Ученые-теологи, богословы и толкователи Библии могут спорить относительно сакрального смысла этого изречения, но для простого человека, не предвзятого в суждении, который прочитал Бхагавад-Гиту, смысл очевиден. Разумеется, речь не идет о кровной мести - вендетте. Получив пощечину, не следует махать кулаками и лезть в драку - может за дело? - как, впрочем, не следует получив по левой щеке, подставлять правую.
Оставив в стороне мирские рассуждения о "добре и зле", о том, что следует и что не следует делать, обратимся за помощью к Бхагавад-Гите, которая представляет сущность Ведической мудрости.
В 3-й главе мы найдем обстоятельное объяснение закона кармы, вокруг которого вращается весь материальный мир.
В общепринятой научной терминологии этот закон можно было бы назвать законом причинно-следственной связи. И закон Ньютона о действии и противодействии как нельзя наглядней выражает этот принцип. В юридической практике существует связь между преступлением и наказанием; у медиков - сообразность лечения с симптомами и диагнозом заболевания; в обычной жизни примером закона кармы является зависимость наших удовольствий от заработанных денег. Если человек усердно трудится, то его счет в банке растет, и как следствие этого, он имеет некоторые удовольствия в жизни. В противном случае, если он не так удачлив, то, обанкротившись, будет страдать, лишившись всего. Подводя итог сказанному, мы приведем определение закона кармы, взятое из словаря: "Закон природы, согласно которому любая материальная деятельность, греховная и праведная, влечет за собой последствия, которые все больше и больше втягивают совершающего в круговорот рождения и смерти."
Наши поступки в прошлом рождении определяют настоящее, а поступки в настоящем определяют будущее. "Что посеешь, то и пожнешь." Живое существо есть душа, которая постоянно трансмигрирует из одного тела в другое в соответствии с характером деятельности и сознанием. В течении жизни мы формируем сознание. Бытие определяет наше сознание, но в момент смерти сознание, которое мы сформировали, определяет наше бытие и наше следующее воплощение.
Таким образом, для разумного человека становится ясно, что настоящая жизнь предназначена для того, чтобы подготовиться к следующей.
Конечно, те, кто не верят в перевоплощение души и закон кармы, могут возражать: "Нет никакой кармы". И в то же время утверждать: "Человек сам - творец своего счастья". Но поскольку эти два заявления находится в противоречии одно с другим, то мы без особого труда опровергнем оба.
Душа есть. Если принять во внимание, что "Человек сам творец своего счастья", то есть и карма, т.к. связь между действием и результатом действия очевидна.
Приверженцы гедонистической философии (еды, питья и наслаждений) будут упрямо настаивать: "Живем один раз - после нас хоть потоп". И если принять это, в высшей степени безнравственное утверждение, которое поощряет безответственность и произвол в обществе, то напрашивается естественный вопрос: "Почему существует неравенство? Почему одни рождаются в богатой семье, красивыми и умными, получают хорошее образование и прекрасные возможности в жизни, а другие от рождения бедны и, вдобавок, больны, глупы и уродливы? Почему один человек тяжело работает и все "мимо денег", а другой не так усерден, но удачлив? Можно было бы продолжить тысячи "почему" и в конце концов придти к заключению, что либо Бога нет, либо Он не всемогущ, не Всеблаг, иначе почему Он оставляет без внимания одних, отдавая предпочтение другим.
Но на самом деле, Бог, как Отец всех живых существ, равен ко всем. Предоставив человеку право выбора и свободу воли, Он дал ему некоторую возможность действовать независимо от Него, но и возложив при этом на человека ответственность за его поступки. Предав забвению свои отношения с Богом, человек попал в зависимость от результатов своей благочестивой и нечестивой деятельности. Это как раз есть то, что называется кармой.
В духовном мире все согласны с волей Всевышнего, поэтому там нет кармы, нет рождения и смерти. Каждое живое существо имеет духовное тело вечное, не подверженное влиянию времени.
Далее, мы знаем, что многие люди ходят к астрологам, хиромантам и пр. Почему люди гадают на картах, на кофейной гуще или обращаются к оракулу, пытаясь заглянуть в
будущее? Потому что время вечно. Если вы составили правильно гороскоп, то определить будущее и прошлое не составляет труда - согласно вашей карме. С помощью гипноза можно вернуться назад и увидеть все собственными глазами.
В момент смерти душа оставляет грубое физическое тело и в тонком, астральном, переходит в следующее. Так как тонкое тело (ум) содержит всю информацию о нашей деятельности в прошлом в форме желаний, то следующее грубое тело душа получает согласно этой информации.
Таким образом известно от рождения: срок жизни, количество счастья и несчастья и даже количество денег в нашем кармане. Это невозможно отрицать, т.к. неотвратимость судьбы существует как факт. Бывает так, что одного человека лечат совершенными методами медицины, а он умирает. А другого не лечат вообще, а он выздоравливает. Что это по-вашему? Это очередной феномен кармы. По этой причине ни один умный врач не гарантирует на сто процентов, что его пациент будет жив и здоров, как ни один юрист не гарантирует вам, что его судебный процесс обязательно закончится в его пользу.
Пожиная результаты прошлой кармы, человек одновременно сеет семя новой. Таким образом, получается замкнутый круг. Как белка в колесе душа снова и снова мчится по кругу самсары. Непрерывная цепь деятельности и ее последствий тянется с незапамятных времен из прошлых жизней. Поэтому бывает невозможно понять, почему некоторые люди наслаждаются, а другие страдают без видимых оснований, неэквивалентно усилиям. Ясно только одно, что каждый получает свое - то, что заслужил.
В счастье и несчастье не следует роптать на Бога и искать виновных. Посмотри в зеркало и ты увидишь - себя.
За добро человек получает добром, за зло - злом. Прямо пропорционально своим поступкам. Поэтому и говорят: "Око за око, зуб за зуб".
Если вы украли, - у вас украдут - возможно, собственные дети. Если вы ударили, - и вас ударят. Возможно, ваш лучший друг исполнит предначертание вашей вашей кармы. Его карма - ударить, ваша - получить удар. Так люди сходятся, чтобы причинить друг другу беспокойства. Поэтому, если хотите, чтобы к вам хорошо относились, не делайте друг другу то, что не желали бы получить себе.
Если вы убили животное и съели его, несомненно, что кто-то начнет точить на вас зуб. Мясник точит свой топор, но его собственная голова уже на плахе, и незримая рука Провидения занесла свой карающий меч. Плохая карма ждет мясника и того, кто ест мясо, делает аборты и т.д. Преступления никогда не остаются безнаказанными. Закон природы: око за око, зуб за зуб.
Различные виды кармы
Подобно тому, как садовник сеет семена различных фруктовых деревьев, так человек сеет семена плохой и хорошей кармы. Естественно, из семени, брошенного в землю, не сразу появляются плоды. Сначала семя набухает, потом дает росток, который преобразуется в дерево, и только затем цветет и плодоносит.
Точно так же, в соответствующей последовательности, к нам приходят реакции нашей кармы.
Следуя предписаниям Вед, человек способен улучшить свою карму и достичь освобождения. Регулируемый процесс деятельности называется карма. Он позволяет улучшить материальные условия жизни, подняться на высшие планеты Вселенной, где жизнь несравненно более продолжительна и вольготна. Викарма - означает произвольную деятельность, противоречащую авторитету Вед. Действия человека по собственной прихоти обрекают его на страдания.
Если карма поднимает живое существо на более высокий уровень жизни, то викарма опускает его до низшего уровня существования, вплоть до животных форм и адских условий жизни.
В особых случаях душа отправляется на суд Ямараджи и по этапу на адские планеты. В пространстве между тремя мирами и океаном Гарбха с южной стороны вселенной располагаются 28 адов на множестве планет, где наиболее падшие существа претерпевают различные виды наказаний. В небольшой заметке "Легкое путешествие на адские планеты" мы уже описали условия жизни обитателей ада детально.
Кроме кармы и викармы существует также высший процесс - акарма или нишкарма, т.е. деятельность, не приносящая плодов, без результатов хорошей и плохой кармы. Такая деятельность известна как бхакти-йога, преданное любовное служение, или Сознание Кришны.
По сути такая деятельность является трансцендентальной, находящейся по ту сторону Добра и Зла. Служение Богу без какиз-либо эгоистических мотивов характеризует чистое преданное служение.
Оно есть совершенство духовной жизни и развивается на платформе спонтанной любви. Поднявшись до этого уровня, человек непременно войдет в вечную духовную атмосферу на планетах Вайкунтхи или непосредственно Голоку Вриндавану, высшую планету Кришны.
9 основных процессов бхакти-йоги.
Процесс, с помощью которого можно освободиться от кармы и подготовить свое духовное тело, называется бхакти-йога. Он может быть осуществлен девятью различными способами.
sravanam kirtanam visnoh
smaranam pada-sevanam
arcanam vandanam dasyam
sakhyam atma-nivedanam.
(Srimad Bhagavatam
7.5.23)
1. Слушание. 2. Воспевание. 3. Памятование. 3. Вознесение молитв. 5. Служение лотосным стопам Господа. 6. Служение в качестве слуги. 7. Служение в качестве друга. 8. Предложение цветов. 9. Предложение всего, что есть и самого себя.
Следуя всем девяти или даже одному из них, человек сможет развить в себе бхакти, т.е. любовь к Господу.
Наиболее важным является слушание и воспевание славы Господа и Его святых имен. Это очищает сердце человека от материальных привязанностей и наслоений и устанавливает связь с Господом. Помня Господа постоянно и особенно в момент смерти, человек никогда не родится вновь в этом материальном мире, но достигнет вечного бытия, знания и блаженства - сат-чит-ананда, вернувшись назад домой к Господу. В материальном мире живое существо получает материальное тело, в духовном - духовное, в котором оно сможет общаться с Богом, видеть, слышать, говорить и т.д.
Повторение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе пробуждает дремлющее сознание и любовь к Богу, как нельзя более эффективно. В Брихан-Нарадия Пуране сказано, что "в век вражды и лицемерия, Кали-юге, нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути.
Для того, чтобы начать повторять Харе Кришна мантру не существует строгих правил. Если вы испытываете потребность в духовном совершенстве, начните повторять Харе Кришна прямо сейчас. Таким образом, вы сбережете время и избежите реакций на свою греховную и праведную деятельность. Это истинный духовный процесс, освобождающий от любой кармы, хорошей, результаты которой все же временны, и плохой. Итак. ключ к счастью и спасению в ваших руках.
Мурали Мохан Махарадж (Маму Тхакур дас), является автором многих книг о философии и практике сознания Кришны. Являясь тем, кто стоял у истоков бурного развития этого движения на просторах СССР, он накопил множество публицистических материалов, которые выходили в свет в разных изданиях, в газетах, журналах и брошюрах.
Сам Господь, воплотившись в образе сына Сатйавати [Вйасадевы], сочтет созданные Им ведические писания слишком сложными для людей с неразвитым интеллектом, которым отпущена короткая жизнь, и, чтобы приспособить эти писания к условиям наступившего века, разделит древо ведических знаний на отдельные ветви.
КОMMЕНTАРИЙ:
Во времена, о которых говорится в этом стихе, шудр и женщин не учили ведической мудрости; им не давали посвящения, потому что ведические писания слишком сложны для людей с неразвитым интеллектом. Более того в такого рода знании шудрам и женщинам не было необходимости. Если бы эти люди получили доступ к ВЕДАМ, они стали бы их извращать и ими злоупотреблять. Ведическое знание и ведические ритуалы сложны и сейчас, даже для тех, кто считает себя преданным Кришны. Но в этом нет необходимости. В то время не было ни колледжей, ни университетов. Если человек родился в семье плотников, то его отец мог его научить забивать гвозди…. В знании ведической мудрости для шудр не было необходимости. Просто выполняя свои предписанные обязанности Данные Господом в соответствие с гуннами природы и кармы, эти люди тоже удовлетворяли Его. Веды учат, как обрести освобождение и, служа другим высшим кастам, они могли духовно развиваться. То же самое можно сказать и о женщинах. Рожать детей – дело нехитрое. Это делают даже животные и птицы. Для современных ученых, политиков, бизнесменов и прочих, ктозанят добыванием денег, тоже нет необходимости в Ведах.
Как пишет Прабхупада в своих комментариях, «В этом стихе Брахма предсказывает создание "Шримад-Бхагаватам", предназначенного для людей Кали-юги, век которых недолог. Как говорится в Первой песне, недалекие люди века Кали будут не только мало жить, но и столкнутся в своей жизни со множеством проблем, неизбежных в хаотичном атеистическом обществе.
Решая одну проблему, люди создают тысячи других. Это характерная особенность Кали-юги. По сути дела проблема в том, что люди забыли Кришну.
Брахма – творец вселенной, написал сценарий для каждого. И он нашел, что современная общественная конъектура требует больше инженеров, компьютерщиков, управляющих и бизнесменов. Интереса к духовной жизни у людей нет. Брахма дал знание на их уровне развития.Прогресс, направленный на создание материальных удобств, является результатом влияния гуны невежества. Истинный прогресс в познании - это прогресс в познании самого себя. Однако в век Кали недалекие люди ошибочно полагают, что вместе с сотней лет, отпущенных им для жизни (которые теперь фактически сократились до шестидесяти, а то и до сорока лет), всему приходит конец. Они ограниченны, поскольку не знают о том, что жизнь вечна. Они отождествляют себя с временным материальным телом, которое существует каких-нибудь сорок лет, и абсолютно уверены в том, что оно составляет единственную основу жизни. О таких людях говорят, что они мало чем отличаются от животных.
Однако Господь - милосердный отец всех живых существ - дает им безграничные ведические знания в форме таких коротких трактатов, как "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам" (предназначенный для тех, кто уже усвоил истины "Бхагавад-гиты").
Невозможно доказать, что алкоголь необходим для здорового образа жизни, обретения душевного покоя и счастья человека. Точно так же невозможно доказать, что пьяному море по колено. Конечно, обезумевшие от страданий и боли люди употребляют интоксикации, чтобы «забыться и заснуть». Но спасения нет в иллюзии. Как сказано в «Бхагавад-гите» (Бх.г.4.36), только «поднявшись на корабль трансцендентального знания», можно переправиться через океан бедствий.
Критика (от фр. critique; из др.-греч. "искусство разбирать, суждение") -анализ и оценка явлений в какой-либо из областей человеческой деятельности. Задачами критики являются:
1. выявление противоречий;
2. выявление ошибок и их разбор;
3. анализ и обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
4. отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве и общественной жизни), указание недостатков, ради их устранения;
5. исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
6.отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
7. оценка и возможность отстоять свою позицию, когда она есть.
Точно так же существует критика оппонентов, когда мы проповедуем сознание Кришны, чтобы разбить все ложные концепции и утвердить это сознание, его приоритет над всеми другими методами духовной реализации. Что в этом плохого, разве это не так? Критика просто необходима, чтобы прогрессировать в сознании Кришны, пока мы его не достигли.
Кто такой критик?
Критик - это специалист, сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, в том числе религиозной. Например, апологетика. Критик в данном случае выступает как апологет, хранитель преданности Кришне.