической системе отпечатано издание. Важно, чтобы в нем была истина.
    К.: Эти книги печатают в типографии ИСККОНА, т.е. Международного Общества Сознания Кришны, которое представляет истинную литературу, в которой излагается знание об Абсолютной Истине. Источники эти называются Веды и представлены в данном случае, Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупадой, тем человеком, который принес Сознание Кришны на Запад.
    Н.: Так, ну тогда я, так, судя по всему, вы среди них самый авторитетный человек. Я все-таки попрошу ответа на этот вопрос у вас.
    М.Т.д.: Достань, пожалуйста, книгу. (Обращается к В.) «Бхагавад гита как она есть», полное издание…
    Н.: Это ксерокс, по-моему.
    М.Т.д.:… с подлинными санскритскими текстами, русской транслитерацией, дословным и литературным переводами и подробными комментариями. Бхактиведанта Бук Траст. Москва–Ленинград–Калькутта–Бомбей–Нью-Дели.
    Можно еще сюда…
    Н.: Сейчас, одну секундочку. Так, а вот у нас «Вне времени и пространства» Его Божественной Милости Бхак-т-тиведанта (с большим трудом, запинаясь) Свами Прабхупада – основатель Интернационального Общества Кришна Сознания. Издательство Нью-Йорк, Лос-Анджелес–Лондон–Бомбей–Франкфурт–Стокгольм. Что это за книжка?
    П.Г.К.: Ну, как говорят последователи Кришны, что эта книжка как раз отражает, вот, точку зрения их последнего Бога-наместника Кришны на земле Прабхупады. (Чушь!). Я еще раз хотел бы напомнить, что эти книги, совершенно верно, они издаются всемирной организацией Общества Сознания Кришны, поступают они из Стокгольма, насколько я знаю, вот, я даже бы хотел просто спросить, каким образом и на каком основании вот эта литература получается и распространяется вами? Вы, насколько я знаю, все граждане Советского Союза, вы, соответственно, подчиняетесь законам нашего государства. Каким образом попадает к вам эта пропагандистская литература? (Провокационный вопрос.)
    М.Т.д.: «Бхагавад гита как она есть», она в суперобложке. Мы можем прочитать следующий текст: «Государственная библиотека им. Ленина выражает издательству «Бхактиведанта Бук Траст» искреннюю благодарность за шестьдесят два тома книг по индийской философии, подаренные ей на Второй международной книжной ярмарке в Москве, в сентябре 1979 года. Эти книги будут ценным дополнением к коллекции индийских сочинений, имеющихся в нашей библиотеке» – Н.С. Карташов, директор государственной библиотеки им. Ленина (!).
    Вопрос от зрителей: Если личность, имеющая маленькую свободу, становится последователем кришнаизма, она лишается и этой маленькой свободы и независимости и становится полностью зависимой?
    К.: Нет. Так или иначе все контролируется, так или иначе в любом случае мы можем существовать только контролируемы. Если мы отказываемся быть контролируемыми Кришной, то нас контролирует материальная энергия, майя. Вы должны выбрать, вы так или иначе сделали выбор, каждый с рождения. Либо он идет к Богу, либо он идет в Майю. Так или иначе мы находимся под контролем, в любом случае. Мы можем только выбрать, под чьим контролем нам находиться.
    Тот же зритель: Позвольте еще вопрос.
    Н.: Да, конечно.
    Зритель: В таком случае вы противоречите самому себе. Ибо в таком случае вы предполагаете существование параллельно, по крайней мере, двух энергий – энергии Кришны и материальной энергии, а прежде вы сказали, что кругом только энергия Кришны.
    К.: Минуточку. Как Маму Тхакур уже говорил, здесь цитировал, Кришна говорит Ахам Сарвасья прабхаво маттах сарвам правартате, т.е. Кришна говорит, что все исходит из Меня, и материальная, и духовная энергия. То есть здесь нет противопоставления материальной и духовной энергии, и то, и другое есть энергии Кришны. Он проявляет Себя в различных образах, в разнообразных энергиях, в том числе, материальной. Это тоже принадлежит все Ему, и Кришна находится здесь также…
    Вопрос: А чем тогда плохо материальное, если все есть Кришна? В чем тогда причина. Зачем тогда вообще нужно что-то говорить? Все мы одинаковы в принципе.
    Васудама дас (В.д.): Да, действительно, все мы одинаковы, все мы есть живы, все мы есть частицы Верховного Господа. Но все дело в том, что так или иначе мы попали в этот материальный мир, соприкоснулись с материальной энергией, и, таким образом, мы попали в положение обманутых.
