Бхактисидханта Сарасвати унаследовал от своего отца дух миссионерства, хотя и начал свою собственную миссию. В отличие от Лалита Прасада своего брата, который формально больше отвечает вайшнавской традиции Бхактисидханта проповедовал вразрез ортодоксальному гаудия вайшнавизму идущему от бабаджи.
Гаудия вайшнавизм находится в неотплатном долгу у Шрилы Бхактивиноды Тхакура, который в пору затухания движения, дал ему второе рождение. Раздвинув границы Бенгальского континента он был первым, кто стал проповедовать его людям Запада. Не случайно вайшнавы сходятся во мнении, что он является вечным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху, седьмым Госвами. Когда же люди всего мира оставив религиозные, национальные и рассовые предрассудки возьмутся за руки присоединившись к движению Санкиртаны – провидел Бхактивинода. В академических кругах он по праву признан «пионером Гаудия вайшнавизма на Западе».
Он отверг авторитет гуру Бхактивнода Бипин Бихари Госвами, а с ним и принцип дикша гуру парампары. Бхактисидханта не учил поклоняться дикша-гуру Гаура Кишора даса Бабаджи, который являлся для него парам гуру. Он отверг бабаджи Радха Кунды в отличие от своего брата Лалита Прасада и так прослыл большим оскорбителем совершающим вайшнава апарадху.
Фактически он не получил инициацию сидха-пранали в эзетерику поклонения Радхе Кришне ни от Бхактивиноды ни от Гауракишоры даса Бабаджи. Как указывают некоторые авторы проводившие тщательное иследование его жизни и его литературного наследия, критика Бхактисидханты своих духовных предшественников, шла так далеко, что стоял вопрос о том был ли он вообще инициирован.
В вайшнавской традиции существуют два направления гошти и бабаджи нади. Те кто проповедуют и те кто не проповедуют. Последователи Шри Чайтаньи Махапрабху причисляют себя к первым, Сам Господь наставлял своих последователей идите и проповедуйте святое имя станьте гуру и освободите весь мир. Но среди тек то также считает себя последователями Чайтаньи и принадлежит к той же парампаре есть и другие. Мисиия Бхактисидханты это мисиия санкртаны – проповедническая. Она могла быть сформулирована в словах «война с майей». Это принципиально расходится с мнением бабаджи.
Гаудия сампрадайа
Так называемая школа Гаудия-вайшнавов, к которой принадлежал Бхактисидханта Сарасвати, в настоящее время разбита на множество сект. В действительности эффект дикша изначально связывающий с Шри Чайтаньей Махапрабху утрачен, потому что те кто дают инициацию и те кому она предназначена находятся практически на одном уровне. Поэтому Бхактисидханта радикально пересмотрел концепцию дикша-парампары.
Практика садхана-бхакти разделяется на две части вайдья-бхакти и рагануга-бхакти, конечный результат которой заключается в развитии вечных отношений с Кришной особенно бхавы, присущей жителям Враджа. Два вида садханы отличаются уровнем реализации. Те кто следуют вайдья-бхакти должны строго придерживаться регулирующих принципов, постепенно развивая привязанность и вкус к преданному служению. Рагануга-бхакти предполагает спонтанное служение Господу. В первом случае упор делается на шраванам – киртанам. Во втором - на смаранам. В рагануга садхана-бхакти после инициации преданный обучается практике лила смаранам, что представляет перспективу его собственной индентичности, которая позволяет ему войти в игры Радхи и Кришны.
Бхактисидханта был консервативен на этот счет и говорил что «сначала маранам, а затем уже смаранам», т.е сначала человек должет освободиться от ложного эго, после чего может практиковать смаранам памятование о играх Господа.
Пока человек отождествляет себя с грубым и тонким материальным телом он находится в майе и поэтому все его духовные достижения – не больше чем болезненные состояния ума.
Те кто слишком свободны в трактовке этого положения, унаследовав якобы в родословной свое понимание вайшнавской эзотерики, Бхактисидханта называл «сахаджиями», итимология слова которого происходит от «сахаджи», что означает «легко». Таким образом, тех, кто дешево принимали эзотерический смысл инициации, рассчитывая на легкий успех, попали в разряд пракрита-сахаджиев, вайшнавские секты, отличающиеся аморальным поведением их членов.
Шикша-гуру-парампара или бхагавата-гуру-парампара в “Шримад Бхагаватам” описывается следующим образом: Кришна поведал знание Вед Брахме. Брахма передал Нараде. Нарада – Вьясе. Вьяса – Шукадеве. Шукадева не проходил дикша самскары вообще. Он услышал “Шримад Бхагаватам” непосредственно от Вьсадевы. Шукадева Госвами расказал его Парикшиту. Сута, присутствовавший при этом передал Шаунака риши и т.д.
Бхактисидханта всегда был против концепции формальной дикша-гуру-парампары
Отдавая предпочтение самопознавшим личностям представляющим ведическое знание. И в действительности нет смысла в формальном представлении трансцендентального знания на основании физической телесной преемственности.
Сиддха-пранали означает последовательность сиддх, освобожденных личностей, а не обусловленных душ. Так Бхактисидханта отверг семейных гуру как бонефайд парампару и касту смарта брахманов, которые пытались монополизировать духовную жизнь. Сарасвати Тхакур нашел истинное богатство зания о преданном служении в книгах Бхактивинода, пришедшего от Джаганнатха даса Бабаджи, а не в формальной связи его с Бипин Бихари Госвами.
Из этого следует, что среди многих гуру необходимо в первую очередь принимать авторитет того, кто более нам помогает в развитии дремлющей любви к Кришне и отвергать всех прочих. Так для Бхактивиноды его шикша гуру, Джаганнатха даса бабаджи, был его реальным гуру.
«Преданные Господа в своем служении свободны от формального следования даже писаниям, поскольку они уже пребывают в духовном мире. Поэтому когда самопознавшая себя личность, чистый преданный Господа, делает какие-то нововведения, то их следует принять как религиозный устав, кодекс, даже если это противоречит уже существующему».
Шикша Бхактисидханты восходит к миссии Шри Чайтаньи Махапрабху в его духе, Известно, что никто не может успешно проповедовать славу имени Господа не будучи уполномоченным самим Господом.
И истинная преемственность его парампары будут определяться успехами его последователей в распространении этой миссии.
Для неофитов следование по стопам предшествующих ачариев и общение с вайшнавами будут определяющими в его стремлении к духовному совершенству.
Но на более развитой стадии преданного служения, они могут видеть гуру везде, сами представляя ачариев.
Дерево Шри Чайтаньи Махапрабху находится в духовном мире. Два основных его ствола представлены Адвайтойачарием и Нитьянандой Прабху. Многочисленные побеги и отростки берут свое начало от них разрастаясь по всей вселенной. Роскошная крона из веточек, листочков, цветов и бутонов украшает его. Пока мы имеем связь со стволом этого дерева наш успех гарантирован наше начинания всегда успешны. Но утратив связь мы лишимся всего.
Аналогично тому как веточки обычного дерева засыхают и постепенно отмирают и на их месте вырастают новые так и движение будут развиваться распространяя себя за счет новых сильных ветвей предстваляющих истинную парампару.
Мурали Мохан Махарадж (Маму Тхакур дас), является автором многих книг о философии и практике сознания Кришны. Являясь тем, кто стоял у истоков бурного развития этого движения на просторах СССР, он накопил множество публицистических материалов, которые выходили в свет в разных изданиях, в газетах, журналах и брошюрах.
Для тех, кто знаком с русской классикой, знакомо и имя Александра Ивановича Куприна. Его произведения отличаются точностью и тонкостью описаний, остротой и психологизмом. Вероятно он был очень впечатлительным человеком и прежде, чем описать ту или иную ситуацию, непременно должен был пержить ее сам.
Шри Нитьянанда Рама появился в Радха-деше, в деревне Экачакра (Западная Бенгалия). В детстве Он играл в те же игры, что и Кришна со своими друзьями. Он развлекался и учил этомудрузей.Соответственно он менял одежды точно так же как Кришна в своих трансцендентальных играх в Гокуле. Он распределял роли различныхдемонов своим друзьям и затем как Кришна, шутя, убивал их. Все мальчики в Экачаке любили Нитьянанду, были без ума от его забав, и не хотели с ним расставаться даже на секунду. Их родители никогда не запрещали им встречаться с Нитаем.. Напротив, они даже поошряли их, украшая и наряжая соответственно роли.
Хадайи Пандит и Падмавати, родители Нитьянанды, были очень привязаны к своему сыну. Но, несмотря на их любовь, едва ему минуло 12 лет, он оставил дом и, приняв санньясу, отправился на поиски Кришны. Узнав об этом, отец лишился чувств. Он упал без сознания на землю, как мертвый, а его жена на глазах высохла.
Деревенские жители, услышав эту новость помертвели. А что говорить о друзьях… Они погрузились в погрузились в траур как по мертвому.
Люди собрались в доме Нитьянанды, пытаясь оживить отца и мать. Но придя в сознание они никого не узнавали и просто плакали навзрыд и кричали: «Нитьянанда!!!» Их слезы могли растопить даже камень.
ФЕМИНИЗМ - теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Возник в XVIII в. На XIX - первую половину XX в. приходится первая волна феминизма - борьба за достижение юридического равноправия полов, с середины XX в. начинается вторая волна - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. В конце 70-х гг. движение приобрело массовый характер, проявилось в массовых акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании.