Когда у меня возникла идея начать публиковать мемуары, один мой знакомый спросил: «Не рано ли?» «Почему?» - удивился я. «Твои враги еще живы» - сказал мой собеседник. Да, но у меня нет врагов. Когда я проповедую сознание Кришны мои враги становятся друзьями и моими последователями.Нельзя сказать, что в период политического застоя в бывшем Советском Союзе совершенно отсутствовала культурная и духовная жизнь общества. Стремление к высшему духовному идеалу заложено в природе души. И хотя ее деятельность бывает скрыта, как солнце в ненастную погоду, тем не менее, наличие сознания говорит, что она тут. Покрытая материальным телом и умом, душа невидима, но сознание, свидетельствует о ее присутствии. Поюобным образом культурная и духовная жизнь общества того периода в силу многих запретов и ограничений была скрыта. Опасаясь преследований, в условиях коммунистического режима ей никто не бравировал. Как по принципу естественного отбора, выживают только сильные, так и право на духовную жизнь в Советском Союзе в то время имели только достойные. Люди тайком собирались на частных квартирах, читали тайком запретную литературу, тайком занимались запретной практикой и следовали тайком за своими лидерами. Наиболее запретным как и наиболее сладким плодом на дереве познания в то время было сознание Кришны.
Об этом Движении знали немногие: посвященные, те, кто интересовался йогой, медитацией, экстросенсы, окультисты и дисиденты. Последние относились к «кришнаитам» лучше всех, потому что преследовали «кришнаитов» больше всех. Согласно официальной версии КГБ, учение сознания Кришны числилось в списке наиболее реакционных мистических учений Запада. Чтобы защитить советскую молодежь от влияния чуждой идеологии, миссионеров и духовных учителей сознания Кришны объявляли сотрудниками ЦРУ, а их учение - идеологической диверсией. Как не смешно это теперь выглядит, людей наиболее благочестивых, отказавшихся от всех форм насилия, дискриминации и мирно воспевающих святые имена Бога, атеисты считали злейшими врагами общества. Естественный вопрос: «Почему?» Позже, обсуждая эту тему с профессором Вл. Лисовским, ведущим социологом, мы написали книгу социологичесих очерков «Харе Кришна вчера и сегодня». В этой книге есть ответы и на этот вопрос.
Движение сознания Кришны в Советском Союзе возникло почти одновременно с движением дисидентов. Дисиденты – это инакомыслящие, те, кто не разделяют сложившихся политических убеждений. В определенном смысле нас тоже можно было бы назвать дисидентами. Мы не разделяем ошибочное мнение большинства, тех, кто исповедует материализм, полагая, что жизнь возникла из мертвой материи и потом эволюционировала. Жизнь, согласно нашей философии, происходит от жизни. Жизнь – это душа в теле. Душа вечна, поэтому и жизнь вечна. Сознание – это признак души в теле. Материя не обладает сознанием. Уже по этой причине она не может и эволюционировать. Манипулируя мертвой материей, живое существо – душа, создает видимость жизни. Людям кажется, что материая живет. Это – иллюзия. Разумному человеку не трудно понять различие между материей и духом, но неразумному – не объяснить. Когда душа покидает тело, сознание тут же покидает его. Не обладая сознанием, оно тут же начинает разлагаться. Материальное тело минус сознание – труп, который закапывают или сжигают. Нет никакой эволюции – сплошная майа. В переводе с санскрита слово «майя» означает «иллюзия» или «то, чего нет». Противопоставляя эту концепцию марксистско-ленинской философии, которая не Высшее духовное начало, полагая что материя первична, а сознание есть ее производное, у последователей Движения сознания Кришны было много идейных врагов. Конечно, теперь нет смысла говорить об этом, т. к. давно уже нет ни Советского Союза с его воинствующим атеизмом, ни марксизма-ленинизма. Маркс умер, Ленин умер, а Шри Кришна и Его учение живет.
Следует отметит, что дисиденты были неглупыми люди: видные политические деятели, писатели, художники и ученые. Можно сказать сливки общества. Среди последних был и Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-89), один из наиболее перспективных советских ученых, ставший членом Академии СССР в возрасте тридцати двух лет. Как не пародоксально это выглядит, ученые степени Сахаров получил за изыскания в области ядерной физики, а истинное признание – оставив науку будучи дисидентом. Личность Академика противоречивая, фигура весьма одиозная. За активное участие в создании ядерного оружия и милитаризацию он был трижды удостоин звания Героя соц. Труда, а за пацифические выступления, запрещение ядерных испытаний и разоружение, выдвинут на соискание Нобелевской премии Мира (1975 г.). Отклонив предложение публично отказаться от своих пререгатив в 1980 году Сахаров был сослан в Горький.
Наслышавшись от своих друзей об удивительной и нескладной жизни Академика, я в тайне лелеял надежду обратить его в сознание Кришны. По моему глубокому убеждению, это как раз было то, что ему более всего не хватало. Я был уверен, что рано или поздно Кришна предоставит мне такую возможность.
В 1985–87 годах я проповедовал в Москве, в летний период собирая публику в Измайловском парке, а с наступлением зимы на частных квартирах. Как уже было сказано, интеллектуальная и духовная жизнь общества была в подполье. Однажды, меня пригласили с лекцией на квартиру, где в свое время выступал Академик Сахаров. Хозяина звали Эдуард Ф. Он был фотографом. По четвергам у него собиралась довольно приличная аудитория из числа тех, кто интересовался политикой, религией и философией. Мне посчастливилось, и я стал регулярным лектором на его квартире. Случалось так, что иногда свои четверги я делил с известным в то время священником Александром Менем. Все, кто приходили на его проповеди, были и моими прихожанами. Питая некоторую профессиональную ревность к представителю «другой иепархи», он намеренно избегал встречи со мной. Хотя принципиальных расхождений в служении Богу не существует, но разный уровень сознания и материалистический взгляд на духовную жизнь часто создают трудности в достижении взаимопонимания между представителями различных конфессий. Он проповедовал «Новый Завет», сына Бога, а я учение «Бхагавад-гиты», данное Самим Богом. Исус говорит своим последователям: «Любите Отца моего небесного». И Сам Отец небесный, Кришна, в «Бхагавад-гите» говорит: «Любите Меня!» Как видите нет никакой разницы. Если ваша жена говорит: любите моего мужа, и вы сами говорите о себе: любите меня...Разве есть разница?
В то время Сахаров жил в Горьком. Поближе познакомившись и подружившись с хозяином, я узнал от него горьковский адрес. Личный контакт с Академиком меня привлекал возможностью широко проповедовать, всем, для кого современные ученые представляют непреложный авторитет. Попробовав сначала наладить переписку, я скоро понял, что из этого ничего не выйдет. Тогда я вдохновил одного моего знакомого поехать в Горький и там лично передать экземпляр «Бхагавад-гиты» из рук в руки и мои добрые пожелания. Как и следовало ожидать, мальчик Саша, так звали преданного, поехал, но был задержан милицией у самых дверей квартиры Сахарова. Сутки его томили в околодке, после чего выпустили, изрядно настращав, посоветовали оставить надежду увидеть Академика до конца его жизни. На этом все закончилось. Ничего другого не оставалось, как только ждать. Но ждать пришлось не долго. В конце 1986 года Академика реабелитировали, и ему было разрешено вернулся в Москву. 23 декабря в 7-30 он вышел на пероне Ярославского вокзала из купированного вагона его самого медленного поезда.
Первое время Сахаров жил на проспекте Чкалова не подалеку от Курского вокзала в большом сером здании. Вход во двор, зашарпанный подъезд, лифт, узкая лестница. Здесь мы с ним и встретились. Я был в числе первых его посетителей.
Помню ненастный день, шел не то снег, не то дождь - хороший хозяин собаку не выпустит. Но для меня в то время не было ничего лучше плохой погоды. Была оттепель, приближалось время больших политических перемен.
Приученный годами к нелегальной деятельности, я вел жизнь странствующего проповедника сознания Кришны, был очень чувствителен и осторожен. Никого не предупреждая и не создавая ненужного ожеотажа, полагаясь во всем на Кришну, я направился в гости один. Через плечо у меня была небольшая сумка с книгами «самиздата» «Бхагавад-гита как она есть» и «Вне времени и пространства» собственного ручного переплетения.
Из всего худшего, что можно было предположить, это то, что Сахаров вообще не захочет со мной говорить. Кто я ему? – «Никто», и звать меня «никак». Как представиться я не знал. Отыскав парадную и поднявшись на этаж, я нашел номер квартиры и позвонил. Тишина. Позвонил еще и еще раз... Гробовая тишина. Казалось, никаких признаков жизни. Как циклоп, одним глазом на меня смотрем дверной глазок... Потоптавшись немного я уже собрался уходить, но вот, за дверью раздалось шуршание, потом щелкнул замок, и дверь распахнулась. На пороге собственной персоной стоял Сахаров. Правда, узнать в нем триумфатора, борца за права и свободы человека было нелегко. Похоже он сам нуждался в поддержке. В уме я сличил фотографии десятилетней давности – не обознался ли - и про себя подумал: «укатали Сивку крутые горки».
Поздоровавшись, представился: «Михаил, у меня к вам послание от Кришны». «От кого?» – недоуменно переспросил Андрей Дмитриевич. «От Кришны, Верховной личности Бога» - повторил я очень серьезно. Как не странно, у Академика это не вызвало большого восторга. «Вы не по адресу, молодой человек. Я не знаю никакого Кришны» – ответил он, нервничая. Тогда я торопливо сунул руку в сумку и вытащил: «Вот! «Бхагавад-гита как она есть». Сам Кришна поведал ее 5000 лет назад своему преданному великому воину Арджуне, – выпалил я. - По цепи ученической преемственности это знание дошло до наших дней, и сегодня я торжественно передаю его вам». Недоверчиво, с брезгливым видом Сахаров взял книгу в руки. Казалось, исторический акт вручения послания Кришны свершился.
Минуту-другую, как маленький мальчик, Академик рассматривал картинки, затем, покрутив ее туда-сюда, вернул обратно со словами: «Меня это не интересует». От неожиданности я не знал, что сказать. Как?! Ученый человек, считающий себя гуманистом, собирающимся устроить счастливую жизнь для всех и, вдруг, не интересуется «Бхагавад-гитой»? Как это возможно? В самой этой книге сказано, что она предназначена для «праведных царей» и правителей. Самое время борцу за народное счастье начать изучать «Бхагавад-гиту»... Что-то не укладывалось, чтобы интеллигентный человек не интересоваться «Бхагавад-гитой». Лев Толстой цитировал слова Шри Кришны. Ральф У. Эмерсон говорил: « О! Это первая из книг... в ней нет ничего мелкого, незначительного, все крупное, последовательное, безмятежное; это голос древнего разума, размышляющего в другую эпоху и в другом климате, но над теми же вопросами, что беспокоят и нас». Энштейн читал Гиту, не смотря на свою занятость. Миллионы лет назад бог солнца, Вивасван, принял «Бхагавад-гиту» от Самого Кришны как совершенное знание, затем передал ее своему сыну, Икшваку. Икшвак передал Ману, прородителю человечества. Это исторический факт! «Бхагавад-гита» признана всеми мировыми авторитетами. В человеческом обществе она известна примерно 3,5 - 4 миллиона лет, при этом, до сих пор не утратила своей трансцендентальной свежести и неувядаемой славы как источник высшего знания.
5000 лет Гита была вновь была поведана Кришной Это произошло на поле битвы Курукшетра при исторических обстоятельствах, и великий мудрец Вьясадева, записал ее в том виде как она представлена современным читателям. «Бхагавад-гита» - это писание древних ариев, лучших из дваждырожденных. Она – сущность всей ведической литературы, наиболее значительное религиозное и философское произведение. Как может истинный ученый не интересоваться «Бхагавад-гитой». Может быть что-то я не так понял или он не так сказал? Может быть Сахаров просто боится провокации?...
В это время в приоткрытую дверь из кухни потянуло запахом жаренного мяса и женский голос недовольно позвал: «Андрей… ». Не сказав мне не «здравствуй», не «до свидания» - Андрей Дмитриевич повернулся и закрыл дверь. Опять щелкнул замок, на этот раз, как затвор карабина, но выстрела не раздалось. Послышалось шарканье домашних тапочек и удаляющиеся шаги академика.
Аудиенция была окончена. «Досадно, – подумал я. - В дверь, в которую я «ломился» в течение нескольких лет захлопнулась перед самым моим носом. Я стоял за порогом с «Бхагавад-гитой» в руках. Покрутив головой и соображая, что делать дальше, неожиданно, наткнулся на почтовый ящик, который висел на стене. Отлично. «Вне времени и пространства» войдет туда, а «Бхагавад-гиту» пошлю бандеролью по почте – решил я. Так и сделал. Небольшого формата «Вне времени и пространства» я засунул в почтовый ящик, а «Бхагавад-гиту» через пару недель отправил по почте из Ленинграда, приложив обстоятельное письмо.
Уважаемый Андрей Дмитриевич!
После долгих попыток связаться с Вами, чтобы начать совместную деятельность ради освобождения всего живого, всех угнетенных и обездоленных существ гниющих в материальном рабстве, и после того как уже встретился с Вами, чтобы начать такую деятельность ради освобождения души от круга рождения и смерти, я был, по правде говоря, несколько разочарован, однако, не утратил надежды...
И далее я описал основы философии и практики сознания Кришны, которая заключается в повторении святых имен Кришны: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, и в отказе от дурных привычек: мясоедения, интоксикаций, незаконного секса, азартных игр.
Прошел год. И что вы думаете? Встреча состоялась, правда, неожиданным для меня образом. Я распространял книги на митинге, на котором выступал Сахаров. Не вдаваясь в подробности, здесь я приведу лишь текст нашей беседы, который частично удалось записать на пленку.
Академик. Я приношу свои извинения за нашу первую неудавшуюся встречу. На самом деле я был в шоковом состоянии, поэтому не мог правильно прореагировать на Ваш визит. Хотя я не религиозный человек, но всегда испытываю уважение к представителям чистой веры. Если существует Бог, то существует и религиозная практика, которая представляет закон Бога.
М.Т. дас. Это верно. В «Шримад Бхагаватам» говорится: «Кришнас ту бхагаван сваям (Ш.Б. 1.3.28.). Кришна, Верховная личность Бога, - Отец всех религий. Религия представляет закон Бога. Она дана самим Богом и всякое отклонение от ее принципов делает человека атеистом безбожником. Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам (Ш.Б.6.3.19.) …
Академик. Я – не теолог, но считаю, что ученый должен быть в некотором смысле религиозным человеком. Говоря это, я не хочу Вам льстить.
М.Т.дас. Отнюдь. Подобное мнение соответствует ведической точке зрения. В прежние времена (во времена ведической или арийской культуры) именно так и было: ученые были теологами. Они знали законы Бога и учили этому других. В наше время, ученые склонны имитировать Бога. Так например, они открывают то, что уже существовало, что создано Богом, и присваиваивают закону свое имя. Закон «действия и противодействия» существовал в природе всегда, до того, как сам Ньютон появился на свет, но когда был открыт, то люди присвоили ему имя ученого, поправ авторское право Создателя. В современной науке, физике, математике, химии, астрономии и т.д. существует множество законов под разными именами «самозванцев», которые на самом деле представляют единый закон природы, закон Бога, создавешего ее.
Академик. Да, но такова этика в современном обществе. Ученые находятся в зависимости от нее. Они ставят опыт, если эксперимент удался, то его патентуют и присвают ему свое имя. Ученые хотят познать мир, чтобы объяснить его потом людям.
М.Т.дас. Если мир создан, так он уже и объяснен. После того, как Брахма создал материальный мир, он дал людям знание в форме «Веды»..., чтобы они могли мирно жить и после смерти вернуться назад домой к Богу. Какая польза от ученых? Спекулируя, ученые пользуются среди доверчивой публики незаслуженным авторитетом, который по сути принадлежит Богу. Согласно ведическому утверждению истиный ученый тот, кто видит мир глазами шастр (писаний). Поскольку наш опыт несовершенен и возможности интеллекта ограничены, то лучше воспользоваться совершенным знанием полученным от Бога.
Академик Это очень архаическая точка зрения на современную науку.
М.Т. дас Да, но это правильная точка зрения. По сути дела ничего же не меняется.
Если человек создаст механическую собаку или сам станет лаять, как собака, от этого же принципиально ничего не меняется. Конечно, все будут удивляться, все будут останавливаться, чтобы посмотреть на такое чудо. Но в природе существует настоящая собака... Никто не обращает на нее внимания. Бог создал все живые существа в различных формах и видах жизни и никто не удивляется этому. Создателя космического корабля или спутника все прославляют, но Бога, который создал множество вселенных, наполненных бесчисленными планетами, никто не славит. В свое время, Шрила Прабхупада, наш духовный учитель, внес предложение: «Давайте дадим Нобелевскую премию Богу!» Но Комитет по соисканию премий, вероятно, отклонил это предложение...
Академик. Вы рассказали смешную историю. Если бы я не имел чувства юмора, то раньше я бы обиделся на вас. Теперь, когда я оставил науку и пытаюсь посмотреть в глубь себя, меня она развлекла. Чтобы помочь людям избежать последствий научных заблуждений, я использую свой авторитет, борюсь за ее гуманитаризацию... в служении человеку, а не против него.
М.Т.дас. Каков результат вашей борьбы?
Академик. Пока никакого. Но я не теряю надежды.
М.Т.дас. Надежда умирает последней. Я боюсь, что она переживет вас.
Академик. Что вы предлагаете?
М.Т.дас. Признать права собственности Бога. «Бхоктарам ягья-тапасам сарва-лока- махешварам сухридам сарва-бхутанам гьятва мам шантим риччхати И вместо того, чтобы спорить об истине, принять уже существующую, Абсолютную истину, вечную, неизменную, всеобъемлящую и непродажную... Никто не должен на этом зарабатывать деньги или политическое ренеме. Истина существует, не зависимо от того нравится она или не нравится нам. Она не рождается в споре. Она существует и ее нужно принять так, как она есть. Это положит конец бесплодной борьбе за преоритет и право на чужую собственность. Если все принадлежит Богу, то необходимо принимать только то, что выделено человеку как его доля. Без признания прав собственности Бога, мир в обществе не может быть достигнут. Всегда кто-то будет претендовать на место Всевышнего. Если оно окажется свободным, всегда кто-то будет стремиться абсолютизировать свой авторитет, прибегая к политике, используя науку... даже в искусстве постоянная борьба и соперничание, потому что каждый хочет захватить место, по праву принадлежащее Богу.
Академик. Все, что вы говорите весьма интересно, но как это осуществить на практике. Мне кажется , что Вы и Ваши последователи верят в чудеса.
М.Т.дас. Нет. Я верю в Кришну. Я верю Его словам: «Нет истины выше, чем Я. Все покоится на мне, как жемчужины нанизаны на нить...» Чудес в природе не бывает. Есть невежество, которое, часто, глупые люди выдают за знание.
Академик. Что есть по вашему знание?
М.Т.дас. Согласно ведических писаний, знание – это то, что освобождает человека от страданий. Это не набор информации. Вы знает то или это, но при этом Вы испытываете страдания от тела и ума, от других существ и климатических условий. Это есть проявление невежества. Тот, кто обладает знанием своей духовной природы, ни о чем не скорбит и ничего не желает... Это прекрасно описано в «Бхагавад-гите» брахма-бхута просанатма на шочати на канкшати…и далее бахунам джанманам анте гьянаван мам прападьяте васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах. Слово «махатма» означает великая душа.
Академик. Я всегда думал, что я кое-что знаю, однако, никогда не считал себя великим. Мои страдания всегда были со мной. Мне казалось, что я страдаю за ошибки других, а не за свои собственные...
М.Т.дас. Знание – это знание своего «я» как отличного он материального тела. Иными словами знание о душе. Знание – это понимание своих вечных отношений с Богом, Кришной, т.е сознание Кришны. В некотором смысле мы все - дисиденты. Дисидент – это тот, кто не подчиняется правительству или его закону. Если принять во внимание, что мы находимся в царстве Бога, но не признаем Его закон – мы дисиденты. Если наш разум, данный Богом, используется не для Бога, то мы - дисиденты. Поступая вопреки воле Всевышнего, мы - дисиденты. Разве не так?