    Возглас: Обманутых кем, Кришной?
    В.д.: Нет, мы сами хотели этого положения, поэтому мы в него попали в конечном счете. Дело в том, что, попадая в материальный мир, мы начинаем отождествлять себя с этим материальным телом…
    Н.: Извините, я вас перебью, потому что вы, наверно, не получили ответ на свой вопрос, нет. Я тоже не получил.
    В.д.: Но на этот вопрос нельзя ответить в двух словах.
    Н.: Сейчас, одну секунду. Все-таки мне хочется узнать, насколько Сознание Кришны совместимо с идеологией того государства, в котором вы живете?
    В.д.: Абсолютно…
    Возглас: Это сталинский вопрос!
    В.д.: Абсолютно совместимо. Дело в том, что 12 марта я, ну как представитель Ленинграда, был на заседании Совета по делам религий, там собралось много преданных со всего Союза, и там выступал Харчев, председатель этого Совета, и, в том числе, весь Совет по делам религий в полном составе был. Они сказали, что сейчас есть заключения, конкретные из Института востоковедения и из Института Америки и Канады.
    Н.: Не забывайте фактор времени.
    В.д.: Да, да, я понимаю. Но просто трудно в двух словах сказать. В котором сказано, что позиция Сознания Кришны не противоречит современному… я затрудняюсь точно повторить, не противоречит позиции гуманности и… забыл, какое еще там слово было, в общем, по крайней мере, никаких противоречий с современным состоянием, с требованиями советского общества нет.
    Н.: То есть, Елена Петровна…
    Голос: Внимание, осталось ровно 2 минуты. Если нужен, финал, финал.
    Н.: Так, хорошо.
    Общий шум, многие говорят, что все проходило нехорошо, Маму Тхакур просит, чтобы зачитали его письмо Горбачеву. Зрители бурно поддерживают это предложение. Однако ведущий дает слово Островской Е.П.
    О.: Сознание Кришны не является ни одной из существующих на индийском субконтиненте традиционных религий. Это лишь по видимости ренессанс одной, возрождение одной из традиционных школ. На самом деле Общество Сознания Кришны, и я это говорю, конечно, не претендуя на истину в последней инстанции, просто как специалист в области традиционных идеологий, не является индийской религией (??!). Я могла бы привести для этого довольно обширные аргументы, основанные на изучении классической индийской философской и религиозной литературы, но время нам не позволяет это сделать. Общество Сознание Кришны – это международная организация, которую мы сегодня со всеми основаниями относим все-таки к псевдорелигиозным образованиям. И, по-моему, вопрос должен ставиться так, если регистрируем этот культ, если мы хотим, чтобы он был зарегистрирован, то это значит, что мы должны регистрировать псевдорелигиозные образования. (??? Это ее личное мнение… и, в конце концов, какое это имеет значение для регистрации?)
    Многочисленные возмущенные возгласы.
    О.: Безусловно, я могла бы привести очень много аргументов в пользу того, что я говорю. (Хотя бы один!) Но так же как «Бхагавад гиту» читают… Видите ли, Михаил, если вы не слушали моих аргументов, но уже говорите, что они мало чего стоят, это характеризует лишь вашу готовность к диалогу, но не качество моих аргументов, которые вы не слышали. Мне кажется, что для диалога должны быть готовы обе стороны, и уши должны быть открыты, чтобы выслушать аргументы друг друга, и не отвечать на каждый вопрос словами: «вопрос задан неправильно». Может быть, стоит повторить этот вопрос своими словами, вдуматься в него и попытаться встать на позицию спрашивающего? Ведь мы все-таки здесь для диалога.
    (Конец беседы больше походил не на диалог, а на травлю или допрос с пристрастием.)
    Н.: В том научно-фантастическом рассказе встречаются очень похожие гуманоиды и не могут договориться. Ну что ж, хотя и не произошло никаких трагедий, мы-то, что называется, не очень нашли, увы, не очень нашли общий язык. Это вот как в том научно-фантастическом рассказе, когда встречаются представители двух цивилизаций и, хотя они внешне чрезвычайно схожи между собой, общего языка между ними, увы, нет. (Заготовка ведущего.)
    Голос: Большая просьба – быстро все встали и пошли, снимаем последний общий план.
    Все встают и поют Харе Кришна мантру.

    © 2010 Мурали Мохан дас
    Движение Санкиртана
    Sankirtana.by



     

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS