«На Шри Говардхане существует место под названием Данагхати, где Шри Кришна занимался любовными интригами с Шри Вришабхану-нандини, Шри Радхой, чтобы испытать ее чувство. Едва расика вайшнавы видят это место, в их сердцах тут же пробуждается страстное желание услышать повествование о них. Пусть Шри Говардхан исполнит все мои желания» (Шри Говардханаштака 3).
Все преданные желают обрести милость Шри Говардхана, совершая парикрамы. Из всего Врадж-мандала, Гокула – лучшее место, потому что Кришна провел здесь Свои детские игры с гопи и гопа (пастушками и пастушками). Главным из них является Сам Кришна. ОН живет в Гокуле, которая включает Нандаграм, Варшану, Камьявану и Вриндаван. Во всей Гокуле Вриндавана – лучшая, а во Вриндаване – Шри Говадхан, у которого два глаза – Радха-кунда и Шьяма-кунда. Эти два озера - излюбленное место каждого истинного вайшнава.
Шри Говардхан является свидетелем и участником самых выдающихся игр Господа Кришны. Здесь раса-лила имеет особый вкус.
Во Вриндаване эта раса называется панчаяти, т.е. доступная для восприятия публики. Она включает садхана-сиддхи и нитья-сиддхи гопи. Здесь принимают участие множество различных категорий гопи, потому что желания Шри Радхики не могут быть исполнены полностью. Наиболее интимные игры Шри Радхи и Шри Кришны не могут быть достоянием широкой общественности. Только в самом уединенном месте, куда не может прийти даже Чандравали, Радха и Кришна занимаются своими наиболее интимными любовными развлечениями при участии наиболее интимных сакхи (подруг), которые совершают самое доверительное служение. Такое невозможно во Вриндаване, где Радха оставляет раса-танец в дурном расположении духа (мана) и где Кришна вынужден следовать за ней.
Когда раса-танец преван, Кришна должен идти к Шри Говардхану. Здесь проходит Его васанти-раса.
«О Говардхана! Пожалуйста одари меня милостью жить здесь, рядом, где я смогу быть свидетелем экстатических любовных игр молодых возлюбленных Шри Радхи и Кришны в твоих пещерах.» (Шри-Говардхана-васа-прартхана-дашакам).
Во Вриндаване все гопи могут принять участие в панчайати-расе Кришны. Но на Говардхане сварупа-шакти проявляется особым образом только немногим избранным сакхи таким как Лалита, Вишакха, Читра и Чампакалата, которые очень близки к Радха-бхаве.
Поэтому Кришна наслаждается с Радхой в кунджах, куда доступ закрыт даже Чандравали. Здесь Радха и Кришна наслаждаются друг с другом свободно так, как им это нравится. Даже во Вриндаване нет такой свободы, которую Они обретают в кунджах на Шри Говардхане. Кроме этого здесь достаточно различных фруктов, чтобы Они могли насладиться когда пожелают.
Говардхан служит своми озерами: Радха-кунда, Шьяма-кунда, Говинда-кунда, Манаси-ганга, Кусума-саровара и Сурабхи-кунда, где пьют воду коровы, гопи и гопы, друзья и подруги. Красные камени Кришна использует для того, чтобы делать краску и украшать Свое тело орнаментами. Эти игры в высшей степени очаровательны и Гирирадж является их свидетелем. Гопи знают, что только Он может исполнить их желания, поэтому они всегда обращаются к Нему:
«Этот Холм Говардхана – лучший для тех, кто является хари-даса, потому что Он ощущает великий восторг, когда лотосные стопы Кришны и Баларамы касаются его. С великим почтением служит он Им, упреждая все их желания предоставляя пещеры, фрукты, цветы и воду для коров, телят и друзей пастушков».(Ш.Б. 10.21.18.)
ХАРИ –ДАСА означает слуга Господа Кришны.
Существует три наиболее выдающихся хари-даса: Махрадж Юдхишхира, Уддхава и Гирирадж Говардхан.
Отношения между ними весьма своеобразные. Так, например, по старшинству Шри Кришна всегда предлагает Свои пранамы Махарадже Юдхишхире, а Юдхишхира, обнимая Кришну, говорит: «О сакха!» Конечто, эти отношения совершенно духовны. Быть другом Кришны дано далеко не каждому. И как в обычной, мирской дружбе здесь нет реверансов и подобострастия. Между друзьями допустима и некоторая фамилиярность. Более того, Кришна по Своей свободной воле, порой оказывает служение Своему другу. Относиться к Кришне как к равному могут только Его близкие друзья.
Посетив дворец императора, Нарада сказал: «Я видел, что Бхагаван инкарнировал. Он спрятался в твоем доме. Позволь поклониться тебе. Ты очень удачлив - мы все ловим миг, чтобы посетить твой дворец».
Однажды Юдхишхира попросил Кришну благословение: «Я хочу жениться. Пошли мне самую красивую девушку во вселенной и царство больше, чем весь этот мир.
Кришна удивился. Почему ты просишь Меня об этом? Даже обычные преданные вроде Прахлады Махараджа, никогда не желают ничего материального. Напротив, все желают оставить ради Меня все, что имеют, чтобы прийти ко Мне.
Юдхишхира отвечал: «Я прошу, потому что люди боятся поклоняться Тебе. Они думают, что если будут поклоняться Кришне, то Он заберет все их состояние и пустит по миру, не оставив даже каупины. Он сделает нас как Шукадеву Госвами».
Только бедные люди поклоняются Тебе. Получив Твою милость они лишаются всего, оставляют все. Поэтому большинство предпочитают поклоняться Дурге, Ганеше, Шиве и другим полубогам, боясь за свое материальное благополучие и благосостояние.
Но если Ты дашь мне несметное богатство и самую красивую жену, как Драупади, тогда все эти материалисты из зависти и жадности, по собственной глупости тоже примут Твое покровительство.
Ни Прахлада, ни Хануман не могут себе предствить ничего подобного. Поэтому Юдхишхира считается лучший из хари-дасов. Он желает обрести весь мир, чтобы паринести его к лотосным стопам Кришны, ради Его наслаждения.
Уддхава – величайший из слуг Господа, потому что Кришна послал именно его, а не Арджуну или Юдхишхиру во Врадж к Его наиболее интимным и дорогим возлюбленным. Сердце Уддхавы и Кришны – одно.
Кришна думал: «Если Я Сам пойду во Вриндаван, тогда Я причиню еще большие страдания и горе Шри Радхике. Когда она со Мной, даже тогда она чувствует разлуку. Что будет, если мы встретимся?... Лучше я останусь. В Мое отсутствие она будет в великом восторге обнимать дерево тамала. Она будет есть, пить и украшать себя. Это лучше. Ее счастье – Мое счастье.
После этого Кришна подумал: «Я не могу жить без нее. Я не могу видеть никого в Мадхуре. Если кто-нибудь в школе обучает преме, где Я сам принимаю гопи как учителей и учит. Если он пройдет экзамен, тогда Я смогу говорить с ним. Потому что один уровень. Это принесет утешение Моему сердцу.
Уддхава находился очень близко к состоянию бхавы, в котором всегда пребывают гопи. В отличие от этого, Юдхишхира в настроении айшварья. Если в Уддхаве ашварья и мадхурья сочетаются, уравновешивая друг друга, то в Юдхишхире преобладает айшварья. Поэтому Уддхава, как никто другой, близок к враджа-бхаве.
Кришна думал: «Если Уддхава поучится у гопи, Я смогу говорить с ним как с гопи о преме, и он поймет Меня.
И действительно, Уддхава пошел во Вриндаван и учился в школе, в которой Лалита и Вишакха были учителями, а Шримати Радхика – директрисой. Он учился у гопи в течение 10 месяцев и по окончанию курса сдал экзамен, после чего, вернулся обратно. Уддхава очень квалифицированный преданный, более чем Юдхишхира.
Но кто более, в миллионы раз лучше их обоих, - это Гирирадж Говардхан. Уддхава не может войти в кунжи, где Кришна насладжается с Радхой. Впервые посетив Вриндавану Радха приняла за посланника Кришны черную пчелу. Она даже не заметила Уддхаву. Он просто предложил пранаму и спрятался. Гопи не обратили на него никакого внимания. Они разговаривали с черной пчелой. И что мог сказать Уддхава? Он был просто потрясет происходящим, увидев уникальный хорактер гопи. При себя он решил, что станет травинкой ради того, чтобы обрести бхаву, которой наслаждаются только гопи.
«Я молю о рождении как один из кустов, лиан или травинки во Вриндаване, на которой пыль лотосных стоп гопи. Они оставили семью, нарушив все ведические принципы, исключительно ради служения лотосным стопам Кришны, которые можно видеть, изучая Веды». (Ш.Б. 10.47.61)
Если во Вриндаване нет Гоавадхана, неи и Вриндавана.
Неподалеку от Кусума-саровара есть Уддхава-кунда. Здесь Уддхава принял рождение как травинка по кустом и стал совершать покаяния в течение миллионов лет. После чего получил даршан гопи. Когда гопи направлялись к Кришне. Пыль с их лотосных стоп упала на его голову. Он не хотел ни чего иного, поэтому он пришел к Шри Говардхану и принял здесь прибежище. Хотя сам Уддхава величайший хари-даса (слуга Господа Хари), тем не менее, он искал более великого преданного, который мог дать ему свое благословение.
Когда Кришна вместе со Своими друзьями, пастушками, пришел к Говардхану, они пили воду, ели фрукты и пасли Своих коров. Шри Гирирадж предоставил им кунджи, пещеры, воду, фрукты и цветы, служа Кришне. Он всегда готов служить. В действительности кусты и деревья в кунджах ГириГовардхана – это волосы на его теле, стоящие дыбом в совершенном экстазе любви. Водопады – это слезы экстатической любви, проявляющиеся в кришна-преме. И когда Радха-Кришна наслаждаются в его наиболее уединенных местах, он всегда является счастливым свидетелем их бесконечного счастья. Поэтому считается, что Шри Говардхан обрел всю милость Господа Кришны, какую только может получить преданный.
Неслучайно все преданные поклоняются ему как Самому Кришне. В Гаудия сампрадайе, однако, ему поклоняются как величайшему преданному, не Бхагавану, поскольку он является вместилищем према-расы. Бхагаван не может дать премы, которая является собственностью Радхи и ее подруг. Только преданные, в чьих сердцах Он постоянно пребывает, из своей бесподобной милость распрастраняют ее нектар.
Говардхан - свидетель всех игр Радхи-Кришны, поэтому все преданные стремятся посетить его. Во Вриндаване три личности одаривают премой: Лалита, Ямуна и Гирирадж Говардхан.
В заключение приведем одну из многих игр Господа, которая косвенно связана с Говардханом.
йатрайва гангам апи нави радхам
арохья мадхье ту нимагна- науках
кришно хи радханугало бабхау са
говардхано ме дишатам абхишьтам
«В Манаса-ганга, которая исходит из сердца Шри Говардхана, стала невольным свидетелем, как Шри Кришна заставил Шри Радху сесть в Свою лодку. Когда на середине озера лодка стала погружаться в воду, из страха Шри Сваминиджи бросилась Ему на шею, обхватив руками. Пусть Шри Говардхан исполнит все мои желания». (Шри Говардханааштака 7)
Некогда Манаса-ганга была очень широким и большим озером, через которое преправлялись на лодках. С наступлением ночи все ложились спать и на переправе был только один лодочник. Случилось так, что гопи нужно было на другой берег. Они обратились к лодочнику. Не могу – ответил он, - поздно и пасмурно, надвигаются тучи, будет шторм. Моя лодка старая, не выдержит. Я устал, придется вам ждать до утра.» Гопи пришлось долго упрашивать, пержде чем лодочник согласился. Хорошо, я вас перевезу, но только не всех сразу, по одной. Старшая гопи села к нему в лодку и они поплыли. Она сидела на корме и стала править веслом На середине озера лодочник сказал: «Смотри, лодка наполнилась водой. Садись на середину. А когда вода стала прибывать еще больше он сказал приготовься прыгать в воду. Ты умеешь плавать?
Нет – ответила гопи. Снимай одежду и бросай ее заборт иначе утонешь...
В этом случае Кришна Сам играл роль лодочника. Все произошло по плану Кришны и Радхика от испугу бросилась в Его объятия.
Все эти лилы связаны с Шри Говардханом. Поэтому преданные всегда молят Его, чтобы Он исполнил их желания стать свидетелем столь удивительных и прекрасных вещей.
Мурали Мохан Махарадж (Маму Тхакур дас), является автором многих книг о философии и практике сознания Кришны. Являясь тем, кто стоял у истоков бурного развития этого движения на просторах СССР, он накопил множество публицистических материалов, которые выходили в свет в разных изданиях, в газетах, журналах и брошюрах.
В беседе принимал участие корреспондент газеты «Россия» и «Аргументы недели» Павел Федорович Яблонский, автор ряда петербургских, федеральных и зарубежных изданий, член Международной Туристской Академии
ВОПРОСЫ
У меня вопрос: «Почему вот душа не рождается и не умирает. Не умирает – это понятно, но вот не рождается – ведь людей-то не было когда-то. Получается, что души жили без людей».
МММ: Душа вечна. Это значит, что нет ни начала ее возникновения, ни конца…. Это не так как некоторые думают, что вот она возникла и теперь живет вечно. Если есть начало, будет и конец. Такова логика. И если есть конец, то есть и начало. И так, рождение и смерть чередуются, сменяя друг друга. Душа вечна. Когда она получает тело, то, отождествляя себя с ним, кажется, что она рождается, а оставляя его, кажется, что она умирает.
Жизни нет ни начала, ни конца. Жизнь – это душа в теле. Следовательно, осознав себя как вечную душу, вы поймете и все остальное. Это понятно?
В большинстве своем люди отождествляют себя с материальным телом и присваивают различные названия этому телу: русский, американец, индус, христианин или еврей, мусульманин или атеист, мужчина или женщина... и действуют, будучи обусловленными, в рамках того или иного государства, общины или религии, вида жизни, причисляя себя к этому обществу, религии и государству, к определенному виду биологической жизни на этой или на другой планете.
Бесчисленное множество живых существ во вселенной, и все они относятся к той или иной форме жизни, принимая различные определения и названия, данные телу, считая их ошибочно своим истинным «я».
Яблонский: Имеет ли значение волевой фактор или все уже предрешено?
Прахлада Mахараджа сказал: «Слушать и пересказывать повествования о святом имени, форме, качествах, атрибутах и трансцендентных играх Господа Вишну, помнить о них, служить лотосным стопам Господа, с почтением поклоняться Господу, предлагая Ему шестнадцать различных атрибутов, возносить Господу молитвы, стать Его слугой, считать Господа своим лучшим другом, полностью вручить себя Господу и служить, используя свои тело, ум и речь – таковы девять видов деятельности, которая относится к чистому преданному служению. Того, кто, следуя одному или всем девяти методам бхакти (преданного служения), посвятит свою жизнь Кришне, нужно считать самым образованным, ибо он обрел полное знание»
Ведическая варнашрама-дхарма делит общество на четыре варны: класс брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр; и четыре ашрама: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси.
Слова «человек помогай себе сам» принадлежать величайшему музыкальному гению Людвигу ван Бедховену (1770-1827). Они перекликаются с библейским выражением «Бог помогает тому, кто помогает себе сам». Посмотрим каким образом человек может помочь себе и каким образом Бог помогает человеку, который помогает себе сам.