Академик По-вашему выходит, что атеистическое общество – это общество дисидентов.
М.Т.дас Да. Совершенно верно...и сознание Кришны – это лекарство. Для людей всего мира, капиталистов, социалистов и пр. истов... сознание Кришны – это лекарство. Лекарство от материалистической болезни, которой подвержены все, те и другие, потому что отождествляют себя с материальным телом и ошибочно полагают, что наиболее полное удовлетворение его потребностей есть цель жизни.
Академик. Я не совсем Вас понимаю.
М.Т.дас. Когда все «дисиденты» примут сознание Кришны, то в мире наступит долгожданный мир. Что тут не понять? Мы призываем всех «дисидентов» изменить сознание. Ахам брахмасми – «я» есть душа. Единственный вид борьбы, который многообещающ – это борьба в сознании Кришны! Это означает, что все прочие концепции, которые связывают душу сознанием «я есть материальное тело» - ложны, даже если они привлекательны. Капитализм или коммунизм не имеет большого смысла, поскольку оставляет человека в иллюзии: я есть материальное тело и все, что попадает в поле моего зрения, - мое. Я не христианин, ни индуист, ни мужчина, ни женщина, ни черный ни белый, ни русский, ни американец, ни националист, ни коммунист, ни семит ни антисемит... Это понятно?
Академик. Кто же по вашему я?
М.Т. дас По словам великого моралиста древности, Чанакья Пандита, занятия политикой - это последнее прибежище для негодяев. Ученый человек, лишенный добродетели и сознания Бога, более опасен, чем кобра, украшенная брилиантами. Кобра опасна всегда, но укарашенная брилиантами, она еще более опасна, потому что глупцы привлекаются их блеском и сами лезут к «ней в пасть».
«Мы свой, мы новый мир построим!
Продолжая беседу в подобном тоне, я рисковал вызвать раздражение академика и навлечь на себя гнев революционно настроеных демократов, окруживших нас. Но дух гласности и перестройки меня здорово пострекал. Мне хотелось перестроить сознание этих людей прямо сейчас. Будет ли еще более подходящий случай для России? Я был уверен, что не скажи все, что я думают о их борьбе сейчас, другого раза не представится.
5000 назад на планете Земля существовало единое государство под одним флагом. Один правитель правил всей территорией, омываемой всеми морями. Его звали Махараджа Парикшит. Он был внуком императора Юдхишхиры и внучатым племянником Арджуны, великого преданного Господа Кришны. История эта нашла свое отражение в «Махабхарате», частью которой является «Бхагавад-гита».
В тайне я надеялся, что Сахаров прочитал «Бхагавад-гиту» и по меньшей мере заглянул в нее, чтобы иметь хотя бы некоторое предстваление о ее философии. В основе любой деятельности и любой перестройки лежит та или иная философия. Но тщетно, из нашего разговора было очевидно, что академику было не до того. Политическая деятельность захватила его настолько, что он потерял всякую любознательности.
Продолжая экскурс в историческое прошлое, я закончу: люди в то время говорили на одном языке, у них было одно писание и один закон, Закон Бога. Закон Бога совершенен, если ему следовать, то никогда не придется перестраиваться. Он хорош в прошлом, хорош в настоящем и хорош в будущем. Он безупречен, как безупречен Сам Бог. В истории этот период получил название «ведического», а цививилизация арийской. Арии – это не некая этническая особь. Это люди, целью жизни которых является постижение Абсолютной истины, Верховной личности Бога Кришны. Древние арии следовали принципам варнашрама-дхармы, социального института, утверждающего богоцентрическую концепцию жизни, смысл которой заключается в равных возможностях стать сознающим Бога. До тех пор пока люди не примут существование Абсолюной истины, будет продолжаться борьба за приоритет и за место, которое кажется свободным. Каждый будет пытаться абсолютизировать свою точку зрения, свою доморощенную теорию относительных понятий добра и зла, находить противоречия и ссориться по пустякам.
Что такое варнашрама-дхарма? Я пытался объяснить это академику и донести ее смысл до сведения всех, кто борется за социальные и политические преобразования в обществе, движимый идеалами гуманизма и справедливости, а не собственными амбициями. Несколько позже я широко пропагандирол варнашраму, выступая с лекциями перед вновь образоващейся администрацией на Урале и в Сибири. Будучи уполномоченным представлять Международное общество сознания Кришны, как вице президент регионов от Волги-Урала-Сибири до Дальнего Востока, я выступал в Челябинске на совещании глав представителей служб, в Свердловской мерии, в Омске, Кемерово и др. городах, иногда часами занимая эфир, радио и телевидение, печатая свои статьи в местных газетах. В Минске меня пригласили принять участие в работе съезда Белорусской христианско-демократической партии. В Душанбе я выступал перед представителями народного фронта. В то время Движение сознания Кришны в Советском Союзе попало на самый гребень перестроечной волны. Пользуясь случаем, я напечатал отдельным изданием «Манифест Варнашрамы» под грифом для внутреннего пользования по заказу партии «Санкиртаны» и распространял его по подписке. 50 000 экземпляров разошлись довольно быстро. Правда после чего руководство Международного общества отправило меня в Индию, а после в Америку, проповедовать среди имиграции русскоязычной общины... На этом моя деятельность по пропаганде Варнашрамы была приостановлена.
Но не теряя надежды я впоминаю это золотое время, предлагая читателям эту статью. Варнашрама – это социальный манифест по-настоящему цивилизованного общества, построенного на принципах духовной жизни.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельностью, связанной с ними, Мною созданы четыре класса человеческого общества...» (4.13)
Какие же классы создал Кришна? Здесь я только пречислю их. Вот они: 1. интеллигенция, 2. администраторы, 3. комерсанты, бизнесмены, производители сельхоз продукции и 4. рабочий класс. Люди, которые знают, что есть Абсолютная истина называются брахманами. Они находятся под влиянием гуны добродетели (саттва-гуны). Класс администраторов (воинов и правителей), которые способны руководить обществом, находятся под влиянием гуны страти (раджа-гуны) и называются кшатриями. Те, кто занимаются сельским хозяйством, комерцией и бинесом находятся под смешенным влиянием гун страсти и невежества (раджа и тама гуны) и называются вайшьями, и, наконец, рабочий класс, который включает в себя всех остальных, кто находится под влиянием гуны невежества (тама-гуны) и получает удовольствие в физическом труде и в услужении другим. На санскрите рабочих называют шудрами. Заметим, что эти четыре социальные группы людей определяет влияние различных гун материальной природы и кармы, а не рождение, как это стало принято в кастовой системе средневековой Индии.
Подобно тому, как у человека есть голова, руки, живот и ноги, так социальное тело всякого общества (независимо от его формации), имеет аналогичное строение. Все части тела служат желудку (животу), который принимает пищу и распределяет ее в форме энергий каждой части тела. Предназначение всех выше названных классов - служить Верховной личности Бога.
Благодаря правильному руководству все члены общества должны быть заняты в служении Богу. Поскольку такая деятельность считается полностью духовной, то она способна принести полное удовлетворение душе, нашему истинному «я». Это сделает каждого члена единой семьи Бога материально обеспеченным и духовно счастливым. При таком альянсе и гармонии никому в голову не приходит устраивать революций. Сознавая важность человеческой формы жизни ради духовного совершенства и достижения особождения от круга рождения и смерти, старости и болезней, никто не будет тратить время и силы попусту ради временных и следовательно иллюзорных вещей. Душа вечна и жизнь вечна. Почему же вечное живое существо (душа) должно умирать и снова рождаться, получая материальное тело, меняя его как человек меняет одежду? Для вечной души нужно и вечное, духовное тело.
С наступлением Кали–юги система варнашрамы деградировала. Это началось с вырождения варны брахманов, которые слишком стали горды своим образованием, забывая о том, что каждое существо является вечным слугой Верховной личности Бога. Современные ученые – это некое подобие брахманов, с той принципиальной разницей, что последние были благочестивы и религиозны. Под влиянием низших качеств материальной природы (гуны страсти и невежества) знание «современных жрецов» обесценилось. Утратив свою аскетичность, правдивость и пр. качества, присущие настоящим брахманам, они потеряли свой брахманический теджас и свой авторитет у низших сословий общества. Представляя конкуренцию кшатриям в борьбе за власть и объекты чувственных наслаждений, они были устранены. Так общество лишилось головы. Когда к власти пришли страстные кшатрии, чье вожделение ненасытно, как конь без узды, они пустились во все тяжкие прегрешения, узурпируя своих подданных, вместо того чтобы их защищать. В результате чего произошла революция. Монархия была упразнена и к власти пришла буржуазия. Поскольку ее представители находятся под влиянием гуны старсти и невежества, то в силу своей природной жадности, они ужесточили эксплуатацию шудр, рабочего класса. В результате нещадной эксплуатации и произвола произошла пролетрская революция. Когда демократы пришли к власти они все разграбили. Шудры в силу влияния гуны невежества, подвержены всем имеющимся порокам в человеческом обществе: мысоедение, незаконный секс, употребление интоксикаций и участие в азартных играх. Так, порочный образ жизни стал нормой поведения.
В результате плохого управления из-за отсутствия по-настоящему духовно развитых и добродетельных людей, брахманов, которые могли бы обучить людей принципам ведической культуры, все несчастны. Подобно всаднику без головы общество людей, утративших духовный разум, несется во весь опор по краю пропасти. Как корабль без руля и без ветрил, оно странствует в океане несчастий, не в состоянии пристать к берегу. Борьба за существование в волнах материальной энергии изнуряет душу, по своей духовной природе предназначенную для счастья.
Движение сознания Кришны призвано воспитать в своих последователях необходимые качества брахманов. Все, кто считают себя его адептами, неукоснительно следуют четырем регулирующим принципам (отказ от мясоедения, интоксикаций, незаконного секса и азартных игр) и повторяют святые имена Харе Кришны, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Для нормальной жизни общества необходимо, чтобы какая-то его часть обладала качествами брахманов-вайшнавов, сознающих и знающих Абсолютную истину.
Мы живем в царстве Бога. Здесь все прекрасно устроено. Необходимо знание как всем пользоваться. Здесь есть и рай, и ад, здесь есть и вечное жилище света. Нет смысла создавать «наш, свой новый мир». Зачем имитировать Бога, соперничая с Творцом? Здесь все прекрасно устроено. Нужно просто знать, где это находится и подготовить себя для лучшей жизни.
«Мы свой, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем!» Никто не может стать всем, будучи великим «ничто». Это - философия атеистов, которые покушаются на собственность Бога, желая занять Его место, отвергая само Его существование. Она утопична. Из ничего ничего не возникает. Есть вечное живое существо и есть вечный Бог, который поддерживает существование каждого, снабжая всем необходимым. Эти отношения основаны на вечной любви, которая в материальном мире может выражаться даже в ненависти.
Капиталисты говорят: «Все принадлежит нам». Социалисты утверждают: «Нет, все принадлежит народу». Некоторые настаивают, что все - собственность государства, а государство – это я. Но на самом деле все - собственность единого Бога. Только, признав эту прописную истину, человечество сможет избавиться от ложных претезаний на обладание чем-либо. Все принадлежит Богу и в материальном мире каждый получает по трудам согласно благочестивой и нечестивой деятельности, карме, за добро – добром, а за зло - злом. Только, утвердив духовное понимание равенства, братства и свободы, общество сможет достигнуть мира и процветания.
Живое существо неотъемлемая часть Бога. В Боге все равны, все братья и все свободны! Но часть никогда не может стать целым, подобным же образом, живое существо никогда не может стать Богом. Оно располагает качествами Бога, но не располагает Его потенцией. В «Ишопанишад» сказано, что «все движущеся и неподвижное во вселенной принадлежит Богу и человек должен принимать только то, что является его долей, хорошо зная кому это принадлежит».
Те, кто находятся у власти, являясь лидерами простых людей, должны знать это и не выдумывать нечто отличное от этого.
Капиталисты или коммунисты, когда получают некоторые блага, не знают, как их распределить. Бог – Отец всех живых существ. Он равно относится к каждому. Бог не позволяет лишать насущного одних в пользу других, или убивать кого бы то ни было без Своей Верховной Санкции. Правителю необходимо признавать законы Бога и консультироваться у тех, кто их знает. В свое время ведические брахманы выполняли роль таких советников.
Когда материалисты приходят к власти, получив некоторые материальные блага они не знают как их распределить между всеми. Социалисты хотят дать всем поровну. Но разве справедливо, если я - слон и у меня большой живот. Мне нужно 40 кг, а мне дают, как птичке, несколько зерен. Разве это справедливо? Или я - птичка, а мне дают как слону. Всегда кому-то нехватает, а кому-то бывает лишнее. Утопично думать о равенстве в материальном мире, но такое равенство существует в духовном. Каждый имеет равные права стать сознающим Кришну и и вернуться туда, где самой природой устроен духовный коммунизм. Поскольку там нет ничего материального, то все счастливы просто служа Кришне с любовью. «От каждого по способностям - каждому по потребностям». Аналогий духовных отношений трудно найти в материальном мире, где нет любви, но есть вожделение и эксплуатация.
Не углубляясь и резюмируя сказанное, заключим, что любые формы материализма должны быть осуждены правительством и приговорены к «высшей мере». Только приведя людей к духовному пониманию, которое утверждает, что живое существо есть душа, а не материальное тело, проблема неравенства будет решена. Свобода, равенство и братство – это принцпы духовного бытия. В материалистическом сознании их достижение невозможно, так же как невозможно утолить жажду из миража озера, хотя очевидно, что реальная вода существует тоже. Материальный мир есть отражение духовного. Он кажется реальным, потому что отражает Высшую реальность - бытие Кришны.
Сознание Кришны – это недостающее звено, которое связывает человека разумного с Верховной личностью Бога. Оно заключается в чистом преданном служении Богу. По утверждению «Шримад Бхагаватам» любые усилия человека бесполезны, если они не приводят его к такому единственно верному пониманию. По милости Шри Чайтаньи Махапрабху этот процесс легко доступен каждому. Каждый может осознать свою духовную идентичность с Кришной и свои вечные отношения с Ним, просто воспевая Его имена: Харе Кришна харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Поэтому все правительства должны позаботиться о своих гражданах, чтобы предоставить им возможность свободно петь святые имена Бога и распространять это движение по всему миру. - Это наша программа.
Академик Означает ли, что коммунисты предъявляют свои права на то, чтобы занять место Бога, Творца всего сущего и высший авторитет, который обладает всей полнотой законодательной власти?
М.Т.дас Да.
Академик Как это можно связать с нашей современной действительностью. Возможно, что во времена Ариев такое существовало, но теперь, как Вы сами сказали, люди деградировали. Как донести до них эту совсем непростую философию?
М.Т. дас. Это вопрос практический. В обществе существуют естественные лидеры. Это и мама с папой, и учитель в школе и президент в государстве. Если наши лидеры принимают практику сознания Кришны, то все остальные будут следовать по их стопам. Шри Чайтанья Махапрабху, Золотая аватара Кришны, Сам показал пример тому, начав движение санкиртаны, совместного воспевания Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Хотя мы говорим о Боге, но по сути, это - не есть некая форма новой религии. Это - санатана дхарма, вечная деятельность вечной души в служении вечному Богу. Как вы Его не назовите Бог один! Поскольку Он безграничен в своих проявлениях у него множество имен. Если вы не знаете Его имени, пимите то, которое указывают Ведические Писания.
Академик Я не теолог, чтобы разобраться во всех тонкостях. По-вашему мне пришлось бы еще не раз родиться, прежде чем понять это,
М.Т. дас Нет необходимости. Поскольку мы уже заговорили об этом... Идея очень проста. Имя «Кришна» не отлично от самого Кришны. Человек способен установить свою связь с Богом просто воспевая Харе Кришна маха-мантру. В эфире с помощью звука мы точно также устанавливаем свою связь между собой и другими источниками звука.
Академик Да, но это новое понятие для меня оно ничего не добавляет к тому, что я уже сказал... Вы хотите что бы я пел Харе Кришна?
М.Т. дас Да. А почему бы нет? В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что чему бы ни следовал великий человек и какие бы нормы поведения не устанавливал, все будут следовать его примеру.
Академик Извините, я не теолог. Я борюсь за права человека...за его право стать счастливым, живя по законам этого мира.
М. Т. дас Одно другому не противоречит. Вечная деятельность души в служении Богу не прекращается никогда. В одном случае мы служим Богу непосредственно в другом - Его энергии. Служа народу вы тоже служите Богу, правда, не сознавая этого.
Когда ваше сознание очищается от материалистических представлений о жизни, тогда это служение примет осозннаную форму. Но даже теперь вы получите благо от повторении Имени Кришны... постижение сознания Кришны – это радостный процесс. Мы просто танцуем и поем Харе Кришна и иногда принимаем прасад.
Академик Если все будут петь и танцевать, кто же будет работать?
М.Т. дас Все, кто этого не делают...
Собравшиеся люди окружили нас тесным кольцом, слушая наш диалог и время от времени вставляя свои реплики, которые, к сожалению, мы вынуждены были выпустить. Когда я сказал, что всем, кто не станет повторять Харе Кришна, придется тяжело работать, прокатилась волна возмущения. Мои слова прозвучали, как взрыв атомной бомбы, и нечистые желания собравшихся подобно грибообразному облаку поднялись изнутри их сердца.
Чтобы упредить распространение «материалистической радиации», я тут же поторопился объяснить. «В духовном мире никто не работает, – сказал я. - Там все наслаждаются: что ни слово, то песня, что ни шаг то танец. Там нет заводов и фабрик. Там растут деревья желаний, которые выполняют любое желание. Если у человека появится желание работать в поте лица, оно тут же исполняется... вы попадаете в материальный мир. Кришна равно относится к каждому живому существу, но тот, кто Ему друг - говорит он в Гите, - он во Мне, Я - тоже ему друг. Кришна заботится о каждом человеке прямо пропорционально его преданности. Если кто-то хочет быть независимым от Кришны и хочет работать....Кришна дает ему независимость, в следствие чего он попадате в материальный мир. Пожалуйста работайте...Здесь действует закон кармы и каждый получает по трудам. Попав сюда, материальная природа запрягает человека на долгие годы и жизни поденного труда ради краюшки хлеба, пока ему наконец не надоест. Когда же человеку надоест работать и он взмолится: Кришна освободи, спаси душу раба грешного! Кришна приходит на помощь и освобождает его из рабства собственных глупых желаний. Он посылает ему своего преданного в качестве духовного учителя, который рассеивает тьму невежества факелом знания. По мере того, как человек становится просвященным, в нем возникает привязанность к Кришне. В силу привязанности к Кришне возникает любовь. Когда любвь к Кришне заполняет полностью сердце человека, тогда он вновь становится свободным. Он просто возвращается домой назад к Богу. На самом деле, именно невежество является причиной нашего рабства, а трансцендентальное знание - причиной освобождения»
Что я делаю? Я просто проповедую людям и даю им знание основных принципов преданного служения в сознании Кришны (бхакти-йоги). Когда кто-то относится к этому серьезно и искренне, я его посвящаю, и он получает благословение Кришны.
Все! Для такого человека больше нет материальной жизни. Он возвращается в царство Бога: вечное, исполенное знания и блаженства. И чем он там занимается? Любит Кришну как друг, родитель, любовник... в состоянии экстатической любви он поет Харе Кришна, танцует и принимает немного прасада.
Человек из народа Что такое прасад?
М.Т. дас Слово «прасад» означает милость Бога.
Человек из народа Почему тогда вы говорите немного прасада? Прасада нужно много.
М.Т. дас Преданный получает неограниченную милось Господа, много прасада, но для себя оставляет немного, щедро раздавая его другим, нуждающимся людям. В обычном понимании «прасад» – это вегетарианская пища, предложенная Кришне с преданностью и любовью.
На этом тема была исчерпана. Конечно, все, у кого были вопросы, мы продолжили беседу, но это уже другая история. Поблагодарив академика за время, которое он любезно предоставил мне, мы расстались.
Позже, вспоминая нашу встречу, я написал статью под названием «Реквием по монархии».
Ваш доброжелатель МАМУ ТХАКУР ДАС
© 2010 Мурали Мохан дас
Движение Санкиртана
Sankirtana.by