Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
Картины Махараджа 2011
02-11-2011 14350
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 11
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • НЕКТАР НАСТАВЛЕНИЙ

    27-03-2010 (23:45) - Администратор
    article236.jpg

    Лекции по Упадешамрите 

    гаураве гаурачандрайа радхикайи тадалайе
    кришнайа Кришна бхактайа тад-бхактайа намо намах

    Я выражаю почтение Шри Шри Гуру и Гауранге, Шримати Радхарани и Ее подругам, Шри Кришне и Его приближенным, а также всем вайшнавам.

    шри чайтанья мано бхиштам стхапитам йена бху-тале
    свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

    Когда Шри Рупа Госвами даст мне прибежище у своих лотосных стоп? Исполняя сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху, он положил начало Его миссии, и поэтому очень дорог Господу.
     
    ЛЕКЦИЯ №1.

    ШЕСТЬ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ БХАКТИ
    И СПОСОБ ИХ УСТРАНЕНИЯ

    вачо вегам манасах кродха-вегам
    джихва-вегам ударопашха-вегам  
    этан веган йо вишехета дхирах
    сарвам апимам притхивим са шишйат

    Мудрый, владеющий собой человек, подчинивший себе шесть страстей: желание говорить, возбуждение ума, порывы гнева, требования языка, желудка и гениталий, может принимать учеников по всему миру.

    В «Упадешамрите» Шрила Рупа Госвами описал все разновидности бхакти, вершиной которых является према-бхакти.

    Постепенно углубляя практику чистого преданного служения, он начал с описания садхана-бхакти. Садхана бхакти бывает двух видом садхана-вайдхи-бхакти и садхана-рагануга-бхакти. Тот, кто смирил шесть страстей, получает право вступить на путь уттама-бхакти, чистой беспримесной преданности Господу Кришне, которая преследует только одну цель – удовлетворение Само Господа.

    «Садхана-бхакти открывает врата в царство бхакти. Сама же бхакти есть функция внутренней энергии Господа (сварупа-шакти), с появлением которой шесть страстей усмиряются сами собой». Таково мнение Шри Радха-рамана даса Госвами, первого комментатора «Упадешамриты».

    ШАРАНАГАТИ – полное вручение себя Господу является проявлением веры, без которой развитие бхакти невозможно.

    Существует шесть признаков шаранагати:
    1) анукулйасйа санкалпа – умение принимать всего того, что благоприятно для развития бхакти.
    2) Пратикулйа виварджана – отказ от всего, что препятствует развитию бхакти.
    3) Ракшишйатити виварджана – во всем полагаться на Кришну и верить, что Кришна единственный, кто защитит.
    4) Гоптритве варана – Кришна – единственный покровитель.
    5) Атма-никшепа – полностью вручить себя Кришне, считая себя совершенно беспомощным.
    6) Карпанйа – быть смиренным и считать себя наиболее падшим.

    Не следуя этим шести принципам шаранагати, невозможно приступить к практике шуддха-бхакти.

    ЛЕКЦИЯ №2

    атйахарах прайасаш ча
    праджалпо нийамаграхах
    джана-сангаш чалаулйам ча
    драдбхир бхактир винашйати

    Бхакти не может развиваться если человек
    1) переедает или копит (деньги, вещи или знание), собирает больше, чем нужно для жизни;
    2) прилагает чрезмерные усилия ради достижения материальных целей.
    3) поддерживает мирские разговоры;
    4) не следует предписаниям шастр или следует фанатично без должного понимания цели, ради которой они даны;
    5) общение с теми, кто настроен против бхакти;
    6) и жадность, беспокойство ума, выраженное в склонности принимать разного рода мирские идеи.  

    Пока у человека остаются материальные желания, он будет не способен противостоять шести порокам: желанию говорить на мирские темы, беспокойству ума, порывам гнева, требованиям языка, желудка и гениталий (как они описаны в первом стихе). Не в состоянии их искоренить, он будет не способен привлечь бхакти-деви. Вредные привычки: переедать и копить, стремление к мирским достижениям, пустые разговоры, критика других и распространение слухов побуждают человека к бесполезной деятельности и пустой потере времени. Фанатичное следование принципам (заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет) или не следование им вообще. 1) Фанатичное следование – чаще всего преследует сугубо материальный интерес. Человека стремится к достижению благосостояния, райских планет или славы, почестей, престижа и т.п. 2) Не следование принципам, указанным в шастрах, означает пренебрежение к предписаниям, способствующим развитию бхакти (общение с садху и оставление общества мирских людей). Часто материалистические преданные, не найдя поддержки для реализации своих материальных планов у садху, обращаются к мирским людям. Это считается оскорблением чистых преданных. Такое оскорбление наносит непоправимый ущерб бхакти. Подобно бешеному слону, ворвавшемуся в ухоженный сад, оно искореняет растение бхакти. Материальные желания захватывают человека, и не в состоянии с ними совладать, он оставляет преданное служение, предпочтя ему кармическую деятельность.

    санго йах самсритер хетур
     асатсу вихито’ дхийа
    са эва садхушу крито
    нихсангатвайа калпате.

    Общение ради удовлетворения своих чувств с мирскими людьми, порабощает человека. Но то же самое общение со святой личностью приводит человека на путь освобождения, даже если он не подозревает, с кем общается (Ш.Б.3.23.55).

    сангам на курйат прамадасу джату
    йогасйа парам парам арурукшух
    мат-севайа пратилабдхатма-лабхо
    ваданти йа нирайа-дварам асйа

    Тот, кто желает обрести совершенство в йоге (кришна-прему), никогда не должен вступать в недозволенную связь с женщинами. В писаниях сказано, что для преданного такая связь прокладывает дорогу в ад (Ш.Б. 3. 31. 39).

    тешв ашантешу мудхешу
    кхандитатмасв асадхушу
    сангам на курйач чхоч йешу
    йошит-крида-мригешу ча  
     
    Преданному никогда не следует общаться с глупыми материалистами, которые ничего не знают о своей духовной природе и похожи на дрессированных собак, пляшущих под дудку женщины (Ш.Б. 3.31. 34).

    Привязанность к приятным вещам и различным представлениям о жизни возникают в уме тех, кто общается с карми. Такое непостоянство ума приводит к падению с пути бхакти, сводя все достижения в духовной жизни на нет!

    Итак, тот, кто стремится к совершенству в духовной жизни, не должен заниматься деятельностью, противоречащей развитию бхакти. Он должен избегать пустых разговоров на мирские темы, следованию принципам ради материальных достижений или не следованию им вообще и накапливать материальные богатства и так называемое знание. Он не должен нарушать обеты, данные своему гуру, избегать общения с непреданными и принимать мирские теории и так называемые научные достижения в сфере относительных понятий жизни, развивая к ним пристрастие.

    ЛЕКЦИЯ № 3

    ШЕСТЬ ОБЕТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ БХАКТИ

    утсахан нишчайад дхаирйат
    тат-тат-карма-правартанат
    санга-тйагат сато вриттех
    шадбхир бхактих прасидхйати

    Чтобы продвигаться по пути бхакти, необходимо следовать шести принципам:
    1) быть энтузиастом в следовании правилам, которые способствуют развитию бхакти;
    2) иметь неуклонную веру в утверждение шастр и гуру, чьи слова находятся в полном согласии с шастрами;
    3) стойкость и постоянство в практике бхакти, несмотря на многие трудности препятствия; необходимо терпение, если результат духовной деятельности приходит не сразу.  
    4) неуклонное выполнение всех анг преданного служения: шраванам, киртанам вишну смаранам… а также отказ от чувственных наслаждений ради Кришны;
    5) отказ от недозволенного общения с женщинами и теми, кто привязан к ним, с атеистами, майавади и псевдо верующими притворщиками;
    6) выполнение всех правил и предписаний на этот счет и развитие в себе качеств настоящего вайшнава.

    Утсаха – это слово означает стремление следовать садхане, энтузиазм, и решительность, необходимая для обретения бхакти. Нишчайа – убежденность, твердая вера. Дхаирйа – постоянство и терпение в случае, если результаты бхаджаны не приходят сразу. Тат-тат-карма-правартанат – отказ от материальных наслаждений и сосредоточенность на служении Кришне, страстное желание обрести знание об Абсолютной Истине.

    В «Шримад Бхагаватам» (Ш.Б. 11.19.24.) Кришна говорит Уддхаве: «Преданность, проникнутая любовью ко Мне, рождается в сердцах тех, кто следует принципам религии, и кто полностью вручил Мне свою душу. Но к чему еще стремиться тем, кто уже обрел любовь ко Мне? Слово сато врите означает «вести себя так, как ведут себя возвышенные преданные». Тот, кто обрел любовь к Кришне, безупречен во всем. Он выше критики мирских моралистов, показывая своим поведением пример, достойный подражания. Такая личность сама устанавливает принципы религии, будучи уполномоченным представителем Господа. Примером такой личности может служить Харидас Тхакур. Господь Чайтанья о нем говорил: «Есть те, кто проповедуют, но не отличаются достойным поведением. Есть те, кто ведут себя достойно, но не проповедуют. Ты же, Харидас, безупречен во всем – и проповедуешь и ведешь себя достойным образом». Энтузиазм, с которым служат преданные Кришны, твердая вера и непоколебимость в служении, отдача всех сил служению Кришне, отказ от общения с непреданными и следование по стопам предыдущих ачарьев – вот шесть принципов, способствующих развитию бхакти.
     
    ЛЕКЦИЯ № 4

    дадати пратигрихнати
    гухйам акхйати приччхати
    бхункте бходайате чайива
    шад-видхам прити-лакшанам

    Дарить чистым преданным вещи, в которых они нуждаются. Принимать от них в дар предметы, использованные ими. Раскрывать преданным свои мысли и делиться с ними откровениями и достижениями в бхаджане; принимать прасад от преданных и с любовью угощать их прасадом – вот шесть принципов любовных отношений между преданными.

    Дурное общение препятствует развитию бхакти, поэтому его следует тщательно избегать, стремясь общаться с чистыми преданными. В этом стихе описаны любовные отношения между преданными, которые помогут обрести преданное служение. Правильные отношения с преданными (садачара) углубляют процесс бхакти, который начинается благодаря общению с ними. Необходимо общаться с теми, кто полностью посвятил свою жизнь служению Кришне. Людям же, которые не интересуются преданным служением и враждебны к сознанию Кришны, не следует раскрывать свой бхаджан, а также говорить о славе святого имени и посвящать в сокровенные темы игр Господа. Им не надо давать подарки или какие-либо советы. От них не следует принимать дары и выслушивать их мнение, касающееся духовной жизни. Не следует так же принимать пищу, которой они касались. В «Чайтанье чаритамрите» (Антья, 6.279.) говорится, что пища, приготовленная материалистом, оскверняет того, кто ее ест. Если ум осквернен, человек не сможет помнить Кришну. Хотя мы проповедуем невинным людям, сбитым столку материалистической пропагандой, однако, вступать с ними в близкие отношения не следует, чтобы не развивать привязанность. Привязанность необходимо питать только к гуру и тем преданным, чьи жизненные устремления и идеалы схожи с нашими.

    ЛЕКЦИЯ № 5

    ТРИ КАТЕГОРИИ ПРЕДАННЫХ.
    НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ

    кришнети йасйа гири там манасадрийета
    дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам
    шушрушайа бхаджана-виджнам ананйам анйа-
    ниндади-шунйа-хридам ипсита-санга-лабдхйа

    Тот, кто воспевает кришна-наму, но еще не получил инициацию у гуру, является начинающим преданным. Его следует считать членом своей семьи и мысленно выражать ему почтение. Того, кто получил дикшу, посвящение у истинного гуру, и совершает бхаджан, служа согласно предписаниям шастр, является преданным среднего уровня. Такому преданному, обладающим понимание и отличающим реальность от иллюзии, следует выражать почтение поклоном. Тому, кто в совершенстве владеет наукой преданного служения Шри Кришне (маха-бхагавата)
    необходимо служить всем сердцем. Он свободен от всех видов материальной двойственности и искушен в служении Шри Радхе и Кришне. Ему следует отдавать дандават-пранаму, задавать уместные вопросы и служить с любовью.

    В этом стихе говорится, как вести себя с тремя типами преданных: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Адхикар определяется уровнем духовного развития преданного, а не по внешним признакам.

    Того, кто с верой поклоняется Божеству в храме, называют канишха-адхикари. Он может иметь материальные желания, поэтому его также называют практита-бхактой. Его знание шастр не глубоки, поверхностны, а его вера слаба. Он не знает как вести себя с другими преданными. Вследствие совершенных оскорблений он может оступиться и оставить преданное служение, став жертвой майи.

    Мадхйама-адхикари – это преданный среднего класса. Он дружит с другими преданными, избегает демонов и проповедует невинным людям. Он знаком с писаниями и обладает твердой верой в Бхагавана Кришну, Его представителя, гуру, и даже несмотря на то, что может потерпеть поражение в философской дискуссии, он никогда не оставляет преданного служения.

    Уттама-адхикари – это преданный высочайшего класса. Он видит Сверх душу и душу в каждом теле как неотъемлемую частицу Господа, поэтому свободен от желания критиковать кого бы то ни было и проповедовать. Он видит, что все уже заняты служением Кришне. У него нет ни друзей, ни врагов. По словам Шрилы Рупы Госвами, каждый должен искать общества такого маха-бхагавата преданного.

    Этот стих комментировали многие ачарьи, придавая ему особое значение.
    Шрила Прабхупада пишет: «В жизни нам приходится сталкиваться с разными типами преданных. Пракрита-сахаджии, как правило, повторяют Харе Кришна мантру, но при этом сохраняют привязанности к женщинам, деньгам и одурманивающим средствам. Хотя такие люди повторяют Святое Имя Господа, они еще не достаточно чисты. Необходимо оказывать им почтение в уме, но общение с ними следует избегать. К невинным душам, сбившимся с пути из-за дурного общения, следует проявлять милость, если они стремятся следовать указаниям чистых преданных, а преданным неофитам, уже получившим инициацию у духовного учителя и серьезно выполняющим его указания, необходимо выражать почтение».

    В «Бхакти-сандарпхе» (868) Шрила Джива Госвами приводит следующее определение вайшнава-дикши:

    дивйам джнанам йато дадйат
    курйат папасйа санкшайам
    тасмад дикшети са прокта
    дешикаис таттва-ковидаих

    «Процесс, который позволяет обрести трансцендентальное знание (дивйа-гйана) и уничтожить греховное стремление к чувственным наслаждениям, называется дикшей. Таково мнение мудрецом, достигших совершенства в познании Абсолютной истины».

    ЛЕКЦИЯ № 6

    дриштаих свабхава-джанитаир вапушаш ча дошаир
    на пракритатвам иха бхакта-джанасйа пашйет
    гангамбхасам на кхалу будбуда-пхена-панкаир
    брахма-драватвам апагаччхати нира-дхармаих

    О преданных Кришны не следует судить, считая их обычными, обусловленными душами. Низкое происхождение, телесные изъяны, некрасивая внешность, болезни, физические недостатки и черты характера (резкость, гневливость или медлительность) свойственные их натуре, подобны пузырям и пене в водах Ганги. Хотя Ганга внешне кажется нечистой, тем не менее, она неизменно сохраняет свою трансцендентальную природу. Точно также и осознавшие себя души, истинные вайшнавы, всегда пребывают на трансцендентальном уровне. Поэтому не следует приписывать им материальные недостатки. С мирской точки зрения может показаться, что чистому преданному, проповедующему в этом мире славу святого имени Господа, присущи те или иные недостатки. Однако не следует считать его обычным человеком. Даже если у него скверный характер, и он имеет физические изъяны (некрасив, внешне неопрятен или стар), никогда не следует приписывать ему материальные качества. Духовное тело, которым обладает чистый преданный, совершенно. В материальном теле никто не может приблизиться к Господу и служить Ему. Поэтому, если преданный занят преданным служением, он безупречен. Как лотос, находясь в заболоченном месте, всегда чист, его лепестки не пятнает грязь, так и гуны материальной природы не затрагивают того, кто достиг трансцендентального уровня, посвятив себя чистому преданному служению Господу.

    В «Бхагавад-гите» (9.30-31) Кришна предупреждает: «Того, кто безраздельно посвятил себя преданному служению Мне, следует считать святым, даже если он порой ведет себя самым отвратительным образом, ибо его разум всегда сосредоточен на служении Мне…»

    апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
    садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах
     
     В комментариях к этому стиху можно было бы добавить, что тот, кто является чистым преданным Шри Кришны, во всех смыслах безукоризненно добродетельная, праведная душа. Не совершает дурных поступков тот, кто полностью посвятил себя чистому преданному служению Богу. Если у человека нет никаких корыстных интересов, т.е. если он свободен от желаний хорошей кармы (райского счастья на небесах), гьяны (стремления к освобождению) и йоги (желания мистических совершенств), если он ананйа-бхак – чистый преданный, тогда что может быть для него грехом? Если жизнь человека полностью посвящена служению Абсолюту, то он, подобно марионетке в руках Господа, полностью зависит от Его святой воли. Вот истинный критерий святости. Человек должен оценивать праведность и неправедность поступков другого, рассматривая все "за" и "против" с точки зрения Абсолюта – Верховной личности Шри Кришны. Все есть благо для того, кто доставляет удовольствие Кришне. Господь Кришна полностью трансцендентен. Он не наслаждается материальными вещами. Точно так же и Его преданный, который находится на той же трансцендентной платформе, свободен от материальной скверны. КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ НЕДОРАЗУМЕНИЯ?

    кшипрам бхавати дхарматма шашвач-чхантим нигаччхати
    каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати

    «Он быстро становится праведником и достигает вечного умиротворения. О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой бхакта никогда не погибнет» (Бх.г., 9.31).
     «Бхагавад-гита» поведана Арджуне Кришной, Верховной личностью Бога, Арджуне. Кто, как не преданные, могут понять ее смысл? Тот, кто признает факт, что «даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником, ибо он на верном пути», то и он станет праведником. Кришна говорит: «Арджуна, смело заявляй любому, что Мой преданный никогда не погибнет». В этих двух стихах раскрывается внутренний смысл чистой преданности. В конце «Бхагавад-гиты» Кришна Сам подвел этому итог: «сарва дхармам паритйаджа мам экам шаранам враджа... оставь любую деятельность, благочестивую и нечестивую (греховную и праведную), и просто делай то, что Я тебе скажу». Вот последнее слово Вед – следовать этому наставлению…
     О чистом преданном Кришны всегда нужно думать, как о садху – лучшем из людей. И всякий, кто будет считать предавшуюся Кришне душу чистой – сам скоро станет чистым, истинным праведником. Всякий, кто проповедует эту истину, обретет внутреннюю чистоту; проповедующий эту санатана-дхарму сам обретет ее, и, вместе с этим, полное умиротворение и непоколебимость.
     Кришна призывает Арджуну: «Иди и проповедуй, что Моего преданного не коснется гибель! Он не погибнет!» Того, кто правильно воспринимает чистого преданного и его преданное служение, гибель не коснется. Идите, проповедуйте, что преданного Кришны не коснется материальная скверна, и тогда вы сами будете чисты! Вот смысл сказанного Кришной. Предавшаяся душа всегда свята, и ее деятельность никогда не осквернится гунами природы. Такая деятельность вечна. Если Арджуна будет распространять эту благую весть, он будет всегда чист и не погибнет: ни сотворение, ни разрушение не повлияют на него. Говорите правду, и вы получите обещанное Мной благо! – это то, что имеет в виду Кришна.

     Всегда будут негодяи. Так устроен мир. Но, чтобы сделать их преданными, нужна ПРАВДА! И эта правда есть Сам Кришна, который всегда на стороне предавшейся Ему души. Кто не предался, будет затемнять эту сторону, но кто искренен в своих намерениях, открывая эту истину, обретет сам святость! Все в руках Кришны. И Кришна хочет, чтобы эту истину о Нем не скрывали из ложных сантиментов и опасений, а говорили прямо ради всеобщего блага.  
      Можно к этому добавить и другой комментарий: только истинный преданный будет делать так, как Арджуна. Все другие будут в замешательстве. Мы видели, как даже великие полубоги не избежали замешательства. Но тот, кто трудится для Бога, не может быть плох. Он в высшей степени хорош, поскольку законопослушен.

    ЛЕКЦИЯ №7
    КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ НА ИМЕНИ И ЛИЛАХ ШРИ КРИШНЫ
    ЛУЧШЕЕ МЕСТО ДЛЯ БХАДЖАНЫ

    сйат кришна-нама-чаритади-ситапй авидйа-
    питтопатапта-расанасйа на рочика ну
    кинтв адарад анудинам кхалу саива джушта
    свадви крамад бхавати тад-гада-мула-хантри

    Тот, кто погружен в невежество, отвернувшись от Кришны, не способен насладиться сладостью нектара имени, образа, качеств и развлечений Шри Кришны. Подобно больному желтухой, чей язык воспринимает сладко горьким, ум такого человека поражен авидьей. Но если с твердой верой человек регулярно принимает сладости – слушает и повторяет святое имя, прославляя образ, качества и игры Господа, – его болезнь (авидья), подобно желтухе, покинет его, и спонтанная любовь к Кришне проявится в его сердце.

    Пока человек борется с анартхами, его ум возбужден, и он сосредоточить его на Кришне, наслаждаясь святым именем. Однако, шаг за шагом продвигаясь в нама-бхаджане, он сможет привлечь внимание Кришны. Достаточно одного милостивого взгляда Господа и вся нечистота покинет сердце того, кто без отклонения следует этим путем. В «Бхагавад-гите» Кришна Сам говорит, что Он даст разум человеку, неуклонно занятому преданным служением, чтобы тот мог прийти к Нему. Тешам сатата-юктанам бхаджатам прити-пурвакам…(Бх.г. 10.10).

    Безразличие к преданному служению Кришне является результатом авидьи, невежества. Оно сравнивается с желтухой. А святое имя со сладостью (леденцом), которая излечивает желтуху. Это единственное средство.

    Когда анартхи исчезнут у преданного, то спонтанная любовь к Кришне естественным образом проявится в его сердце, в результате чего в великом блаженстве он сможет повторять святое имя.

    В третьем стихе уже были приведены благоприятные виды деятельности для развития бхакти. В дополнение к ним Рупа Госвами дает метод повторения Харе Кришна маха-мантры, когда человек обрел самбандха-гьяну, т.е. восстановил свои отношения с Кришной.

    Благодаря хорошему общению удачливая джива получает возможность помнить имя (нама), форму (рупу), игры (лила) и качества (гуна) Господа, которые сравниваются с леденцом, постоянно.

    Поэтому человек должен с великим упорством и терпением продолжать свой бхаджан, слушать и повторять имена, истории и повествования о Господе и Его преданных.

    Под влиянием невежества джива слишком привязана к телу, родственникам и материальному существованию. Иллюзорная энергия действует только там, где не помнят о Господе. Но могущественное имя Кришны рассеивает такого рода забывчивость как туман. Если человек действует под надлежащим руководством, выполняя свой бхаджан, то постепенно его ложное эго становится истинным, и чистое сознание утверждает Господа в сердце.

    ЛЕКЦИЯ №8

    тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-
    смритйох крамена расана-манаси нийоджйа
    тиштхан врадже тад-анураги-джананугами
    калам найед акхилам итй упадеша-сарам

    Преданный должен жить во Врадже и, следуя его вечным обитателям, чья любовь к Кришне безгранична, посвятить себя повторению и памятованию имен, описанию образа, качеств и развлечений Господа. В этом суть всех наставлений.

    Здесь дается рекомендация лучшего метода и лучшего места для бхаджана.
    Следуя тому, что уже было изложении в предыдущих стихах, садхака, должен полностью сосредоточить свой ум на Кришне, занять свой язык описанием славы Господа. Так постепенно он достигнет самараны, постоянного памятования Кришны.

    Тот, кто практикует вайдхи-бхакти, следуя наставлением шастр и гуру, способен отбросить все материальные желания. В результате этого он начинает ощущать вкус к бхаджану (ручи). С появлением ручи, садхака может перейти к практике рагануга-бхакти.

    Преданность, которая проявляется в спонтанной привязанности (раге), называется рагатмика-бхакти. Такая преданность превосходит все виды бхакти. Особенно она свойственна вечным обитателям Враджи. Когда преданный следует по их стопам, этот процесс называется рагануга-бхакти (Ч.Ч. Мадхья. 22. 149).

