Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
Храм Шри Шри Гаура-Нитай, за прасадом
23-01-2015 5300
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 1
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • О «Бхагавад-гита»

    27-03-2010 (23:51) - Администратор
    article243.jpg

    «Бхагавад-гита» («Песнь Бога») – это поистине уникальное произведение, часть эпоса «Махабхарата», написанное на изначальном божественном языке, санскрите. «Бхагавад-гита» считается жемчужиной литературы Индии и самой важной священной книгой для миллионов индийцев и преданных Кришны (Вишну).  

    В истории мировой литературы она привлекала особое внимание виднейших мыслителей, философов и религиозных деятелей всего мира – как на Востоке, так и на Западе. Традиция относит появление «Гиты» в письменном виде к началу третьего тысячелетия до н.э., т. е. ко временам 5000-летней давности. В самой «Гите» говорится, что Шри Кришна поведал ее устно гораздо раньше – по меньшей мере 120 млн. 400 тысяч лет назад Вивасвану-Сурье, а в человеческом обществе, в Бхарата-варше (так называется в Ведах наша Земля), она стала передаваться изустно примерно 2 млн. лет назад. Впервые «Бхагавад-гита» была переведена на европейский (английский) язык в 1785 г. У.Уилкинсом и вызвала огромный интерес не только специалистов-ориентологов, но и писателей, поэтов и философов. Гумбольд назвал ее «прекраснейшим и, может быть, единственным истинно философским произведением … » На русском языке она была издана в 1788 г. под патронажем императрицы Екатерины II и с одобрения Синода. Православная цензура тогда расценила «Бхагавад-гиту» как «душеполезную книгу». Влияние «Гиты» отразилось в творчестве таких выдающихся деятелей
    мировой культуры, как Гёте, Гердер, Гартман, Новиков. О ней с восхищением отзывались Гегель, Шопенгауэр, Бетховен, Гейне, Роден, Лев Толстой, Эйнштейн, Ганди, Неру. Ее исследованием занимались многие выдающиеся ученые – Х.Лассен, Э.Бюрнуф, Э.Сенар, А.Гхош, Л.Валле, С.Радхакришнан, С.Леви. «Гита» стала неиссякаемым источником, из которого черпали идеи писатели и поэты Запада. Знакомство с «Гитой» отчетливо проявляется в творчестве П.Б.Шелли, Дж. Рассела, Уордсворда, Р.Роллана, Л.Толстого, И.Бунина, У.Уитмена, Г.Гессе. Особое влияние «Гита» оказала на творчество Ральфа Уолдо Эмерсона, называвшего «Гиту» «первой из книг и книгой книг». Философия Эмерсона вдохновлялась стремлением непосредственно соприкоснуться с Истиной. И Эмерсон не случайно обратился к «Гите». Он находил в ней то, что ценил выше всего, – способность пробуждать людей от духовного сна. В «Гите», как в фокусе, сошлись все грани ведической (древнеиндийской) религиозной и философской мысли. Эту идею ярко выразил в своей книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру, который отметил, что притягательная сила «Гиты» для народов Индии столь же велика в настоящее время, как и в древности, и что к «Гите» обращаются все философские школы Индии. Неру часто говорил, что «Гита» осветила всю его жизнь, и характеризовал ее как книгу, к которой разум человека обращается в период кризиса, когда его одолевают сомнения. «Знающий «Гиту», – говорил Шанкарачарья, – знает суть Упанишад».

    Ценность «Гиты» состоит в ее исключительной способности воздействовать на духовное развитие человека. Через решение проблемы «кто я?» эта вечная книга дает правильный ответ на вопрос «что делать?» и открывает способы достижения внутреннего состояния, в котором можно не только постичь непреходящие духовные ценности, но и претворить их в жизнь. В «Гите» дается разрешение проблемы смысла человеческого существования, столкновения личных и
    общечеловеческих представлений о нормах морали. Учение «Гиты» затрагивает все стороны бытия, как обыденные (житейские), так и метафизические (духовные).
    Призывая к бескорыстной деятельности, самоочищению, высшему познанию, освобождению от пороков: гнева, вожделения, жадности и невежества, она открывает пути избавления от недостатков и несовершенства, указывает на вселенскую гармонию, которая является проявлением высшего разума.
    Она служит интересам Истины и дает нам возможность жить реальностью, а не только грезить о ней. Возвышенность и простота изложения «Гиты» привлекала многих мыслителей, стремящихся познать свое внутреннее «я» и сущность всеобщего бытия. В течение последних двухсот лет «Гита» была переведена более чем на 50 языков и выдержала около 1000 изданий. Даже в коммунистической России (СССР) она издавалась трижды. Наиболее авторитетным изданием на русском языке является «Бхагавад-гита как она есть», опубликованная на
    английском языке Бхактиведантой Свами Прабхупадой и включающая в себя первоначальный санскритский текст, транслитерацию каждого стиха, перевод каждого слова, литературный перевод и подробные комментарии, отражающие идеи величайших мудрецов, таких, как Вьяса, Мадхва, Шри Чайтанья и другие. Эту публикацию «Гиты» видные ученые разных стран признали образцовым учебником по изучению ведической философии, религии и санскрита. В СССР это издание «Гиты» печаталось и распространялось подпольно, поскольку в те времена это преследовалось как пропаганда «инакомыслия», представлявшего опасность для коммунистической идеологии. Кроме этого издания, есть и другие авторитетные переводы «Гиты». Заслуживает особого внимания издание Бхактиракшак Шридхара Махараджа («Бхагавад-гита – великое сокровище сладчайшего Абсолюта») с его комментариями – оно тоже было переведено с английского на русский. Существует также замечательное издание «Гиты» Бхактиведанты Нараяны Махараджа, с его комментариями и Вишванатха Чакраварти. Затрагиваемые в «Гите» проблемы волновали людей испокон веков. Самопознание, постижение Высшей Реальности – насущная потребность человека. Любой мыслящий человек, задумываясь над своим неуклонным движением от рождения к смерти, над быстротечностью жизни, не может не спросить: «Какова глобальная цель всего этого, если отвлечься от всех мелочей и случайностей?»
    «Гиту» надо изучать не с какой-то абстрактной точки зрения; необходимо проникнуть в дух и логику самого произведения и исследовать ее, основываясь на ее же высказываниях и понятиях. Только так можно дать ей правильную, объективную оценку. Для того, чтобы проникнуть в «Гиту», чтобы она
    открылась нам, надо как можно полнее претворять ее принципы в своей жизни. Только таким путем можно достичь спокойствия ума, совершенства жизни и духовного озарения. «Бхагавад-гита» утверждает, что правильное поведение – это действия, посредством которых мы вступаем в гармоничные отношения с остальным миром и всеми живыми существами. Отличительная черта совершенного человека – контроль над своими чувствами. Страсть (раджас)
    похищает у нас все высшее, чистое. Она лишает нас благоразумия, похищает ум. Однако человек может и должен контролировать разумом свои страсти и управлять своими побуждениями. «Гита» учит, что благодаря правильным действиям, истинному знанию и совершенной любви мы можем развить сверхсознание, пробудить безошибочную интуицию и избавиться от ограниченности мышления.
    Некоторые не слишком сведущие люди заявляют, что в «Бхагавад-гите» Кришна, призывая Арджуну сражаться, тем самым оправдывает насилие и убийство во имя религии. Однако такое «толкование» совершенно не основывается на истинном значении «Бхагавад-гиты». Прежде всего, эту книгу нужно внимательно и с должным почтением прочесть от начала до конца, чтобы хоть немного
    понять главную тему, а не выдергивать цитаты из контекста, делая свои собственные выводы. Когда Кришна призывает Арджуну сражаться, необходимо понять, что Кришна убеждал именно Арджуну, а не нас с вами сражаться на древнем поле битвы Курукшетра, поскольку Арджуна был кшатрием (царем-
    воином) и обязан был воевать с врагами. Более того, перед ним стояли Кауравы, демонические правители, которые для Матери-Земли были только бременем – они притесняли всех и унижали. Поэтому Шри Кришна, желая избавить Землю от этого бремени, попросил Арджуну последовать своему долгу – сражаться с врагами, защищая справедливость. Для всех остальных людей, читающих«Бхагавад-гиту», слова Кришны о сраженииявляются возвышенной духовной аллегорией, в которой наша жизнь подобна полю битвы, а мы призваны сражаться на этом поле битвы со злом, прежде всего – со злом и невежеством в самих себе. С помощью духовного знания мы должны сражаться с низменным и подлым, бесчестным и недостойным, безбожным и невежественным, помня о Всевышнем Господе, который нам обязательно поможет в этой борьбе. Тасмат сарвешу калешу мам анусмара юдхья ча / майй арпито-мано-буддхир мам эвайшьяси асамшаях: «Поэтому, о Арджуна, ты должен всегда помнить обо Мне и в то же время сражаться, исполняя свой долг. Посвящая свою деятельность Мне и сосредотачивая свой ум и разум на Мне, ты, несомненно, достигнешь Моей обители» («Бхагавад-гита», 8.7). Таким образом, «Бхагавад-гита» – это не оправдание насилия во имя Бога. Да и как возможна такая трактовка, если правоверные индусы (которые являются последователями «Бхагавад-гиты» и убежденными вегетарианцами) не убивают даже животных? Индия всегда была известна как одна из самых миролюбивых стран. Она никогда не была «мировым агрессором», и в этом свою роль сыграло учение «Бхагавад-гиты».




    © 2010 Мурали Мохан дас
    Движение Санкиртана
    Sankirtana.by

     

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS