Ведическая варнашрама-дхарма делит общество на четыре варны: класс брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр; и четыре ашрама: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси.
В «Бхагавад-гите» (18.42-44) приводится следующее их описание: «Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – вот природные качества, присущие брахманам. Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство умение руководить – вот природные качества, определяющие деятельность кшатриев. Земледелие, защита коров и торговля – естественная работа для вайшьев. Физический труд и служение другим – предназначение шудр». Дхарма-шастра («Ману-самхита») детально описывает обязанности каждой варны и ашрама.
Обязанности брахманов:
1) Изучение Вед и обучению ведической мудрости других.
2) Совершение ведических обрядов, ритуалов жертвоприношений, поклонение Божествам и обучение этому других.
3) Раздача благословений, а так же совершение актов благотворительности; поддержание своего существования за счет пожертвований
Брахманам присущи следующие качества:
САМА – уравновешенность ума и сдержанность;
ДАМА – контроль чувств;
ТАПА – аскетичность;
ШОГЧАМ – чистота;
ШАНТОША – удовлетворенность;
КШАНТА – миротворческий и миролюбивый характер;
АРДЖАВАМ – прямодушие и простота;
ДЖАНАНАМ – знание и мудрость;
ДАЙА – милосердие;
САТЙАМ – правдивость и
АЧЙЮТАТМАНАМ – преданность Верховной личности Бога;
Обязанности кшатриев:
Административная деятельность, военное искусство и защита слабых;
Кшатриям присущи следующие качества:
САУРЬМ – доблесть и храбрость в бою;
ВИРЬЯМ – сила и стойкость;
ДХРИТИ – выносливость, бесстрашие перед лицом опасности;
ТЕДЖАХ – находчивость;
ТЙАГА – щедрость;
АТМАДЖАЙА – неподверженность влиянию потребностей тела (голода, жажды, жары, холода и пр.)
КШАМА – великодушие, умение прощать;
БРАХМАНЙАТА – преданность брахманам;
ПРАШАДА – неподверженность унынию, бодрое расположение духа;
САТЙАМ – честность;
Обязанности вайшьев:
Бизнес, занятия сельским хозяйством и защита коров.
Качества присущие вайшьям:
ДЕВ-ГУРУ-АЧЙУТЕ БХАКТИ – преданность Девам (полубогам), духовному учителю и Вишну;
ТРИВАРГА-ПАРИПАШАНАМ – следование дхарме, артхе, каме и мокше.
АСТИКЙАМ – вера в Ведические писания и слова гуру.
НИТЙАМ УДЙАМАХА – умение зарабатывать деньги;
НАИПУНЙАМ – практичность;
Шудры должны быть:
САМНАТИ – смиренными и почтительными к представителям высших варн;
САУЧАМ – чистоплотными;
СЕВА – услужливыми, нелицемерными и избегать двойственности; АМАНТРАДЖАГНА – участвовать в религиозных обрядах (без мантр).
АСТЕЙАМ – бесхитростными, откровенными;
САТЙАМ – учиться говорить правду;
ГО-ВИПРА РАКШАНАМ – служить трем высшим варнам, оказывать защиту коровам и помогать брахманам.
Обязанности для женщин
Любая женщина из любой семьи должна служить своему мужу со всем вниманием, помогая ему выполнять его обязанности.
Женщина должна развивать в себе следующие качества:
ШАНТУШТХА – удовлетворенность;
АЛОЛУПА – равнодушие к чувственным наслаждениям, бесстрастие;
ДАКША – добросовестное выполнение своих домашних обязанностей;
ДХАРМАДЖА – изучение религиозных писаний и следование принципам, указанным в них;
ПРИЙАСАТЙАБАК – говорить приятную правду;
АПРАМАТТА – всегда быть уважительной и с заботой служить своему мужу;
ШУЧИ – поддерживать чистоту тела и ума;
ШНИГДХА – питать искреннюю привязанность и любовь к мужу;
Кроме этого существуют принципы для тех, кто относится к варна-санскаре, получив рождение от смешанного брака. Им рекомендуется следовать традиции своих предков, воздерживаясь от греховных поступков (в особенности от пьянства). Те, кто уклоняются от исполнения своих предписанных обязанностей, становятся вне варнашрамы (некастовыми).
Обязанности брахмачари
Брахмачари должен жить в гурукуле (школе гуру) и служить своему гурудеву. Он должен отбросить стремление к роскоши, контролировать ум, чувства и изучать Ведические писания у лотосных стоп своего гурудева. Дети брахманов, кшатриев и вайшьев, после того как пройдут курс обучения, могут с разрешения гуру обзавестись семьей. Необходимо взять в жены девушку той же варны, моложе возрастом и вести жизнь домохозяина, следуя принципам установленным шастрами для этого ашрама.
Брахмачари сакама (имеющий материальные желания) должен принять грихастха ашрама (жизнь домохозяина). Если он нишкама брахмана (не имеет материальных желаний), он может принять санньясу. Человек, который не предался Кришне, должен постепенно переходить от ашрама к ашраму, чтобы обрести сознание Кришны. Человек не может, приняв ванапрастху или санньясу, снова вернуться к жизни домохозяина. В «Бхагавад-гите» (3.35) сказано, что «гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже не совершенно, чем чужие – в совершенстве. Лучше изведать неудачу, исполняя свой долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно» шрейа сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат.
Варнашрама-дхарма предоставляет возможность человеку сохранять мир, гармонию в обществе и прогрессировать духовно каждому его члену, постепенно поднимаясь с материальной платформы на духовную. Цель человеческой жизни – обрести освобождение от круга рождения и смерти (сва-дхарма, осознание себя как души отличной от материального тела) и развить любовь к Кришне, служа слуге слуги, слуги Возлюбленному гопи (Кришне) гопибартух пада-камалайор даса-дасанудасах.
В заключение в «Бхагавад-гите» (18.66) Кришна говорит: «Сарва дхарман паритйаджа мам экам шаранам враджа... Оставь все другие обязанности (дхарму) и вручи себя Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего». Как вручить себя Кришне? Этому учит Сам Кришна, принявший облик Своего преданного Шри Чайтаньи Махапрабху.
Живя в ашраме, брахмачари должен служить своему гуру в исключительной верой, без лицемерия и двойственности. После принятия инициации, он должен следовать примеру и образу жизни предыдущих ачарьев-вайшнавов. По словам Шрилы Бхактивиноды Тхакура брахмачари должен изучать писания, проповедовать сознание Кришны согласно указаниям гуру, служа миссии своего гурудева. Он может осуществлять это служение с другими преданными брахмачари. Регулярно проводя киртаны и изучая «Шримад Бхагаватам» (и «Бхагавад-гиту») под руководством своего гуру, брахмачари являет собой образец преданного служения при соблюдении полного целибата. По милости Кришны он находится под покровительством своего гуру и обретает знание и духовное понимание жизни.
Согласно «Шримад Бхагаватам» (11.17.33): «Тот, кто не женат – санньяси, ванапрастхи и брахмачари – никогда не должны общаться с женщинами (смотреть на них, касаться их, беседовать, шутить, флиртовать и заигрывать с ними). Санньяси должен избегать тех, кто имеет близкое общение с женщинами и занимается сексом. Тот, кто отверг грубый, физический секс, еще не значит, что он соблюдает целибат, если не следует этому правилу. Существует восемь видов секса, которые должен избегать брахмачари, ванапрастха и санньяси:
ДАРШАНА – смотреть на противоположный пол с вожделением;
КЕЛИ – играть с противоположным полом;
РАХАСЙАМ – оставаться с ним в уединенном месте;
ГУХЙА-БХРАХМАНАМ – думать о сексе;
САМКАЛПА – ментально наслаждаться сексом;
АДХЙАРАСА – вспоминать или сопереживать секс и
КРИЙА-НИВРИТИ – непосредственно иметь физическую близость;
Обязанности грихастха ашрама
Существует два типа брахмачари. Первый тип – присоединившиеся к сознанию Кришны, когда уже были грихастхами и второй – те, кто стал брахмачари после того, как присоединился к миссии своего гуру.
Когда брахмачари желает стать домохозяином, он более или менее отступает от обета принесенного гуру. В таком сознании преданные желают быть независимыми от гуру и ищут возможности не следовать его наставлениям. Таким образом, их энтузиазм в преданном служении резко падает. Тот, кто женился только ради удовлетворения чувств, не является по сути дела и грихастхой. Он обычный карми, ищущий чувственных наслаждений (грихамедха). Постепенно все больше нарушая принципы садханы, он попадает в самые темные уголки невежества. Браки должны заключаться между преданными, которые имеют одинаковое умонастроение и с одинаковым рвением стремятся к духовному совершенству. Ведические писания не позволяют делать развод. Вне брака сексуальные отношения мужчин и женщин считаются греховными.
Когда дети достигают совершеннолетия, отец должен принять ванапрастху и удалиться от дел. Жена может оставаться с мужем и совершать аскезы вместе с ним для очищения тела и ума. В конце жизни брахманы принимают санньясу, отречение от мира. Санньяси не должен останавливаться на одном месте более трех дней. Чтобы не нанести ущерб своему преданному служению санньяси не долже давать инициацию тем, кто не имеет необходимых качеств, Санньяси должен поддерживать себя, полагаясь на милость Господа, всегда молясь и поклоняясь Ему в своем сердце. Детально обязанности каждого члена варнашрамы описаны в Седьмой и Одиннадцатой Песне «Шримад Бхагаватам». Все варны могут пройти через грихастха ашрам, потому что он существует для того, чтобы поддерживать все другие ашрамы.
Махапрабху рекомендовал для грихастх:
1) КРИШНА-СЕВУ;
2) ВАЙШНАВА-СЕВУ;
3) НАМА-СЕВУ;
Для грихастха-ашрама особенно важно служение Божествам (арчана). Более того, настоящему грихастхе рекомендуется сделать свой дом проповедническим центром, служить другим людям, особенно вайшнавам, приглашая их в гости. Грихастха-ашрам должен поддерживать материально другие ашрамы, занимаясь благотворительностью, при этом, опасаясь гордости и заносчивости, полагая, что они зависят от его благосклонности. Грихастхи должны прилагать все усилия, чтобы участвовать в миссии своего гуру.
В «Шримад Бхагаватам» (7.14. 3, 4, 8, 11, 12) сказано, что грихастха должен стремиться общаться постоянно со святыми личностями, слушать от них нектар кришна-катхи, особенно «Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Как человек, проснувшийся ото сна, грихастха не должен, подобно сумасшедшему, бегать за деньгами, но должен довольствоваться тем, что приходит ему по милости Господа. В результате преданного служения, он должен постепенно одухотворить свою жизнь, развивая духовное сознание, все более отрешаясь от чувственных наслаждений (от жены, дома, детей и пр.). Хотя он вправе требовать деньги, сколько необходимо для его семейной жизни, безбедного, мирного и здорового образа жизни, однако, если он желает больше, чем нужно, то становится вором и подлежит наказанию. Он должен поддерживать свою чистоту и целомудрие, имея секс только со свой женой ради продолжения рода раз в месяц в наиболее благоприятный период для зачатия. Каждый грихастха должен желать видеть в своем потомстве преданных Кришны. Своего сына он должен воспитывать как триданди-санньяси. Не способный освободить свое потомство от круга рождения и смерти, грихастха не должен вступать в половые отношения.
АТИТХИ-СЕВА – это прием гостей, который является обязанностью для грихастхи. Он должен отдать предпочтение служению гостям и просить свою жену со всем вниманием относиться к ним, пренебрегая своим личным комфортом. Таким образом, человек сможет по-настоящему услужить Господу.
Обязанности ванапрастха ашрама
Хотя грихастха ответственен за свое потомство, но когда его дети становятся взрослыми и сами заводят семью, он вправе принять ванапрастху. В этом ашраме человек может оставаться вместе со своей женой, чтобы совершать паломничество по святым местам, подвергая себя аскезе. Для преданного Кришны полностью занятого служением Господу юкта-вайрагья (знание и отречение) приходит сама собой, бес слишком суровой тапасьи. Самое лучшее, если он найдет пристанище в ашраме или храме и там будет совершать какое-то посильное служение. В этот период жизни ему необходимо соблюдает целибат, и жить как брахмачари или санньяси, служа миссии своего гуру. Так он сможет подготовить себя к принятию санньясы.
Обязанности санньяси
Согласно ведическим писаниям санньяси бывают четырех типов: кутичака, бахудака, паривраджак ачарья и парамахамса. Санньяси, который живет вне своего дома, в ашраме или принимает там пищу – называется кутичака; тот, кто принимает пищу и живет в разных местах подобно пчеле, которая перелетает с цветка на цветок (матхукари), называется бахудака. Когда санньяси становится более опытным, он путешествует по всему миру, проповедуя сознание Кришны. Его называют паривраджакачарья. На стадии парамахамсы санньяси прекращает активную проповедь и живет в уединенном в святом месте, будучи занятый чистым преданным служением Кришне, как своему единственному возлюбленному.
Санньяси бывают: триданди и парамахамса санньяси. ПАРАМАХАМСА – это высшая степень отречения. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур желал, чтобы все его последователи стали санньяси и проповедовали славу святого имени Кришны по всему миру. Обязанность истинного санньяси – стать ачарьей и проповедовать чистое преданное служение Кришне. Санньяси-проповедников Шрила Бхактисиддханта Сарасвати называл сыновьями Шри Чайтаньи Махапрабху.
«Я приношу свои поклоны сыну Джаганнатха Мишры и всем его спутникам, которые как его сыновья его слуги и жены. Конечно, во имя проповеди санньяси не должны отвергнуть свой собственный бхаджан и в конце жизни полностью должен погрузиться в размышления о Господе» (Ч.Б.1.1.2).
намас трикала сатйайа джаганнатха сутайа ча
сарутрайа савритайа те намах
SAMCKARA
Варнашрама предписывает каждому в течение жизни совершать 16 видов самскар, указных в Ведах: 1) Garbhadana; 2) Pumsavana; 3) Seemanthonnayana; 4) Jathakarma; 5) Namakarana; 6) Cradling; 7) Nishkramana; 8) Annaprashana; 9) Karna Vedhana; l0) Choodakarma; 11) Upanayana; 12) Vedarambha; 13) Samavarthana; 14) Vivaha; 15) Vanaprastha; 16) Sannyasa; Antyeshti Samskara
1) ГАРБХАДАНА
Ритуал вложения семени в лоно женщины ее мужем называется гарбхадана самскарой. Он осуществляется с 15 на 16 ночь после менструации, наиболее подходящим временем для зачатия ребенка, исключая первые четыре, 11 и 13 ночь. Если родители хотят ребенка мужского полу, то соитие рекомендовано по четным числам месяца (6,8,10,12,14,18), если женского полу, то по нечетным (5,7,9,15). Только время в течение дня и ночи, когда зачатие невозможно запрещены для полового акта. Ребенок (мужского полу), зачатый на четвертую ночь, родится болезненным и жить будет недолго. Ребенок, зачатый на пятую ночь, будет женского полу. Мальчик, зачатый на шестую ночь, будет неразвитым, отстающим в своем умственном развитии, а девочка, зачатая на седьмую ночь, станет бездетной. Мальчик, зачатый на восьмую ночь, станет преуспевающим, богатым человеком. Если зачатие произошло на девятую ночь – это благоприятно для рождения ребенка женского полу. Мальчик, зачатый на десятую ночь, родится разумным. Девочка, зачатая на одиннадцатую ночь, будет атеисткой. Мальчик, зачатый на двенадцатую ночь, станет лучшим из людей, а девочка на 13 ночь будет распутной женщиной; на 14 ночь родится религиозный сын, а на 15 родится дочь, которая будет верна своему мужу и станет матерью большого потомства. Если соитие случится на 16 ночь, родится сын, отличающийся всеми благоприятными качествами и ученостью. 8, 12, 14 и 15 ночи лунного месяца, запрещены для полового акта. Тот, кто соблюдает эти правила, считается брахмачари.
При совершении ритуала гарбхадана самскары, Праджапати и Вишну предлагают гхи и чару, приготовленный из риса. Огонь, на котором проводят жертвоприношение, называется Марутха. Повторяя особые мантры, муж вливает сок ашвагандха или дурва жене через правую ноздрю. Эту ночь супруги ложатся на брачное ложе, специально приготовленное для соития. Для того чтобы зачать хорошее потомство гарбадахана самскара является крайне необходимой.
2) ПУМСАВАНА
Слово «пумсавана» означает зачатие ребенка мужского полу.
Это особого вида таинство совершают для того, чтобы женщина родила сына. Эта самскара совершается после того, как женщина забеременела, но зародыш еще не проявил отличительных половых признаков. Идеальное время для пумсавана самскары – третий месяц беременности. Эффективность этой самскары возрастает с влиянием лунного созвездия Пунарвасу, Пушйа, Наштха или Мула. Это лучшее время для проведения обряда самскары. Пумсавана может быть проведена также на 4,6,8 месяцы, когда усиливается влияние Накшастра, Пушйа или Шравана. Согласно комментарий из Ягьйавалькйа смрити, Пумсавана проводится только однажды. Это называется кшетра-самскара, освящение лона матери. После огненного жертвоприношения муж должен положить рисовое семечко, которое символизирует мужской половой орган, на правую ладонь своей жены. По обе стороны его следует положить два черных горошины, похожих на яички. При этом произнести трижды: «Я пью Пумсавана». После этого женщина должна проглотить это. Эта процедура совершается дважды. Затем толченые отростки баньяна, смешенные с молоком, вставляют в правую ноздрю женщины. При этом используют траву Шулакшамна, Сахадеви, Вишвамадева и Дурва. Это предупреждает преждевременные роды, аборт и обеспечивает благополучное рождение мальчика.
3) СИМАНТХОННАЙАНА
Это самскара предназначена для очищения зародыша. Слово «симантхоннайана» состоит из двух частей («симантха» – срез волоса, и «уннайана» – взятый с макушки головы). Симантхоннайана самскара помогает беременной женщине поддерживать хорошее, веселое настроение. Цель ее обеспечить будущему ребенку процветание и долгую жизнь. Эту самскару совершают через четыре, а иногда через восемь месяцев со дня беременности. Чаще всего пумсавана самскара симентхоннайана совершаются одна за другой в наиболее благоприятные дни. После огненного жертвоприношения муж использует ветвь фигового дерева (удумбара), иглу дикобраза и волосы своей жены, плоды фигового дерева, которые имеют медицинскую ценность. Церемония символизирует плодородие, устраняет страх и исполняет желания роженицы. Эта самскара помогает будущему ребенку обрести хорошие умственные способности.
4) ДЖАТХАКАРМА
Джатхакарма – эта самскара совершается после появления ребенка на свет, перед тем, как разрезать пуповину, связывающую его с матерью. Идеально, если она проводится после десяти дней вместе с присвоением ребенку имени. Когда брахмини чувствует острую боль, вызванную своим новорожденным, ее муж должен быть с ней рядом.
5) НАМАНАКАРАНА
Наманакарана – церемония присвоения имени. Она совершается на 12 день после рождения ребенка. Держа новорожденного на коленях, отец шепчет ему на ухо: «Твое изначальное имя – брахмана, твое чистое сознание. Но мы родители дали тебе другое имя для материального существования». Имена, как правило, дают на санскрите, которые являются именами Бога, великих прадедов, предков династии или святых. По своей духовной природе живое существо не отлично от Бога.
6) ГРАДЛИНГ
Градлинг – церемония очищения. Ее проводят по прошествии 40 дней в кругу близких родственников. Младенца кладут в цветочную колыбель, приглашают друзей и доброжелателей посмотреть на него. Как правило, церемония сопровождается пением колыбельных песен, раздачей сладостей и пищи.
7) НИШКРАМАНА (Sooryadarshana)
Эта церемония проводится спустя 4 месяца. Ребенка купают, одевают, одежды, украшения и впервые выносят из дому в храм.
8) АННА ПРАШАНА
Спустя 6 месяцев впервые ребенку дают твердую пищу, до этого его кормят только молоком из груди матери. Когда ребенок начинает требовать больше пищи, ему предлагают более разнообразное питание. Эта церемония называется анна-прашана. Ребенку дают отварной рис. Прашана – означает еда. Приготовление пищи сопровождается специальными ведическими мантрами в присутствии друзей и близких. Отец сам кормит младенца. Затем младенец кладет траву куша перед огнем, и отец предлагает ее огню как жертвоприношение. Он молит, чтобы ребенок был сильным и здоровым. Он молит о долгой и счастливой жизни, о том, чтобы сын развил в себе широкий кругозор и стремился к возвышенным идеалам. Затем перед ребенком кладут различные предметы, различного назначения, указывающие на его будущие профессиональные наклонности. Когда ребенок касается того или иного предмета, родители в присутствие брахмана делают для себя соответствующее заключение о наличии у него тех или иных дарований и талантов. Брахман, который проводит церемонию, получает вознаграждение. Если младенец еще слаб, то церемонию можно отсрочить и перенести на более поздний срок.
9) КАРНАВЕДХА.
Карнаведха – церемония протыкание ушей для ношения серег. Этот обряд повышает антиген и иммунитет против воздействия всего неблагоприятного на тело и ум. Считается благоприятными превентивными мерами против грыжи. Церемонию проводят в возрасте от трех до пяти лет.
10) ЧУДАКАРМА
Чудакарма – стрижка волос и ногтей или бритье головы согласно религиозной традиций. Это пятая наиболее важная самскара после рождения человека. Иногда ее делают одновременно с упанайамой. Чудакарма способствует поддержанию чистоты и дает силу и красоту телу. Во время церемонии женщины поют и играют на музыкальных инструментах, брахманы при этом стоят безмолвно. После этого женщины предлагают арати. После церемонии состоится праздничный пир. Брахманам предлагают подарки.
11) УПАНАЙАМА Упанайама означает, что человек получает духовное видение. У человека есть два глаза, но с их помощью он не способен воспринять духовные предметы, увидеть Господа, пребывающего с его сердце. Когда же человек проходит через упанайама самскару, он обретает истинное зрение, которое помогает ему постичь духовную цель. Мальчика в возрасте пяти лет отправляют в гурукулу, в дом духовного учителя, чтобы там он обрел знание о божественной природе. Наряду с общеобразовательной программой его учат, как контролировать чувства и ум, используя их в служении Верховной личности Бога. В этом истинный смысл упанайама самскары, которая называется также «брахмопадешам». Она может осуществляться в 8,11,12.16 или 24 года от рождения и символизирует собой второе, духовное рождение (двиджа или брахмачари). Все, кто получил рождение в семье брахманов, кшатриев и вайшьев проходят упанайама самскару. Духовный учитель посвящает ученика в повторение гайатри мантры и надевает на него священный шнур (упавиту). Брахмачари должен регулярно совершать омовение, учиться пудже и другим ежедневным ритуалам. Он должен служить своему гуру и под его руководством изучать Веды. Он не должен есть мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок и следовать другим регулирующим принципам (не играть в азартные игры, не употреблять интоксикации). Он не должен спать в течение дня, спать на земле (на полу). Он должен соблюдать полный целибат. Брахмачари должен говорить правду и быть глубоко религиозным человеком. Он должен собирать пожертвования для своего гуру, отмечать особые дни (веда вратха) и поститься на дни экадаши.
12) ВЕДАРАМБХА (изучение алфавита):
Эта церемония совершается в тот же день, что и упанайама самскара, когда мальчику пять лет.
13) САМАВАРТХАНА
Самавартхана означает окончание курса обучения в гурукуле. Она символизирует получение определенной квалификации, подобно тому, как по окончанию института человек получает диплом и должность, а защитивший кандидатскую или докторскую диссертацию, ученую степень. По окончанию обучения в гурукуле ученик приносит гуру гурудакшину (деньги).
14) ВИВАХА Самскара бракосочетания. Это одна из наиболее важных самскар для мужчин и единственная самскара для женщин. Она совершается один раз в жизни, устанавливая нерушимость брачных уз. Муж и жена должны принадлежать к одной касте. Жених должен иметь хороший характер. Невеста должна быть достаточно образованна, моложе своего избранника, приятной наружности, отличаться мягким покладистым нравом. Речь невесты должна быть приятной. Будущая жена должна быть энергичной и не лениться. В индуизме перед церемонией бракосочетания совершаются: нанди йагйа, павана пуджа, каши ятра, гоури пуджа, лагна мухуртхам и канйадана. А также многие другие ритуалы (Mangalya Dharane, Alankara Dana, Phala Pooja, Arathi, Ashirvada и пр.) Как правило, цивилизованный человек никогда не должен терять самообладание даже, когда к тому есть серьезные причины.
Жених желает счастье своей невесте и просит Индру о хорошем потомстве. Для семейного человека наиболее важным является всегда находиться вместе со своей женой и иметь хороших детей. Женщина помогает своему мужу в трудные минуты жизни, являясь для него источником вдохновения. Их физическое и ментальное здоровье является залогом счастливой жизни. Супруги должны иметь общность интересов и избавляться от различия во мнениях. Существует семь шагов, которые проходят новобрачные, совершая обряд. Каждый из них символизирует разные аспекты, наличие: 1) пищи; 2) физического и морального здоровья и силы; 3) благосостояние и богатство; 4) удовольствие в жизни и наслаждение; 5) продолжение рода; 6) всегда жить вместе; 7) единство и полное взаимопонимание. Пройдя их в присутствие брата, невеста присоединяется к семье мужа. Обряд бракосочетания считается не совершенным до конца без ритуала под названием тхали и саптхапади. Когда невеста приходит в новую семью, она освещает, таким образом, дом своего мужа и их совместную жизнь. Когда жених и невеста разных семей соединяются – это называется виваха самскарой. Это способствует продолжению семейных традиций и продолжению рода. Согласно аюрведе человек без наследника считается голым, бедным и незащищенным. Его жизнь теряет смысл и становится бесцельной.
15) ВАНАПРАСТХА
С 25 до 50 лет человек живет как грихастха. Затем он оставляет семью и вместе с женой совершает аскезы ради духовного очищения, путешествуя по святым местам паломничеств. Это называется ванапрастха самскарой.
16) САННЬЯСА
Прожив как ванапрастха до 75 лет, человек принимает полностью отрешенный образ жизни (санньясу), полностью посвящая себя духовной практике. Это называется санньясой.
Последняя самскара называется АНТЙЕШТИ САМСКАРА. Она выполняется после смерти человека, когда его тело предают огню.
Цель осуществления всех этих ритуалов – обрести конечное освобождение от материальной зависимости. В настоящее время из-за влияния века Кали пройти все эти самскары согласно дхарма-шастры практически не под силу ни одному человеку. Поэтому в «Бхагавад-гите» Кришна определяет одну обязанность для всех – чистое преданное служение, которое освобождает человека от многих формальностей, предписанных Ведами.
Тот, кто служит Кришне с исключительной любовью и преданностью, считается, что уже совершил все жертвоприношения, изучил все Веды в прошлых рождениях и теперь свободный полностью посвящает себя служению Господу. Такой человек становится свободным от всех обязанностей по отношению к полубогам, мудрецам и предкам. Когда относительные понятия этого мира входят в противоречие с абсолютным планом, от них следует отказаться в пользу абсолютных. Отказавшись от них, человек ничего не теряет, потому что, служа Кришне, человек обретает все необходимое для удовлетворения своих насущных потребностей. Обязанности семейного человека, отца, сына, общественного и религиозного деятеля заключаются в развитии сознания Кришны. Сознание Кришны – это цель любой деятельности. Варнашрама, которая помогает человеку обрести чистое преданное служение Богу, называется ДАЙВИ-ВАРНАШРАМА. Поскольку все полубоги и все живые существа находятся в трансцендентальном теле Господа, то, служа Господу, мы удовлетворяем всех полубогов, мудрецов и предков. ДАЙВИ-ВАРНАШРАМА известна так же, как ВАЙШНАВА-ДХАРМА. Следуя ее принципам, любой человек в полной мере может быть счастлив, полностью удовлетворив свои материальные и духовные запросы. ВАЙШНАВА ДХАРМА – это санкиртана-ягья, которая представляет собой для современных людей Юга-дхарму.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Оставь любую дхарму (все религии) и предайся Мне. Ни страшись, Я освобожу тебя от всех реакций твоей греховной деятельность» (Бх.г.18. 66). Кто не подчиняется этому распоряжению Господа, тот совершает величайший грех. Высший закон цивилизованного общества – это служение Кришне. Любовь к Кришне превыше долга. Если кто-то посвящает всего себя преданному любовному служению Господу, тот освобождается от любого рода обязанностей. Пренебрегая ими, он не будут испытывать реакций. Кришна говорит: «Предайся Мне! Ни страшись, Я освобожу тебя от всех реакций…» И Шри Чайтанья Махапрабху (Сам Кришна в образе преданного) проповедует и учит, как предаться Кришне.
БЮРО РИТУАЛЬНЫХ И ОБРЯДОВЫХ УСЛУГ предлагает Вам проведение следующих самскар:
1) НАМАНАКАРАНА – церемония присвоения имени.
2) УПАНАЙАМА означает, что человек получает духовное видение.
3) ВИВАХА – церемония бракосочетания.
4) АНТЙЕШТИ САМСКАРА выполняется после смерти человека, когда его тело предают огню.
Обязанности семейного человека, отца, сына, общественного и религиозного деятеля заключаются в развитии сознания Кришны. Сознание Кришны – это цель любой деятельности. Варнашрама, которая помогает человеку обрести чистое преданное служение Богу, называется ДАЙВИ-ВАРНАШРАМА. Поскольку все полубоги и все живые существа находятся в трансцендентальном теле Господа, то, служа Господу, мы удовлетворяем всех полубогов, мудрецов и предков. ДАЙВИ-ВАРНАШРАМА известна так же, как ВАЙШНАВА-ДХАРМА. Следуя ее принципам, любой человек в полной мере может быть счастлив, полностью удовлетворив свои материальные и духовные запросы. ВАЙШНАВА ДХАРМА – это санкиртана-ягья, которая представляет собой для современных людей Юга-дхарму.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Оставь любую дхарму (все религии) и предайся Мне. Ни страшись, Я освобожу тебя от всех реакций твоей греховной деятельность» (Бх.г.18. 66). Кто не подчиняется этому распоряжению Господа, тот совершает величайший грех. Высший закон цивилизованного общества – это служение Кришне. Любовь к Кришне превыше долга. Если кто-то посвящает всего себя преданному любовному служению Господу, тот освобождается от любого рода обязанностей. Пренебрегая ими, он не будут испытывать реакций. Кришна говорит: «Предайся Мне! Ни страшись, Я освобожу тебя от всех реакций…» И Шри Чайтанья Махапрабху (Сам Кришна в образе преданного) проповедует и учит, как предаться Кришне.
Вся деятельность материалистичных обитателей этого мира направлена на то, чтобы обрести счастье и избавиться от страданий. Однако, на самом деле человек счастлив лишь до тех пор, пока он не пытается стать счастливым: стоит ему пуститься в погоню за счастьем как сразу же он становится несчастным. (Ш.Б.7.7.42).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫ УСЛУГИ:
1) «диагностика кармы»;
2) очистительные обряды: персональные, обряды освящение помещений, офисов и жилых квартир;
3) изгнание духов;
4) помощь в избавлении от дурных привычек и т.п.
Эти и другие услуги квалифицированные брахманы проводят избирательно, не взимая платы. Спешите получить благословения!
© 2010 Мурали Мохан дас
Движение Санкиртана
Sankirtana.by