    Бхакти, состоящее целиком из раги, называется рагатмикой. Тот, кто, услышав об этом виде бхакти жаждет обрести его, считается наиболее удачливым (Ч.Ч.Мадхья, 22.152). Он не зависит от предписаний шастр и доводов рассудка. Такова природа спонтанной преданности (Ч.Ч. Мадхья, 22.153).

    Садхана на пути рагануга-бхакти бывает двух видов: внешняя (бхайа) и внутренняя (антара). Внешне, в своей садхака-дехе, физическом теле, преданный занимается слушанием и повторением, а внутренне, созерцая свое духовное тело, день и ночь служит Шри Кришне во Врадже (Ч.Ч. Мадхья, 22. 156-157).  

    Рагануга-бхакти или спонтанное любовное служение Кришне может быть в настроении шанта, дасья, сакьхя, ватсалья и мадхурья. Шанта-раса – это коровы, которых пасет Кришна, посох, гирлянда цветов, обвивающая шею Кришны или флейта в Его руках. Дасья-раса – это следование примеру Читрака, Патрака или Рактака. Сакхья – это друзья Кришны, такие, как Шридама и Судама. Ватсалья-раса – это родители Кришны, Нанда и Яшода, а мадхурья-раса – это Радхарани и ее подруги (Лалита, Вишакха) и другие гопи Вриндаваны.

    Живя во Врадже, садхака должен проникнуться настроением вечных спутников Кришны, слушая повествования о играх Господа, воспевая соответствующие им имена, постоянно размышляя и медитируя.

    ЛЕКЦИЯ №9

    ШРИ РАДХА – ВОЗЛЮБЛЕННАЯ КРИШНЫ И ВЕЛИЧИЕ РАДХА-КУНДЫ. САМОЕ СВЯТОЕ МЕСТО

    ваикунтхадж джанито вара мадху-пури татрапи расотсавад
    вриндаранйам удара-пани-раманат татрапи говардханах
    радха-кундам ихапи гокула-патех премаритаплаванат
    курйад асйа вираджито гири-тате севам вивеки на ках

    Город Матхура, где явился Кришна, превосходит трансцендентальное царство Вайкунтхи. Лес Вриндаваны, в котором проходит танец раса, превосходит Матхуру. Холм Говардхана, поднятый лотосоподобной рукой Кришны, где со Своими друзьями Он совершил множество удивительных игр, превосходит Вриндаван. Но даже Говардхан уступает Шри Радха-кунде, ибо здесь каждый погружается в нектар божественной любви к Шри Кришне. Какой же разумный человек будет пренебрегать служением Радха-кунде, красиво расположившейся у подножья Говардхана?

    Вайкунтха – это место, где исполняются все желания. Из всех святых мест – она наилучшая. Но Матхура-мандала превосходит Вайкунху, потому что здесь воплотился Сам Кришна, Верховная личность Бога. Но леса Вриндаваны превосходят Матхуру, потому там проходит танец раса. Лучшее место во Вриндаване – это холм Говардхана. Здесь Кришна беззаботно наслаждается со Своими друзьями трансцендентальными играми. Однако даже Говардхан уступает Шри Радха-кунде. Радха-кунда переполнена нектаром божественной любви к Кришне. Нет места лучше Шри Радха-кунды. Она расположена у подножья Говардхана и не один разумный человек не откажется служить ей.

    Все, кто наделен истинно духовным разумом, идут на ее берега, чтобы совершать свой вечный бхаджан. Поэтому Шрила Рупа Госвами, вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, говорит, что нет ничего лучше, чем служение Шри Радха-кунде.

    Величие Радха-кунды несравненно. Его могут постичь только те, кто преданы Шри Чайтанье Махапрабху и кто приняли всем сердцем Его миссию санкиртаны. Санкиртана – это нектар, которым жаждет насладиться каждое существо. Она берет свое начало в любовных играх Шри Радхи и Кришны. Голокера према-дхана Кришна-нама-санкиртана. Санкиртана пришла с Голоки Вриндаваны и проявилась в этом мире вместе со святым именем Кришны как санкиртана-лила.

    Величие Шри Радха-кунды могут постичь, только вайшнавы, которые преданы Шри Чайтанье Махапрабху. Все другие, даже обретя любовь к Богу и посвятив себя служению в матхурья-расе, не смогут в полной мере насладиться ее нектаром.

    ЛЕКЦИЯ № 10

    кармибхйах парито харех прийатайа вйактим йайур джнанинас
    тебхйо джнана-вимукта-бхакти-парамах премаика-ништхас татах
    тебхйас тах пашу-пала-панкаджа-дришас табхйо пи са радхика
    прештха тадвад ийам тадийа-сараси там нашрайет ках крити

    Те, кто бескорыстно вершит благие дела, следуя путем карма-йоги, лучше тех, кто стремится насладиться плодами своего труда. Выше их стоят брахма-гьяни, которые поднялись над тремя гунами материальной природы; они более дороги Шри Кришне, чем карми. Но преданные подобные Санаке, которые ради Кришны оставили поиски знания и избрали путь бхакти, еще дороже. Последовав наставлению «Шримад Бхагаватам», они оставили попытки обрести знание. Но такие чистые преданные Господа, как Нарада, чья любовь к Кришне неизменна и бескорыстна, еще дороже. Лучше из тех, кто обладает премой, враджа-гопи, которые отдали Кришне всю свою жизнь. И хотя их любовь превосходит всех, но Шри Радха для Кришны еще дороже – она дороже Его собственной жизни – точно также и Шри Радха-кунда. Так какой же преданный не захочет жить на берегах Шри Радха-кунды, постоянно служа Господу и медитируя в своем сердце на Его ашта-калья-лилу в каждую восьмую часть суток?

    ЛЕКЦИЯ №11

    кришнасйоччаих пранайа-васатих прейасибхйо’пи радха
    кундам часйа мунибхир абхитас тадриг эва вйадхйаи
    йат прештхаир апй асулабхам ким пунар бхакти-бхаджам
    тат премедам сакрид апи сарах снатур авишкароти

    Из всех гопи Кришна сильнее всего любит Шримати Радхарани, точно так же и к Шри Радха-кунде Он питает исключительную привязанность. Любого, кто хотя бы раз с великой преданностью совершит омовение в водах Шри Радха-кунды, она одарит его редким сокровищем гопи-премы, которую невероятно трудно обрести даже великим преданным, что же говорить об обычных людях. Таково мнение великих мудрецов.

    Прославив Шри Радха-кунду Шрила Рупа Госвами в своем последнем стихе, он еще раз подчеркивает значение этого озера, чтобы укрепить веру в сердцах садхаков. Для тех, кто стремится достичь совершенства в бхаджане, Радха-кунда наиболее подходящее место. Тот, кто обрел свое духовное тело, должен жить на берегах Радха-кунды.

    Для тех, кто посвятил себя духовной практике, «Упадешамрита» представляет собой очень большую ценность.

    Избегая многих искажений и отклонений от философии чистого бхакти Шри Чайтаньи Махапрабху, Бхактивинода Тхакур поручил Бхакти сидханте составить комментарий к Упадешамрите. В этом комментарии Бхактисидханта пишет, что «в конце жизни, видя упадок учения бхакти в обществе, он к всеобщему несчастию, прекратил попытки спасти людей. Под предлогом старости он дал обет молчания и погрузился в манаса-севу, преданное служение в медитации. Исполненный сострадания к страждущим душам этого мира, он однажды со слезами на глазах посмотрел на меня и велел проповедовать учение шуддха-бхакти, которое дал миру Шри Чайтанья Махапрабху и Его вечные спутники».

    Свой комментарий к последнему стиху Бхактисиддханта закончил в день ухода Бхактивиноды. Бхактивинода Тхакур был близким преданным Радхики и Бхактисиддханта вручил Анувритти, свой комментарий, в тот самый день, когда он оставил этот мир и вернулся в вечную лилу, с которой пришел Шри Гаурасундара.

    Для блага всех живых существ Шрила Рупа Госвами вспахтал океан наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху и извлек их суть в форме Упадешамриты. Эти наставления необходимы каждому, кто идет по пути бхакти. Без них никто не сможет войти в царство чистой преданности и спонтанной любви рагануга-бхакти.


    © 2010 Мурали Мохан дас
    Движение Санкиртана
    Sankirtana.by

     

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS