Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
Программа в семейном ашраме
26-06-2016 3970
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 12
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • ВСЕ ПОКЛОНЯЮТСЯ КРИШНЕ, но делают это не так, как положено.

    29-06-2011 (18:18) - Вишакха деви даси
    article374.jpg

            Необходимо согласиться с тем, что все самые противоречивые точки зрения и философии непостижимым образом  уживаются в Абсолюте. Хотя между собой каждая из них может конфликтовать и даже противоречить одна другой, но в Абсолюте, в Кришне, который является причиной всех причин и источником всего сущего, все они непостижимым образом уживаются.

             Из-за ложного эго, имитируя Бога, неразумные люди иногда делают попытки примирить эти точки зрения между собой. Однако, не обладая знанием и потенцией Абсолюта, они терпят неудачу, в результате чего находят прибежище в философии пустоты (буддизме) или философии майавади.  Страдающим от ложного эго амбициозным людям свойственно пребывать в иллюзии, считая себя во всех отношениях равными Богу. Одни становятся атеистами, другие – имперсоналистами.

              Рассмотрим по порядку некоторые наиболее распространенные в наше время концепции: буддизм, учение Христа, Магомета и ветхозаветный теизм.

    ВСЕ ПОКЛОНЯЮТСЯ КРИШНЕ,

    но делают это не так, как положено.

     

    Необходимо согласиться с тем, что все самые противоречивые точки зрения и философии непостижимым образом  уживаются в Абсолюте. Хотя между собой каждая из них может конфликтовать и даже противоречить одна другой, но в Абсолюте, в Кришне, который является причиной всех причин и источником всего сущего, все они непостижимым образом уживаются.

    Из-за ложного эго, имитируя Бога, неразумные люди иногда делают попытки примирить эти точки зрения между собой. Однако, не обладая знанием и потенцией Абсолюта, они терпят неудачу, в результате чего находят прибежище в философии пустоты (буддизме) или философии майавади.  Страдающим от ложного эго амбициозным людям свойственно пребывать в иллюзии, считая себя во всех отношениях равными Богу. Одни становятся атеистами, другие – имперсоналистами.

    Рассмотрим по порядку некоторые наиболее распространенные в наше время концепции: буддизм, учение Христа, Магомета и ветхозаветный теизм. 

    Для нашего удобства разделим их на две части:

    1)      Буддизм и имперсонализм отнесем категории атеистов;

    2)      Других - христиан, приверженцев ислама и иудеев – к монотеизму.

    Первые из них, отрицают Личность Бога и, следовательно, вопрос о служении Ему не стоит. Вторые принимают единобожие, придерживаясь концепции Бога-личности; одних называют теософами, других теологами. Теософ допускает существование Бога, но не знает кто Он; а теолог знает кто такой Бог, но может не знать, как Его любить. Только истинные Бхакты Кришны или Вишну знают  кто есть Бог и как Его любить. Поэтому они лучшие из всех. Они превосходят буддистов и имперсоналистов, и в сравнении с христианами, магометанами и иудеями, которые остаются глупыми сентименталистами и фантиками – они лучшие.

    Хотя философия буддизма и имперсонализма противоречит принципам бхакти, тем не менее, для кого-то она не только необходима, но и полезна.  Будда – это  воплощение Кришны, поэтому, поклоняясь Ему как своему божеству и следуя принципу ахимса, буддисты, определенно, прогрессируют. Достигнув определенной реализации, в будущем буддисты становятся  либо майавади либо переданными Кришны.  Господь Чайтанья обратил в вайшнавизм тысячи и десятки тысяч буддистов и имперсоналистиов.

    От философии пустоты к имперсонализму.

    Эволюция души начинается тогда, когда она обращается к преданному служению Богу. На этому пути следующим этапом является концепция адвайты, полного  духовного единства с Абсолютом. Если буддизм ничего не говорит нам ни о душе, ни о Боге, то имперсоналисты провозглашают существование имперсонального брахмана, который является причиной всего сущего. Это можно принять как ступеньку к осознанию Верховной личности, Шри Кришны. Иногда имперсонализм считают буддизмом в обличие брахмана. 

    Сведущие трансценденталисты, познавшие истину, пришли  заключению, что она может быть познана в трех аспектах: имперсонально, локально и личностно. Для разных типов людей Кришна предстает по-разному: в форме энергий, как Сверхдуша всего сущего и личностно.  С этим стоит согласиться, поскольку нет альтернативы. Бог один и нет ничего кроме Бога.

    От имперсонализма к монотеизму 

    Различные точки зрения и положении личности, принадлежащей к разным религиям, различно. Одни поклоняются Богу-творцу, другие – отцу, а третьи – Его  различным атрибутам, которые  представлены в Его вират-рупе, вселенском образе, доступном для восприятия материалистов, которые поклоняются единому целому или его частям в качестве полубогов, ответственных за обеспечение всем необходимым в этом мире для безоблачной жизни.

    Так люди склонны обожествлять силы природы, культ-личность, вселенский разум или нечто мысленно состряпанное, не имеющее формы, но великое и блистательное как сияние Брахмана. Кто-то поклоняется сильным мира сего; кто-то сам себя почитает как бога. Любой, кто дает человеку деньги и некоторые возможности удовлетворить материальные чувства, становится для него богом – объектом почитания, поклонения и любви.

    ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

    Кришна говорит, что нет истины выше, чем Он. Это подтверждают все ведические авторитеты: Асита, Девала, Вьяса…  «Каждый во всем следует Моим путем, и Я забочусь о каждом в той мере, насколько он предается Мне» (Бх.г.4.11). Истина – это Кришна и служение Кришне. Оставаясь вечными слугами Кришны, каждый получает свое: кто-то обретает материальные блага и жизнь на райских планетах; кто-то освобождение в одном из пяти видов, а кто-то – чистое  преданное служение Кришне. Одни становятся атеистами и отрицают существование Бога вообще, для таких Кришна принимает  образ Будды и учит философии пустоты. Для других, кто принимает концепцию личности Бога и свое подчиненное положение, Кришна дает чистое преданное служение.

    Хотя Будда – это воплощение Кришны, но между его учением и сознанием Кришны лежит непреодолимая пропасть.

    Концепция Будды  своей высшей целью ставит пустоту, нирвану освобождение от материальных желаний и материальной активности. Это не позитивно, потому что живое существо не камень; ему присущи желания.  Чувствовать, желать, стремится к счастью – это сама жизнь. Отрицание этого – смерти подобно. В отличие от буддизма Христос настаивает на Любви к Богу как Отцу, называя  себя сыном Бога. Нет сомнений в том, что Бог – это личность. Он дал Новый завет и установил  любовь к Богу и служение Богу как основной принцип  любой религии, следуя  которому, даже не зная кто есть Бог, человек может за свое послушание обрести Его милость. Следовать принципам  религии и, признавая  закон Бога, также хорошо как поклоняться и служить Ему лично.

    Иудаизм, который является прародителем и ислама, и христианства, принципиально ничем не отличается  от этики и морали установленной Христом.  Несмотря на теологическую запутанность догмата многочисленных христианских сект, христианство стоит выше концепции пустоты и имперсонально брахмана.

    Поклонение Отцу и божьей матери, сыну единоутробному и духу святому, почитание многих ангелов и предстоящих, святых и мучеников в действительности ничем не отличается от язычества, существовавшего на Руси. При этом глупо настаивать на монотеизме, при явном политеизме – обожествлении не только личностей, но и сил природы. Поклонение целому пантеону бывших и настоящих (Бог-отец, Бог-сын и Бог- святой дух), при этом настаивая на том, что Бог один без другого. Подобная запутанность и теологическая мишура на руку лишь тем, кто живет за счет религии, называя себя ее отцами, скрывая от своих последователей махровое невежество в вопросе теологии и полное отсутствие здравого смысла за всевозможными чудесами, которыми так пестрит христианство на Руси.  Сказать «православное христианство» – то же самое, что сказать «исламский буддизм».

     КТО ТАКОЙ БОГ? ЧТО НАС СВЯЗЫВАЕТ с НИМ?

    По определению Парашары Муни, Бхагаван или Бог – это  личность, обладающая всем богатством, всей силой,  всем знанием, отречением, красотой и наиболее прославленная.

    К этому определению Джива Госвами добавляет: «Бхагаван – это чарующая личность, при встрече с которой никто не сможет устоять, чтобы не служить Ей».  Он уже никогда  не сможет не поклоняться  и не любить  этого Всепривлекающего Господа. Кришна покоряет сердце каждого и Его имя исключительно может быть адресованной только Бхагавану Шри Кришне.

    Преданное служение Кришне начинается сразу же, как мы только узнаем о Нем от Его любящих преданных.

    Конечно, как неотъемлемые частицы Кришны, каждое живое существо изначально обладает сознанием Кришны. Однако, очутившись в океане материального существования, утрачивает это чистое сознание. Покрытое невежеством живое существо грезит наяву и борется за существование с пятью чувствами и шестым умом. Часто материальный мир сравнивают с непреодолимым океаном неведения, который  наводняют кровожадные чудовища, акулы различных теорий. Всякий, кто попал в этот океан, становится жертвой многочисленных теорий, которые набрасываются на него.

    Как сказано в «Шримад Бхагаватам» (Ш.Б.7.7.42), обитатели этого мира ищут спасения от страданий и счастья. Однако, на самом деле они счастливы до тех пор, пока  не стремятся стать счастливыми. Материальное существование и беды связанные с этим начинаются с того самого момента, как живые существа утрачивают свою связь с Кришной и пускаются на поиск счастья там, где его НЕТ!

    Однако, становясь жертвой теорий, по милости Чайтаньи Махапрабху даже несмышленые младенец может остаться целым и невредимым, понять заключительное слово истины и выбраться на берег земли обетованной.

    Если принять во внимание, что живое существо  как личность, остается одной и той же, меняя из жизни в жизнь различные типы тел, существуя в разных формах и под разными названиями; то Буддисты – это, как дети; имперсонализм подобен отрочеству; иудейские религии, христиане и мусульмане – это пора юности; а те, кто обрел полное знание об  Абсолютной истине, Верховной личности Бога – вайшнавы, преданные и Кришны и Вишну – это те, кто достигли своей зрелости. 

    В Гите (7.19) сказано: бахунам джанманам анте…. Пройдя многие рождения и смерти и обретя знание, став гьянаван (мудрецом), человек безоговорочно предается Кришне, начав процесс бхакти, любовного служения Господу. Между тем существует множество неведических  религиозных отправлении (иудаизм, христианство и ислам), которые представлены в бесчисленном множестве сект Христа, Иеговы и Аллаха.

    В Ведах Ишварой, т. е. Богом, называют любого, кто управляет чем-либо; это и Брахма, Шива, Вишну Индра…. Являясь аватарами Кришны, один представляет воплощение раджа-гуны, другой тама, а третий, саттва-гуны.  Индра – главный  из управляющих полубогов, является царем райских планет. Все они представляют Верховную Личность Бога Кришну – Махешвару, Ишвару всех ишвар.

     

    БХАГАВАТА-ДХАРМА

    Цель любой религии заключается в том, чтобы обрести чистое преданное служение Господу, которое называется Бхагавата-дхармой. «Освободившись от всех обозначений и осквернений в результате соприкосновения с материей, человек должен восстановить свою чистую духовную идентичность, при которой его чувства заняты служением хозяину чувств (Хришикеше). Это называется чистым преданным служением». Другое название этому «бхагавата-дхарма».  Не преследуя никаких корыстных целей, необходимо просто служить Кришне так, как сказано в «Бхагавад-гите», «Нарада-панчаратре» и «Шримад-Бхагаватам».

    В отличие от той или иной религии бхагавата-дхарма представляет собой непосредственное проявление Верховной Личности Бога. Она установлена самим Богом, и знание о ней передается по цепи ученической преемственности через Нараду, Шукадеву Госвами и их смиренных слуг. Тот, кто достаточно удачлив, чтобы последовать принципам бхагавата-дхармы, сразу же освобождается от всякого материального осквернения.

    Живые существа, которые представляют собой части и частицы Верховной Личности Бога, Шри Кришны, скитаются по материальному миру в поисках счастья, испытывая страдания (адхиатмика, адхибаутика и адхидайвика). Когда они получают знание о бхагавата-дхарме непосредственно от Господа или Его представителя, то тут же освобождаются от их обусловленного состояния. Следуя принципам бхагавата-дхармы, они испытывают глубокое удовлетворение, сознавая различие между бхагавата-дхармой и мирским благочестием, чистым преданным служением и обычной кармической деятельностью.

    Только чистое любовное служение Кришне способно полностью удовлетворить душу и привлечь Господа.

    са вай пумсам паро дхармо йато бхактир адхокжадже

    ахайтуки апратихота  йайатма супрасидати

    «Высшим занятие (дхармой) для всего человечества является такое, которое способствует развитию любовному служению трансцендентальному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, оно должно быть бескорыстным и непрерывным» (Ш.Б.1.2.6).

    Никто не способен установить принципы  бхагавата-дхармы: ни полубоги, ни демоны, ни обычные люди. Человек должен принять их от Махаджан, великих посвященных, знатоков науки преданного служения. Все известные религии относятся к кайтава-дхарме, представляя собой в большей или меньшей степени спекуляции мирских мыслителей и псевдо-религиозных людей. Такие религии, которые разделяют людей по телесным признакам, не способны принести никакой пользы. Они сеют только раздоры и вражду между их представителями; они не представляют истинную дхарму для живых существ, а скорей адхарму, ложные принципы, в основе которых лежат мелкие, корыстные интересы, продиктованные завистью к Верховной Личности Бога, Шри Кришне, Высшему наслаждающемуся и Господину всего сущего.

    Бхагавата-дхарма – сарва  дхарман паритьяджа мам экам шаранам враджа – отрицает  все религии, устанавливая вечную религию любви к Верховной Личности Шри Кришне.

    В «Бхагавад-гите» (15.15) Кришна говорит: «Я нахожусь в сердце каждого; от Меня исходит память, знание и забвение.  Я – составитель Веданты, знаток Вед и конечная цель ведического познания».  Из этого следует, что для того, кто знает Кришну, не остается ничего непознанного.

    джанма карма ча ме дивьям

    эвам йо ветти таттватах

    тьяктва дехам пунар джанма

    найти мам эти со’рджуна

    «Тот, кто знает трансцендентальную природу Моего появления и Моих деяний, покидая это тело, не рождается снова в этом материальном мире, но входит в Мою вечную обитель, о Арджуна» (Бх.г.4.9).

    Как познать Кришну? Познать Кришну можно только через преданное служение. Сам Кришна говорит:

    бхактья мам абхиджанати   яван яш часми таттватах

    тато мам таттвато гьятва  вишате тад-анантарам

    «Человек может понять Меня, Верховную Божестенную Личность, как Я есть, только через преданное служение. И когда, благодаря любви и преданности, человек совершенно осознает Меня, он может вступить в Мое небесное царство» (Бх.г.18.55).

    Только руководствуясь наставлениями Кришны и Его представителя, можно обрести истинное понимание бхагавата-дхармы.

    ДХАРМА, в действительности, не создавалась Нарайаной, она вечна. Веды утверждают,  что  asya mahato bhütasya niçvasitam etad yad åg-vedaù iti знание  дхармы эманировало из дыхания Нарайаны; Сам же Нарайана вечен и дхарма служения Ему тоже вечна.

    Шрила Мадхвачарья, изначальный ачарья всех, кто принадлежит к Мадхва-Гаудия-сампрадайе, говорит:

    веданам пратхамо вакта

    харир эва йато вибхух

    ато вишнв-атмака веда

    ити ахур веда-вадинах

    «Слова Вед представляют собой дыхание Верховной Личности Бога. Понять их могут только вайшнавы, преданные Вишну, потому что Вишну – источник Вед. Только те, кто следует принципам Вед, могут понять Веды. Вайшнавы не принадлежат какой-то организации, являясь членами какого-то общества или религии. Вайшнавы – это те, кто познали суть ведической мудрости – Кришну».

    ведайш ча сарвайр ахам эва ведьях (Бх.г.15.15).

    В Бхагавата-дхарме нет противоречий, которыми раздираемы так называемые религии. Ей чужда концепция «моя религия» или «твоя религия».  Бхагавата-дхарма означает следовать указаниям Верховной Личности, Бхагавану, который поведал «Бхагавад-гиту» для блага всех людей: сарва  дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа (Бх.г.18.66). Бог один и все – Его слуги. Служение единому Богу есть суть бхагавата-дхармы. Каждый должен предаться Богу – таково наставление истинной религии – дхармам ту сакшад бхагават-пранитам (Ш.Б. 6.3.19). Нет вопроса о том, во что «ты веришь» или «я верю». Вопрос о вере вообще отсутствует. Человек может вообще не верить даже в само существование Бога, но от этого его позиция как вечного слуги Бога остается неизменной.

    Все служат Богу, желают они того или нет. Это неизменное положение, оно не зависит от нашего выбора или мнения большинства. Истинная вера означает полное соответствие реальному положению вещей, которое как статус кво неизменно для всех живых существ. Например, человек может отрицать служение государству, гражданином которого он является, и не подчиняться его закону; но и в этом случае он не освобождается от ответственности перед законом. Такого непослушного гражданина берут под стражу, и он становится вынужденным признать силу власти. Аналогичным образом, живя в царстве Бога, каждый должен служить Верховной власти Верховного правителя, следуя Его директивам.

    Анукульена кришнанушиланам. Что бы ни говорил Кришна в «Бхагавад-гите», каждый должен принять это и следовать этому с полной верой. Это называется дхармой, установленной Кришной; если человек принимает такого рода служение, он становится другом всем живым существам, и каждое существо становится ему другом. В этом истинный смысл и назначение бхагавата-дхармы – сделать все живые существа братьями и сестрами, установив на земле абсолютное равенство, счастье  и свободу от рабства и произвола материальной энергии, которая заставляет живое существо рождаться и умирать, испытывая тройственные страдания.

    Если человек служит Кришне, разве может он быть врагом другим живым существам? НЕТ! Но если человек причисляет себя к мусульманской вере, или христианской, он сразу же становится врагом не только своих оппонентов, но самому себе, разделяя на «своих» и «чужих», «ближних» и «дальних»….

    История написана кровью мучеников погибших за веру; самые разрушительные войны возникали на религиозной основе под знаменем «с нами Бог!» Великие проповедники, мессии от Бога и отдельные представители различных религий предлагали пути к освобождению от страданий, сами становясь причиной этих страданий, врагами не только другим, но и себе. Будь то Христос или  Магомет, Моисей или Будда, тот или этот пророк – все без исключения, обещали мир и процветание своим последователям, но на деле их последователи проливали море людской крови и слез. Невольно приходишь к заключению, что нет смысла в религии вообще, потому что вместо того чтобы обрести любовь к Богу, религии отвращают людей от Бога. Только принципы бхагавата-дхармы могут принести мир и уверенность в завтрашнем дне, поскольку они полностью отвергают любую религиозную практику преследующую материальные цели. Современная религия – это бизнес, выкачивание денег ради удовлетворения нужд ее представителей и экстремистских наклонностей фанатиков, которые осаждают храмы. Не случайно Кришна говорит: сарва  дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа (Бх.г.18.66). «Оставь все религии и предайся Мне!» Но теперь, в создавшейся ситуации, словам Бога уже никто не верит.

     Бхагавата-дхарма вечна. Она не является сектантским отправлением, основанным на принципах телесной концепции жизни, «я» есть материальной тело, и все, что к нему имеет отношение - «мое». Она помогает человеку познать природу души нашего истинного «я» и, поднявшись на трансцендентальный уровень, восстановить свои отношения с Кришной; она учит совершенной абсолютной науке любви не разделяющей, а всеобъемлющей, основанной на принципах ишавасьям идам сарвам, в совершенстве указанных в «Бхагаватам»:

    Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта «Бхагавата-Пурана» провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – реальность, во имя всеобщего блага, отлична от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной «Бхагавата-Пураны», составленной великим мудрецом Вьясадевой (в пору его духовной зрелости)  вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать «Бхагаватам», это знание сразу же утверждает Верховного Господа  в его сердце» (Ш.Б. 1.1.2).

     Согласно ведическому афоризму сарвам кхалв идам брахма: Брахман, Всевышний существует во всем, и все находится в Нем, бхагавата-дхарма ничего не отрицает,  считая этот материальный мир ложным. Иллюзия не в его существовании, а в том, что, будучи вечными душами, мы приняли прибежище в его временном бытии. Материальный мир реален, но преходящ, и существование  в нем временно.    Находясь в нем и отождествляя себя с ним, мы забыли Кришну, Верховное существо, которое нас поддерживает, Кришна является корнем дерева, на котором растет множество прекрасных цветов и плодов. Но вместо того, чтобы поливать корень, мы поливаем его листья и ветви.

    Все исходит из Кришны, следовательно, все с Ним связано. Все имеет свое предназначение. Все, даже самые противоречивые взгляды, точки зрения и мнения легко уживаются в Абсолютном бытии Кришны, в совершенном знании и абсолютной гармонии, не противореча и не конфликтуя между собой. Значение sarvaà khalv idaà brahma в том, что все есть Брахман, поэтому все может быть использовано в служении Кришне, Высшему Брахману; через такое служение абсолютному целому можно легко одухотворить весь мир. Например, способности человека, его тело, ум и дар речи, все, что является производным его труда и мысли, достижения материальной науки и техники – все может быть использовано в служении Кришне. Кришна духовен и все, что с Ним связано, тоже духовно. Только то, что мы используем не для Кришны, становится материальным. Материальный мир создан из нечистых желаний обусловленных душ, желаний господствовать над ресурсами материальной природы, желания действовать независимо и наслаждаться отдельно от Господа, имитируя Господа.

    Глаза могут видеть, когда есть солнце или другой источник света; уши и другие органы чувств могут воспринимать окружающий мир тоже при определенных условиях; точно так же и живые существа могут быть счастливыми только в присутствии Кришны, обладая сознанием Кришны. Хотя все живые существа наделены качествами Господа (сат-чит-ананда), являясь Его неотъемлемыми частицами, но эти качества проявляются только в Его присутствии. Необходимое условие – это стать сознающими Кришну, и это то, что называется бхагавата-дхармой. Бхагавата-дхарма не имеет издержек, потому что она чиста, совершенно духовна и не связана с миром двойственности, который является проявлением низшей материальной энергии. В ней нет места зависти, нет меркантильного расчета; отношения, которые связывают нас с Кришной – это проявление энергии любви. Кришна – сухридам сарва-бхутанам – друг всех живых существ; такое понимание есть основа для совершенных отношений с Богом. Его не следует бояться, Он – единственный объект нашей любви.

    Люди склонны обожествлять силы природы, приписывая качества Верховной Личности обычным живым существам, полубогам или даже людям. Поклонение кому бы то ни было кроме Кришны, всегда несовершенно от начала до конца. Оно не принесет удовлетворения сердцу. Это бесполезная трата времени. Если вместо корня дерева мы поливаем его ветви и листья, то дерево упадет; необходимо поливать корень. Аналогичным образом, поклоняясь кому бы то ни было, кроме Кришны, который является корнем всего мироздания, мы не сможем реально получить никакой пользы.

    Да, существует множество форм Единого Бога, но если мы поклоняемся Кришне, то, таким образом, удовлетворяем все формы; все живые существа, которые являются проявлением Его личностных экспансий, получат истинное благо для себя. Таково преимущество бхагавата-дхармы перед всеми видами поклонения единому Богу.

    НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА!

    Кому бы человек ни поклонялся в этом мире, он поклоняется Кришне, но делает это не так, как положено – в этом проблема. Бхагавата-дхарма проста, эффективна и всеобъемлюща; она отлична от всего, что не является бхагавата-дхармой и в то же время неотлична. Это единство и одновременное различие всего сущего для человека сознающего Кришну нашло идеальное выражение в философии ачинтья-бхедабхеда-таттвы, которую проповедует Шри Чайтанья Махапрабху.

    «Что хорошего в религии, заставляющей людей ненавидеть себя и других? Разве она может принести какое-то благо своим последователям? В чем тогда ее ценность? Человек, причиняя под влиянием ненависти боль себе и окружающим, навлекает  гнев Господа и становится безбожником» (Ш.Б. 6.16.42).

    Обычные ритуалистические действия не являются бхагавата-дхармой. Дхармасья таттвам гьянанам ча нирмалам. Слово нирмалам указывает на ложное учение о дхарме. Истинная цель всякой религии – это бхагавата-дхарма, следуя принципам которой, человек обретает освобождение и возвращается к Богу. Этим необходимо заниматься с самого детства – каумара ачарет праджно дхарман бхагаван иха (Ш.Б.7.6.11).

    васудеве бхагавати

    бхакти-йогах прайоджитах

    гьянайати ашу вайрагьям

    гьянам ча йад ахайтукам

     «Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретет беспричинное знание и избавится от привязанности к миру» (Ш.Б. 1.2.7).

    Шридхара Свами подтверждает тот факт, что бхагавата-дхарма столь могущественна, что без труда может очистить любого от всех грехов, если он принимает выше упомянутый процесс.

    Поклонение Богу ради материальных целей может быть и считается благочестивой деятельностью, но такого рода поклонение неспособно освободить душу из объятий материальной энергии. Возможно, имперсоналисты и считают себя едиными с Богом, достигнувши освобождения, однако, преследуя эгоистический интерес, они не имеют удовлетворения. Но тот, кто посвятил себя преданному служению, руководствуясь принципами бхагавата-дхармы, немедленно достигает умиротворения и обретает вечное бытие, знание и исполняется радости. Даже незначительное продвижение  на этом пути, освобождают человека от всех видов страха. Так, например, Джагай и Мадхай, будучи последними грешниками, по милости Чайтаньи получили наставления в бхагавата-дхарме и, приложив лишь незначительные усилия, достигли совершенства, очистились и стали святыми.  Тот, кто следует путем бхагавата-дхармы, освобождается от всех видов обязанностей (дхармы).

    Преданные Кришны должны следовать только тем ведическим наставлениям, которые не конфликтуют с принципами Бхагавата-дхармы -  агьянайват гунан дошан (Ш.Б.11.11.32). Цветистый язык Вед, описывающий многочисленные ритуалы и церемонии ради обретения райского блаженства, не должен вводить в заблуждение тех, кто практикует бхагавата-дхарму, слушание и воспевание святого имени Господа Вишну - çravaëaà kértanaà viñëoù (Ш.Б.7.5.23),. В «Шримад Бхагаватам»  Бхишма описал Юдхишхире различные обязанности  для различного типа людей: дана-дхарму, или благотворительность; раджа-дхарму, исполнение обязанностей, предписанных царственным особам; мокша-дхарму, или принципы, ведущие к освобождению; шри-дхарму, обязанности для женщин и, в заключение,  принципы  бхагавата-дхармы, чистое преданное служение Кришне. Для человека, занятого кармической деятельностью, очень важно следовать многим ограничениям, но для вайшнава, посвятившего себя бхагавата-дхарме, нет необходимости беспокоиться об этом. Классическим примером выполнения бхагавата-дхармы, приведенным в девятой песне Шримад Бхагаватам, был император Амбариша, который следовал всем принципам бхакти-йоги. Он сосредоточил свой ум на лотосных стопах Господа Кришны, посвятив свою речь описанию обители Господа, руками наводил порядок в храме Господа, ушами слушал о деяниях Господа, глазами созерцал  формы Господа, телом соприкасался с телами преданных Господа, ноздрями вдыхая аромат цветов, принесенных к лотосным стопам Господа, языком наслаждаясь листьями туласи, предложенных Господу, голову склоняя перед Господом, желания свои подчинив желаниям Господа… (Ш.Б. 9.4.18-20).

    Кришна наслаждается всеми жертвоприношениями, но тот, кто слушает истории об обитателях Вайкунтхи, наслаждается наравне с Кришной. Если человек развил сильную привязанность слушать об играх Господа Вишну и способен воспевать Его святые имена, то, вероятно, он совершил все ритуалы, изучил все Веды и посетил все места паломничеств. Человек должен помнить пример Шри Чайтаньи Махапрабху, который постоянно слушал о Кришне и воспевал Его святые имена.

    Движение Санкиртаны, начатое им, является юга- и одновременно бхагавата-дхармой. Поэтому необходимо всегда находиться в обществе тех преданных, которые постоянно участвуют в этом движении, воспевая и проповедуя святое имя Кришны. Сат-санга – это высший принцип, позволяющий непосредственно общаться с Господом и Его преданными, постоянно воспевающими святое имя.

    сататам киртаянто мам   ятанташ ча дридха-вратах

    намасьянташ ча мам бхактья   нитья-юкта упасате

    «Всегда воспевая Мою славу, целеустремленно направляя свои усилия, падая ниц передо Мной, эти великие души постоянно поклоняются Мне, с любовью и преданностью» (Бх.г.9.14).

    Отвечая на вопрос царя один из Йогендров, Кави, сказал, что путем бхагавата-дхармы, который описан Самим Господом, может следовать любой, даже самый глупый человек, и достигнуть совершенства. По пути преданного служения можно бежать с  закрытыми глазами, не встречая препятствий. Необходимо посвятить свое тело, ум чувства, разум служению Нарайане.  Тот, кто отверг лотосные стопы Господа, становится добычей майи, иллюзорной энергии. Наилучший способ освободиться от иллюзии – посвятить себя, всю свою жизненную энергию служению истинному Гуру и под его руководством служить Господу.

    Преданные Господа бывают трех классов:

    1)       человек, с верой поклоняющийся Божествам Господа Вишну согласно предписаниям, но отвергающий служение вайшнавам, не зная, что все, так или иначе, связано с Господом – материалистический преданный;

    2)       человек, который проявляет любовь к Господу и дружит с преданными Господа, проявляя милость к неофитам и избегая врагов Вишну – преданный второго класса;

    3)       а тот, кто видит Господа во всем и все в Господе – преданный первого класса.

                Культ бхагавата-дхармы подходит для всех существ, поэтому его необходимо проповедовать и распространять по всему миру. Это отлично от так называемой религиозности или благочестия, которое всегда двойственно, подразделяя людей на «ближних» и «дальних», «своих» и «чужих». Каждое живое существо, как неотъемлемая частичка Бога, является вечным слугой Бога.  Служение Богу – это единственная дхарма для всех существ, способная положить конец всем разногласиям.  Мы не проповедуем какое-то сектантское отправление. Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам (Ш.Б. 6.3.19). Дхарма – это закон Бога. Бог совершенен, и Его закон совершенен. Его не нужно менять; Он представляет абсолютный план; Поэтому он всегда хорош – в прошлом, в настоящем и в будущем. Различные религии – это проявление незнания. Бог один и религия одна; в «Бхагавад-гите» (7.7.) Кришна говорит:

    маттах паратарам наньят

    кинчид асти дхананджайа

    майи сарвам идам протам

    сутре мани-гана ива

    «О завоеватель богатств, нет истины выше, чем Я.  Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить». Кришна ту бхагаван свайам: Кришна – Бхагаван, Бог; Нет иного Бога, потому что нет истины выше, чем Бог. Эту истину принимают все ачарьи: Рамануджа, Мадхва, Вишнусвами, Нимбарка, Чайтанья Махапрабху и его последователи. Это учение принимает и Шанкара – учитель имперсональной концепции об Абсолюте.

    Те, кто постигли Абсолютную истину пришли к заключению: ваданти тат таттвам видес…. Абсолютная истина проявляет себя имперсонально (через разнообразные энергии), локально (как Сверхдуша всего сущего) и личностно (как Бог).  Кришна – Верховная личность Бога, является наивысшей точкой в познания Абсолюта. Познав Кришну как личность, не остается ничего, что было не познано. Познать Кришну или стать сознающим Кришну можно, если посвятить себя чистому преданному служению согласно принципам бхагавата-дхармы.

    КТО ЕСТЬ БОГ? ГДЕ БОГ? Нет необходимости спекулировать, Кришна здесь; Он проявляет Себя через многообразные энергии, как в духовном, так и в материальном  мире – все  находится в царстве Бога; энергии Кришны неотличны от Самого Кришны и в то же самое время, они не есть Кришна; Кришна внутри всего (в сердце каждого существа и в ядре каждого атома), но Кришна не принадлежит этому миру. Тот, кто видит Кришну постоянно, не делает различий между низшим и высшим, черным и белым, добром и злом и в то же самое время видит великое разнообразие. Кришна – Высшая трансцендентальная личность – БОГ БОГОВ, и тот, кто обрел любовь к Кришне, служа Ему, является другом каждому живому существу. Приблизившись к Кришне, человек открывает для себя самое потаённое знание, суть всего знания; когда солнце на горизонте, тьма рассеивается, и все становится очевидным и ясным, как божий день. Точно также стоит только Кришне появиться в сердце преданного, как тьма невежества тут же рассеивается.

    экадеша-стхитасьягнер

    джотсна вистарини уатра  

    парасья брахманах шактис

    татхедам акхилам джагат

    «Как огонь, находясь в одном месте, освещает все  вокруг, так и Верховная Личность ПАРАБРАХМАН, распространяет Свои энергии повсюду, по всей вселенной» (Вишну Пурана 1.22.53).

    Как солнце поддерживает вселенную, распространяя свет и тепло, так и Кришна, находясь в одном месте, поддерживает все мироздание, непостижимо присутствуя повсюду. Когда человек видит свет и тепло, он понимает, что солнце на горизонте; точно также обнаруживая признаки жизни, мы можем понять присутствие души и Сверхдуши, Кришны.

    В «Бхагавад-гите» (7.8) Кришна говорит: «Я – свет солнца и луны…» Люди видят Бога каждый момент; они видят свет солнца и луны, но поскольку глупы, то не могут понять Бога, отрицая само Его существование, снова спрашивают: «Вы можете нам показать Бога?» Когда ученые открывают очередной закон природы, они радуются, как дети. С гордостью ученый думает: «Ну, вот я открыл закон!» Но гордиться нечем, потому что этот закон существовал всегда и до того, как он его открыл. Ученому дают премию и «вновь открытому» закону присваивают имя ученого. Но на самом деле, этот закон, как и другие законы, которые он еще не открыл, установлены Богом и не имеют к ученому никакого отношения. Каково же совершенство творца, создавшего этот мир и установившего законы! Чтобы открыть закон, Бог дает ученому разум; но какова же наглость человека, который забывает, что именно Верховный ученый всех ученых поистине достоин награды и прославления. Присваивая право собственности на открытие, человек занимается плагиатом, просто имитируя Бога. Господь создал планеты, вселенную, создал многообразие животного мира, флору и фауну, но никто не восхищается этим. Когда же какой-то ученый-имитатор придумывает заводную игрушку, «плюшевого мишку» или собаку, которая лает, то все восхищаются его творением, провозглашают такого создателя ученым и награждают его нобелевской премией. «Давайте Богу  дадим премию!» - предложил Шрила Прабхупада. Ученые, как малые дети, просто имитируют Бога-творца, который  создал все (и их самих в том числе) для собственного наслаждения; на самом деле они является творением рук невидимого создателя, в присутствии которого меркнут все достижения науки и так называемой цивилизации.

    Преданных Кришны не привлекают чувственные наслаждения: рестораны, кино и клубы – бхактих парешанубхаво вирактир аньятра ча (Ш.Б.11.2.42). Он подобен человеку, который насытился едой и потерял к ней интерес. Испытав вкус высшего духовного наслаждения, он становится безразличным к материальному.

    В «Шримад Бхагаватам» (5.5.1) сказано:

    найам дехо деха-бхаджам нрилоке

    каштан каман архате вид-бхуджам йе

    тапо дивйам путрака йена саттвам

    шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам.

    «…все живые существа в этом мире получают материальное тело, однако тем их них, кому посчастливилось родиться человеком, не подобает день и ночь трудиться ради чувственных удовольствий, доступных даже пожирателям испражнений – собакам и свиньям. Человек должен предаваться аскезе, чтобы вступить на божественную стезю преданного служения. Благодаря аскезе сердце его очистится, и он обретет вечную жизнь, исполненную непреходящего духовного блаженства, которое неизмеримо выше любого материального счастья».

    Человеческая жизнь предназначена для аскезы ради обретения духовного совершенства. Таков основной принцип ведической культуры и таково совершенство духовной жизни. Люди забыли о цели человеческой жизни, и растрачивают бесценное время впустую.

    Поэтому время от времени Кришна Сам приходит в этот мир, чтобы напомнить им об их предназначении. Иногда Он воплощается Сам (полные Его части и части полных частей - Его   инкарнации), иногда посылает Своих слуг.

    Кришна воплощается через Свою внутреннюю энергию, будучи неподвержен влиянию материальной природы. Он – хозяин материальной природы, которая действует под Его руководством. В отличие от обычного существа Кришна повелевает майей (материальной природой),  в то время как обычное живое существо попадает в зависимость от ее законов.

    «Из многих тысяч людей едва ли один интересуется по-настоящему духовной жизнью, а из достигнувших совершенства, едва ли один познал Меня» (Бх.г.7.3):

    манушьянам  сахасрешу

    кашчид йатати сиддхайе

    йататам апи сиддханам

    кашчин мам ветти таттватах

    Понять Кришну непросто. Многие рождения и смерти проходит живое существо, прежде чем обретет истинное знание и безоговорочно вручит себя Кришне; такая душа очень редка.

    В этот век Кали, Кришна Сам пришел в форме святого имени и как Чайтанья Махапрабху начал движение санкиртаны; Он учит воспеванию святого имени. Это воспевание есть юга-дхарма, метод, рекомендованный для современных людей. Кришне в этот век будут поклоняться, совершая санкиртана-ягью. Считать воспевание Харе Кришна мантры обычным благочестивым, ритуальным действием неверно, воспевание – это бхагавата-дхарма. 

    шринватам сва-катхах кришнах

    пунья-шравана-киртанах

    хриди антах-стхо хи абхадрани

    видхуноти сухкит сатам

    «Шри Кришна, Личность Бога – Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель чистого преданного – очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда  в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют» (1.2.17).

    Принципы бхагавата-дхармы просты для тех, кто желает их принять, и сложны для тех, кто пытается понять их, пользуясь своими измышлениями. Эти принципы установлены Кришной, и передаются по цепи ученической приемственности, через великих махаджан.  Вот двенадцать их имен: Брахма, Нарада, Шива, четыре Кумара, Капила (сын Девахути), Свайамбхува Ману, Прахлада, Джанака, Бхишма, Бали Махарадж, Шукадева и Ямарадж.

    Как сказано в «Чайтанье чаритамрите»: кали-калера дхарма киршна-нама-санкиртана – совместное воспевание святого имени является юга-дхармой для современного века вражды и лицемерия. 

    Бхагвата-дхарма – это следование наставлениям Кришны, которые лично даны Им в «Бхагавад-гите». Кришна говорит: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру (Бх.г. 18.65). Всегда думай обо Мне, стать моим преданным; поклоняйся Мне и почитай Меня. Из этого стиха, как и из следующего (Бх.г. 12.6-7), очевидно, что сознание Кришны – это бхагават дхарма.

    е ту сарвани кармани

    майи санньясья мат-парах

    ананьенайва йогена

    мам дхйайанта упасате

    тешам ахам самуддхарта

    мритью-самсара-сагарат

    бхавами на чират  партха

    майй авешита-четасам 

    «Тех, кто поклоняются Мне, посвящая Мне всю свою деятельность, всегда размышляя обо Мне, устремляя ко Мне все свои мысли, о сын Притхи, – тех Я быстро вызволяю из океана рождения и смерти».

    При этом мы не должны быть сбиты с толку философией карма-миманса, которая учит, что, просто работая, человек обретет освобождение.  Это не факт!

    Окончательный результат зависит только от Кришны, и поэтому чистое преданное служение – это единственный путь, по которому можно «бежать с закрытыми глазами». Сарва дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа, ахам твам сарва… оставь все религии и просто делай то, что Я говорю, - говорит Кришна в «Бхагавад-Гите». Это бхагвата-дхарма.

    Говоря о смирении, нужно понять, что смирение – это покорность личности Бога, Шри Кришне, и только Ему. КРИШНА – БОГ, и все другие -  Его слуги. Зная это, нетрудно стать гуру; необходимо проповедовать слова Кришны, сказанные Им в «Бхагавад-гите». Бхагавата-дхарма – не религия, одна из многих; это отношения между преданным и Бхагаваном Шри Кришной; эти отношения есть суть бхакти, преданность и любовь, которая может возникнуть только к Бхагавану, и ни к кому другому. Бхакти – это отношения между Бхагаваном, Шри Кришной, и бхактой, преданным Кришны. Не существует другого значения слова бхакти.

    Дхарма – это бхагавата-дхарма; нет иной дхармы; только любовное служение Шри Кришне есть дхарма, обязанность для всех живых существ.

    Мы можем быть мусульманами, хинду или христианами 50-100 лет затем умрем и поменяем тело; и снова родимся мусульманами, хинду или христианами – это просто обозначения, которыми награждает нас материальная природа; они относятся к материальному телу и не затрагивают тела духовного, и нашей личности, самой души. Принимая их на себя, мы думаем, что вот – наша  дхарма, вот – наши обязанности. Но настоящая дхарма – это бхагавата-дхарма, служение Богу на трансцендентальном уровне – это реальная дхарма; эта дхарма вечна и постижение ее приятно и чисто. Об этом говорят и Шесть Госвами Вриндаваны: нана-шастра-вичаранайка-нипунау сад-дхарма-самритхапакау. Шри Чайтанья Сам обучал Госвами  этому процессу преданного служения, установив, таким образом, для всех людей всего мира сад-дхарму, сознание Кришны – единственную дхарму.

    Кришна, когда Он играл как обычный ребенок во Врадже, остановил поклонение полубогам, религию ради чувственных наслаждений, которая не может удовлетворить потребности души. Такая религия известна под названием кайтава-дхарма. Бхагавата-дхарма учит поклоняться Кришне. Веды предписывают процесс постепенного восхождения на высший уровень духовного знания. Кришна советует Арджуне посвятить себя преданному служению Кришне и то же самое говорится в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6).

    са вай пумсам паро дхармо

    йато бхактир адхокжадже

    ахайтуки апратихота

    йайатма супрасидати

    «Высшей дхармой для всех человеческих существ является обретение любовного служения трансцендентальному Господу. Чтобы удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть немотивировано и непрерывно» (Ш.Б. 1.2.6). Это есть вечная религия и единственное занятие для всего разумного человечества.

    Вот истинная дхарма, обязанность каждого.

    Обычно люди считают, что религия должна приносить материальные блага и чувственные наслаждения, поэтому мало кто интересуются духовной жизнью - паро дхармо йато бхактир адхокжадже. Бхагавата-дхарма учит преданности Господу. Не имея ни малейшего представления о духовной жизни, человеку трудно понять ее ценность. Но непосредственное восприятие ее через слушание авторитета, помогает обрести правильное понимание. По мере очищения, когда человек слушает о Кришне, он постепенно устраняет препятствия на своем пути, и когда он полностью очистится, то сможет насладиться – душа сама по себе обладает совершенством ахайтуки апратихота йайатма супрасидати.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

                В цивилизованном обществе у любого человека есть два вида обязанностей, которые объединены под одним названием сва-дхарма: обязанности, относящиеся к материальной жизни – человек должен жить по законам своей страны, следовать принципам морали и этики, принятой в обществе, быть религиозным и работать на благо других; и обязанности, относящиеся к духовной жизни, которые вытекают из сознания своего истинного «я», души, вечно связанной с Господом узами любви, дживера сварупа хайа – кришнера нитья-даса. Как говорят, «Богу -  богово,   кесарю -   кесарево».

                Материалистическая концепция жизни, основанная на сознании «я» есть материальное тело и всё, что имеет к нему отношение – «мое», связывает вечное живое существо (душу) временными обязанностями. Такие обязанности иногда совпадают с предписаниями Вед, а иногда нет; иногда помогают в осознании Бога и достижению трансцендентальной платформы, а иногда входят в противоречие. Если человек обретает знание о душе и достигает освобождения от кармы, тогда эти два типа сва-дхармы становятся одним – служением Богу. Но пока он находится на материальной платформе сознания, т.е. отождествляет себя, душу, с материальным телом, его сва-дхарма определяет обязанности согласно влиянию различных гун материальной природы и кармы. В «Бхагавад-гите» (4.13) Кришна говорит: «чатур-варнйам майи сриштам гуна-карма вибхагашам… Согласно влиянию различных гун природы и кармы человека Мной созданы четыре класса людей». Те, на кого влияет саттва-гунабрахманы, они являются учителями обыкновенных людей; те, на кого влияет раджа-гунакшатрии, они занимаются административной деятельностью; кто находится под смешанным влиянием раджа и тама-гунывайшьи, коммерсанты и бизнесмены, производители, а тот, кто нашел прибежище в тама-гунешудры, рабочий класс. В ведической литературе эта система социального устройства получила название Варнашрама-дхармы и ее предназначение - удовлетворение Господа Вишну. Выполняя предписанные обязанности в духе служения Богу, человек легко может поддерживать необходимый баланс между материальной и духовной жизнью, постепенно поднимаясь с материальной платформы сознания на духовную. Когда человек обретает духовное понимание жизни, и его вера в преданное служение Богу становится совершенной, тогда он освобождается от материальных обязанностей и безраздельно вручает себя Господу. Это не означает прекращение деятельности вообще – нет! Живое существо вечно и по своей духовной природе вечно активно. Когда человек обретает чистое сознание, поднявшись на духовную платформу, вся его деятельность одухотворяется и становится всецело духовной. Нет больше двойственности «добра и зла». Все, что ни совершается, приносит человеку абсолютное благо. Такого рода деятельность представляет собой чистое преданное служение Господу, которое в природе души и носит название санатана-дхармы. САНАТАНА или БХАГАВАТА-ДХАРМА помогает человеку установить особый вид любовных взаимоотношений с Господом, которые существуют в духовной форме (сварупе) живого существа и носит вечный, непреходящий характер – нитйа  сиддха кришна према садхья кабхунай…(Ч.Ч. Мадхья. 22.107).

    Значение слова «ДХАРМА» объясняется в «Шримад Бхагаватам» (6.3.19–22) следующим образом:

    дхармам ту сакшад бхагават-пранитам

    на ваи видур ришайо напи девах

    на сиддха-мукхйа асура манушйах

    куто ну видйахара-чаранадайвах

     

    свайамбур нарадах шамдхух

    кумарах капило мунух

    прахладо джанако бхишмо

    балир ваийасакир вайам

     

    двадашаите виджанймо  дхармам бхагаватам бхатах

    гухйам вишуддхам дурбобхам  йам джанатвамритам  ашнуте

    этаван эва локе’ сми  пумсам дхармах парах смритах

    бхакти-його бхагавати  тан-нама-граханадибхих

    «Истинные законы религии (дхарму) устанавливает Сам Верховный Господь. Этого не могут сделать ни великие риши с высших планет, ни полубоги, ни правители сиддхалоки, хотя все они пребывают в гуне благости. Что уже говорить об асурах, обычных людях, видьядхарах и чаранах?  Истинный закон религии знают: Господь Брахма, Бхагаван Нарада, Господь Шива, четверо Кумаров, Господь Капила (сын Девахути), Свайамбхува Ману. Махараджа Прохлада, Махараджа Джанака, патриарх Бхишма, Махараджа Бали, Шукадева Госвами и я. О, Мои слуги, этот священный закон, бхагавата-дхарма, побуждает нас предаться Всевышнему и любить Его. Этот закон неподвластен скверне гун материальной природы. Он сокровенен, и его нелегко понять обычным людям, но тот, кому посчастливится проникнуть в его смысл, тотчас обретает освобождение и затем возвращается домой к Богу. Высший закон религии (дхарма) обязывает человека к преданному служению, которое начинается с повторения святого имени Господа (тан-нама-граханадибхих)».

                Поэтому в век Кали рекомендовано: кали-калера дхарма – кришна-нама-санкиртана  (Ч.Ч. А.7.11), воспевание святых имен Кришны. Это также находит подтверждение в «Шримад Бхагаватам» (11.5.32).

                Кришна требует оставить любую дхарму и просто предаться Ему - сарва-дхарма паритйаджйа мам экам шаранам враджа (Бх.г. 18.66). Оставь все религии и предайся Мне. Предаться Кришне – это реальная ДХАРМА; отбросить все и полностью вручить себя Господу – вот Высший религиозный принцип. Это то, что поистине называется ДХАРМОЙ. Ведические принципы установлены Богом – дхармам ту сакшад бхагават-пранитам,  поэтому они не конфликтуют с этим утверждением из «Бхагавад-гиты». Осознание духовной идентичности с Богом – это санатана-дхарма. И метод, который предложил Шри Чайтанья называется Санкиртана. Одновременно это юга-дхарма и санатана-дхарма.

    санкиртана-йагйе таре каре арадхана

    сей та’ сумедха, ара-кали-хата-гйана

    «Любой, кто поклоняется Господу Чайтанье Махапрабху, совершая санкиртану, должен считаться наиболее разумным человеком. А тот, кто этого не делает, является жертвой Кали-юги, полностью лишившей его разума» (Ч.Ч. М. 11.99).

                В «Бхагавад-гите» Кришна установил единую ДХАРМУ для всех живых существ - чистое преданное служение. Эта дхарма вечна и не может меняться под влиянием времени, обстоятельств и чьей-либо прихоти; это дхарма служения Богу. Те, кто отвергают само существование Бога, даже те служат Ему - дживера сварупа хайа кришнера нитйа-даса, каждое существо вечно остается вечным слугой Кришны. Для разумных людей ДХАРМА – выполнять наставления Бога. Менее разумные и неразумные просто вынуждены подчиняться законам материальной природы, которая находится в полном подчинении у Господа - майа пракритих суяте са чара чарам.

                Если мы не подчиняемся или восстаем против законов Бога, во власти которых находится материальная природа, придумывая свои собственные законы (свою религию), ради того, чтобы обрести так называемое «счастье», то эта самая природа заставит нас враждовать друг с другом, создавая  множество беспокойств. Поэтому любые спекуляции относительно дхармы должны быть отвергнуты. Дхарму устанавливает Бог, а не ученый, философ, мирской правитель или никчемное большинство в парламенте. Истинная ДХАРМА – это БХАГАВАТА-ДХАРМА. В «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам» она описана как бхакти, преданное любовное служение Кришне. Эта дхарма установлена Самим Кришной. Есть Кришна, Верховная личность Бога, преданный Кришны и преданное служение Кришне, которое наиболее ярко проявляется в пяти любовных  расах (шанта, дасья. саккхья, ватсалья и мадхурья).

                Слово «религия» не может полностью выразить идею санатана или бхагавата-дхармы.  Религия означает веру человека, а вера может меняться. Человек может быть христианином, индуистом, мусульманином, буддистом, евреем или даже атеистом, но со временем поменять свои убеждения и свою веру. Сначала он может верить, что Бога нет, потом верить, что Бог есть. Он может верить, что он еврей и, поменяв свою веру, стать христианином. Но, при всем этом, он остается слугой единого Бога. Это вечный, неизменный долг и обязанность каждого называется санатана-дхармой. Как невозможно отделить свет и тепло от огня, влажность от воды, так невозможно живое существо лишить его служения Богу. Согласно утверждению Шрилы Рамануджачарьи санатана  означает «то, что не имеет ни начала, ни конца». Живое существо – душа. Она вечна и вечно связана с Богом, являясь Его неотъемлемой частицей. Как части тела служат телу, так и все составные частицы духовного целого служат целому. Здесь нет сектантства, разделяющего людей на избранных и изгоев, высших и низших по признаку веры, религии, социального положения или согласно этническим признакам. Живое существо трансцендентно ко всем названиям и определениям, относящимся к материальному телу, вне двойственности добра и зла. В своем чистом сознании, сознании Кришны, оно безупречно, как безупречен Сам Господь, которому оно служит.

                Любая религия имеет начало и конец в анналах истории человечества, но САНАТАНА-ДХАРМА является вечной. Она вечна и не может быть достоянием одних, лишая других возможности любить Бога. Она в природе души, поэтому в каком бы теле душа не находилась, она остается вечным слугой Бога. Все служат Верховной Личности Бога, Шри Кришне. Ему служат полубоги, насекомые, животные, праведники, грешники, верующие и атеисты. Такое служение называется санатана-дхармой. Слово религия не подходит для определения санатана-дхармы. Когда сознание Кришны называют религией, то сразу же возникает множество проблем. Русские, например, говорят: «У нас своя религия. Зачем нам чужая, индусская? У каждого свой Бог. Нам не нужен ваш Бог!» Поэтому, говоря о санатана-дхарме или о бхагавата-дхарме, мы не употребляем слово «религия», но используем слово «ДХАРМА».

                Движение Санкиртаны, совместное воспевание имен Господа Кришны, которое начал Шри Чайтанья Махапрабху, не является сектантским ответвлением. Шри Чайтанья представляет единую форму служения Богу для современных людей, живущих в Кали-югу. Если Кришна говорит: «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходит память, знание и забвение», то это означает, что Кришна в сердце православного, мусульманина, буддиста, еврея и атеиста, мухи и слона, в сердце Брахмы (полубога, творца вселенной) и демона. Поэтому поклоняться Кришне свойственно любому. Такова природа истинной дхармы. Кому бы человек ни служил и ни поклонялся – он  поклоняется и служит Кришне. Именно Кришна принимает все жертвоприношения, находясь в сердце каждого,  являясь другом и доброжелателем всех живых существ и Верховным Наслаждающимся. Но тот, кто не признает этот факт, оставаясь под властью материальной природы,  служит Кришне, но делает это не так, как положено.

                Движение сознания Кришны учит тому, как правильно поклоняться единому Богу. Кроме Кришны ничего нет! Кришна пребывает внутри всего, и все пребывает в Нем, в различных Его энергиях.

                В «Бхагавад-гите» (5.29) Кришна говорит:

    бхоктарам йагйа тапасам  сарва-лока-махешварам

    сухридам сарва-бхутанам  гйатва мам шантим риччхати

          «Человек, полностью сознающий Меня, сознающий, что, в конечном счете, все жертвоприношения и аскетизм направлены на Меня, что Я – Верховный  властитель всех планет и полубогов, и благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материальных страданий».

                Таким образом, в бхагавата-дхарме нет понятий моя и твоя религия. Бхагавата-дхарма – это наставления Бога, и им необходимо следовать ради своего же блага. Отрицая их, невозможно обрести мир и взаимопонимание. Отказываясь служить Богу, человек становится беззащитным перед силами и влиянием материальной природы, которая причиняет ему одни страдания. Каждый должен служить Верховной личности Бога, выполняя Его указания. Анкульена кришнанушиланам… Такое служение должно быть лишено какой-либо корыстной цели. Только оно может полностью удовлетворить потребности души. Бхагавата-дхарма – это потребность души.  Все эманирует  из Бога и все пребывает в Его вечном  бытии, поэтому все должно быть использовано в служении Богу.

                В «Шримад Бхагаватам» сказано: «Раздираемые внутренними противоречиями, все виды религий, за исключением Бхагавата-дхармы, основаны на корыстных устремлениях и разделении на чужих и своих; чужое и свое. Люди обращаются к другим, низшим видам религии с целью уничтожить своих врагов или обрести мистические способности, однако подобные религии полны страсти и зависти и потому нечисты и преходящи. Пронизанные злобой, они наполнены безбожием. Такое умонастроение чуждо последователям «Шримад-Бхагаватам», которые полностью поглощены сознанием Кришны, считая, что Кришна принадлежит им, а они – Ему” (Ш.Б. 6.16.41). «Бхагавата-дхарма (санатана-дхарма) свободна от противоречий и разделения на “моя” и “твоя” религия. Следовать бхагавата-дхарме – значит следовать наставлениям Верховной Личности Господа»

                «Что хорошего в религии, заставляющей людей ненавидеть себя и других? Разве она может принести какое-то благо своим последователям? В чем тогда ее ценность? Человек, причиняя под влиянием ненависти боль себе и окружающим, навлекает  гнев Господа и становится безбожником» (Ш.Б. 6.16.42).

                Любое религиозное течение, за исключением бхагавата-дхармы – религии вечного служения Верховной Личности Бога, – это просто организованное насилие над самими собой и другими. Например, многочисленные религии предписывают заклание животных.  Подобные жертвоприношения не приносят блага ни людям, ни животным…

     

    ХАРЕ КРИШНА – THE BEST!

                Когда Шри Чайтанья принял инициацию у Ишвара Пури, его стало не узнать. Гордый и высокомерный пандит, каким он был до этого, стал смиренным и почтительным вайшнавом. Его поведение приводило в изумление всех, кто с ним был знаком. Он вел себя весьма необычно. Находясь в трансе, Он постоянно спрашивал каждого вайшнава, которого встречал: «Где Кришна? Где Кришна?» Он плакал, не в состоянии что-либо объяснить. Что случилось? Каждый, кто Его видел,  чувствовал себя весьма несчастным, но в чем причина никто не мог понять.

    Каждую ночь в шривасанге (во дворе дома Шривасы) собирались самые близкие преданные Господа. Здесь проводили санкиртаны. Никому не было позволено входить без приглашения. Во время этих санкиртан Шри Чайтанья являл, поражая всех, Свою истинную трансцендентную форму. Индивидуально для каждого, с учетом его взаимоотношений, Он представлял Себя в определенной инкарнации. Все инкарнации  и  игры Господа  в зените Его славы находились в то время  в руках Его чистых преданных.

                Эти приватные собрания по ночам продолжались недолго, потому что Миссия Шри Чайтаньи была неописуемо велика. Она не ограничивалась узким кругом Его преданных и друзей. Совсем скоро Он организовал грандиозную санкиртану, в которой приняло участие несколько десятков тысяч человек. Это был трансцендентальный парад, прошедший по улицам Навадвипы.

                Какое счастье видеть Шри Гаурангу и Шри Нитьянанду, танцующими в окружении последователей, которые в экстазе любви как сумасшедшие, обнимают друг друга, хватая друг друга за ноги, осыпая свои головы пылью с лотосных стоп, катаясь по земле и ощущая экстаз безграничной любви в каждый настоящий момент!

                Господь Чайтанья всегда наслаждается Своей санкиртана-лилой. Воспевая святое имя Кришны, Он танцует, очень красивый, блистающий, как расплавленное золото. Перед началом Его танцев преданные украшают Господа, предлагают Ему цветочные гирлянды, драгоценности и сандаловую пасту. Во время  танцев, когда Он выкрикивает святое имя Хари голосом, подобным раскату грома, все преданные, не в силах удержаться, начинают кричать вместе с Ним.

                Своими экстатическими танцами Гаура-Натарадж сводит с ума всю вселенную. Его сильное тело трепещет в экстазе. Своей походкой, как у пьяного слона, и длинными руками Он смущает полубогов. Сладкой улыбкой, прекрасными, белее, чем цветок кунда, зубами Он гипнотизирует все живые существа. Его лицо излучает божественную любовь, когда Он повторяет: «Хари! Хари, Хари!» Просто слушая Его мелодичную киртану, жители Надии побеждают все несчастья.

                Ни один день не проходит без санкиртаны. Шри Чайтанья не желает ничего, кроме воспевания святого имени. Ничто не доставляет Ему большего удовольствия, чем это. Поэтому, из всего, что бы ни существовало, Он предпочитает воспевание: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Обращаясь ко всем людям, Шри Чайтанья просит каждого: «Мои дорогие братья, погрузите себя в эту хари-наму, пение святого имени. Эта маха-мантра исполнит все ваши желания и принесет вам величайшее счастье и наслаждение!» 

    ***

                Господь инкарнирует в этот мир в форме святого имени, чтобы исполнить Свои удивительные игры. В вайшнавской литературе, которая представляет собой вершину теистической мысли, есть подробное объяснение этому. Материальный мир двойственен. Название или звук здесь является не более чем символом, обозначающим предмет или личность. Однако, Верховная Личность Бога, который трансцендентен к материальной природе, вне этой двойственности. Господь – адвайта, Он  неотличен от Своего имени, формы и деяний. Все, что с Ним связано, обладает духовной природой.

                Шрила Бхактивинода Тхакур, духовный наставник в цепи ученической преемственности, учит поклонению святому имени, обращаясь к нему, как к Шри Харинаме Прабху. Он говорит, что имя Бога – это аватара Господа, называя Ее бессмертной обителью блаженства. Из безграничного сострадания и доброты Кришна являет Себя падшим душам в образе трансцендентного звука. Когда Нарада Муни, играя на вине, поет святое имя «Радхика-рамана», Он немедленно инкарнирует и являет Себя в киртане.

                «О Харинама, Ты принимаешь неограниченное число трансцендентальных образов и форм, такие, как сын мамы Яшоды. Ты – источник  всех инкарнаций, так же, как и Сам Господь. О Харинама, благодаря Твоей сладостной воле, Ты появляешься во множестве инкарнаций. Пожалуйста, позволь Им увеличить любовь и привязанность к Тебе! Твоему имени поклоняется каждая его буква. О Господь, Ты проявляешь Себя в двух видах: вачья и вачака;  вачья – это Твоя красота, полная знания и блаженства; вачака – это Твои святые имена, такие, как Кришна. Этот трансцендентальный звук – место отдыха всех душ. Вачака более милостива, она  позволяет войти в Твои трансцендентальные игры. О Господь, одари меня Твоим святым именем».

                Даже если человек совершает оскорбления Господа Кришны, но при этом, уважителен в своем сердце к Его имени, то когда он воспевает: Рама! Кришна! Хари! – все оскорбления уходят, и он погружается в океан божественной любви, наслаждаясь расой. Тот, кто нашел прибежище у святого имени Господа, непременно обретет любовь к Господу и избавится ото всех оскорблений. У лотосных стоп Шрилы Рупы Госвами, Бхактивинода молит о привязанности и любви вачака.

    ***

                В «Бхагавата-сандарбхе» Шрила Джива Госвами также описывает святое имя как аватару Господа.  Он называет ИМЯ самой сущностью Господа (нама-наминор абхедах). В «Падма Пуране» говорится:

    нама чинтаманик кришнас чаитанйа раса виграхах

    пурнах шуддха нитйа-мукто ’бхиннатван нама-наминох

    «Святое имя Кришны исполнено блаженства. Оно одаривает нас  всеми духовными благословениями, для которых Кришна Сам – источник вечного наслаждения. Он- источник всей расы. Его Имя не становится материальным и не утрачивает духовной силы. Оно не менее могущественно, чем Сам Кришна! Святое имя не оскверняется материальной природой. Поэтому не может быть и речи о том, что оно стало подвержено влиянию майи. Имя «Кришна» всегда свободно. Оно неподвластно законам этого мира, потому что это – Сам Кришна».

                Святые имена Бога бесчисленны. Их можно найти в любом языке, в любой религиозной традиции.  Всеблагой (GOD), Всесильный (ELOHIM), Отец небесный (AWOON), Брахман, Параматма (Сверхдуша), Просветленный (Будда), Тот, кто дает жизнь (АЛЛАХ). Все эти имена Бога абсолютно чисты. Они могут очистить душу от материального осквернения и даровать освобождение любому, кто их смиренно и внимательно повторяет. Метод повторения имени Бога рекомендуют все писания мира. В «Коране» (87.2) сказано, что «прославление имени Господа – наиболее возвышенно». В «Новом завете» (Послание к римлянам, 10.13) –  «Призвавший имя Бога спасется!» В учении Будды – «каждый, кто обращается к Моему имени, придет ко Мне после смерти». Таким образом, именам Бога нет числа, и все они обладают абсолютной природой Самого Бога. Имя (нама), и тот, кто им обладает (нами), идентичны. Из всех форм Господа Вишну считается, что Кришна и Рама – пурна (наиболее полные), и правастха (самые важные). Эти два изначальных имени Бога входят в маха-мантру, которая рекомендована для блага всех людей, живущих в Кали-югу. В «Кали-сантарана Упанишад» есть история о том, как в конце Двапара-юги Махариши Нарада, пересекая вселенную, спросил ее творца, Брахму: «О великий, будь добр, скажи мне, как избавиться от тлетворного влияния века Кали и пересечь океан майи?»

                «Это хороший вопрос, – сказал Брахма, – для  блага всех людей вселенной, я отвечу. Люди в Кали-югу смогут избежать влияния века Кали, если станут повторять имя Бхагавана Нарайаны».

                Нарада спросил: «А какое имя?» И тогда Брахма (Хираньягарбха) дал ему маха-мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эти шестнадцать имен Бхагавана Нарайаны смоют всю грязь Кали. Изучив все Веды, человек не сможет найти метода более возвышенного, чем повторение Харе Кришна мантры. Эти имена способны устранить невежество, покрывающее душу. Верховный Брахман явил Себя подобно солнцу, чтобы рассеять тьму своей лучезарностью. «Господь, есть ли какие-то правила для повторения святых имен?» – спросил Нарада. Господь Брахма отвечал: «Нет никаких строгих правил и ограничений для воспевания имени Господа. Не имеет значения, чист брахман или нечист, через произношение мантры он сразу же достигает любого из четырех видов освобождения (салокья и т.д.). Тот, кто повторяет мантру из 16 имен Господа три с половиной крора, освобождается даже от греха убийства брахмана. Он очищается от всех грехов: прелюбодеяния, кражи золота и других. Он очищается и от оскорблений, которые совершал при исполнении своей дхармы.

                Эта маха-мантра, которую явил Господь Брахма, имеет ряд неоценимых  достоинств: она содержит два наиболее важных имени Бога – Кришна и Рама, которые чрезвычайно могущественны; Господь Шива объяснил важность имени РАМА своей жене Дурге: «Когда я повторяю имя РАМА, РАМА, РАМА, то наслаждаюсь  великолепием звука. Одно святое имя Рамачандры равносильно тысяче имен Господа Вишну» (Падма Пурана, Уттара-кханда, Брихад-вишну-сахасранама-стотра, 72.3.35) Но имя Кришны еще более славно: «Результат от повторения трех тысяч имен Вишну можно достичь только одним повторением имени Кришна!» (Брахманда Пурана, Лагху-бхагаватамрита, 5.354)

                Имена РАМА И КРИШНА наиболее могущественны: раманте йогино ’смин ити рамах. РАМА означает «тот, кто дает наслаждение йогам». Имена Рама, Баларама и Сам Кришна – означают «Радха-рамана» – тот, кто доставляет удовольствие Шримати Радхарани. Кроме этого, другое определение приводится в «Падма Пуране»: «Абсолютная Истина (парам брахма) называется РАМА, потому что она является источником наслаждения трансценденталистов, которые достигли высшей цели – Ананды» (Падма Пурана, Сатанама-стотра, 8, Мадхья 9.29)

                Этот стих иллюстрирует необыкновенное могущество Шри Кришны - карсати  йогинам манамси ити кришнах... Кришна означает, «тот, кто привлекает сердца йогов». Другое значение есть в Махабхарате. «Корень «криш» указывает  на привлекательность бытия Господа (бху), «на» означает духовное наслаждение. Когда «криш» соединяется с суффиксом «на» получается слово «кришна», которое означает «всепривлекающий». Это указывает на Абсолютную Истину (парам брахма).  «Харе» означает «тот, кто крадет сердца йогов» (Удийога-парва, 71.4; Мадхья 9.30). «Хари  уничтожает грехи людей, даже когда они со злостью произносят это имя, так же, как огонь жжет, даже когда его касаются случайно».

    Другое значение маха-мантры также очень специфично. Оно обретает смысл за счет имени Харе, которое в форме Хара означает Шри Радху, само воплощение сострадания  Господа. Поэтому маха-мантра является своего рода обращением к милости Господа: «О Господь, О божественная энергия Господа (Шримати Радхарани), пожалуйста, займи меня в служении Тебе».

                Таким образом, имя Господа полностью чисто. В этой молитве нет ничего меркантильного. Она пришла из духовного мира вместе с Самим Господом, Шри Чайтаньей Махапрабху. Обращение к милости Господа из желания обрести према-бхакти, преданное любовное служение, делает Его доступным для обусловленной дживы в этот век Кали.

                Когда 500 лет назад, в 1486 году, в месяце Бхадра (февраль), в день лунного затмения, что является очень благоприятным знаком, явился Шри Чайтанья, в этот день все благочестивые индусы совершали омовение в священных реках, таких, как Ганга и воспевали благоприятные случаю мантры. В ответ на это Господь явил себя в Навадвипе. Воспевание Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе стало причиной Его явления. Вначале появилось Святое Имя. За ним последовал и Сам Господь. Подобно этому, если человек воспевает святое имя без оскорблений, Господь немедленно явит Себя в его сердце. Желая одарить Своей милостью все живые существа, это сладостное имя «Кришна» пришло в этот мир, подобно солнцу на небосклоне нашего сердца, чтобы рассеять тьму, порожденную невежеством.

     

    ПРЕМА-ДХАРМА

    Хотя Шри Чайтанья был известен как великий философ и ученый логик, но после себя он оставил всего лишь восемь стихов "Шри Шикшаштаки".

    ШРИ ШИКШАШТАКА

     

    1

    чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам

    шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйавадху-дживанам

    анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам

    сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

    Слава Шри кришна-санкиртане, которая очищает сердце и гасит пожар обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Это движение санкиртаны – величайшее благословение всему человечеству. Как свет луны, оно распространяет бхаву, заставляя распуститься в сердце лотос нашей удачи. Это движение - сама жизнь трансцендентального знания. Оно увеличивает океан духовного блаженства и дает возможность душе насладиться нектаром, которого она всегда так жаждет.

     

    2

    намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис

    татрарпита нийамитах смаране на калах

    этадриши тава крипа бхагаван мамапи

    дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

    О, мой Господь, только одно Твое святое имя способно даровать все благословения живым существам, а у Тебя таких имен сотни и тысячи: Кришна, Говинда, Рама... Во все Свои имена Ты вложил все шакти, трансцендентальные энергии. И нет строгих правил для их повторения. О, мой Господь, по Своей доброте Ты дал возможность приблизиться к Тебе каждому. Но я столь неудачлив, что из-за моих оскорблений я потерял вкус и не чувствую привязанности к их воспеванию.

     

    3

    тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

    аманина  манадена киртанийах сада харих

    Святое имя следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице, будучи терпеливей дерева, свободным от чувства ложной гордости, всегда готовым оказать почтение другим. В таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно.

     

    4

    на дханам на джанам на сундарим

    кавитам ва джагад-иша камайе

    мама джанмани джанманишваре

    бхаватад бхактир ахайтуки твай

    О Джагадиша! Я не хочу богатства, мне не нужны красивые женщины, последователи, жена, дети, друзья и родственники. Единственное, о чем я молю: «Дай мне чистое преданное служение Тебе жизнь за жизнью!»

     

    5

    айи нанда-тануджа кинкарам

    патитам мам вишаме бхавамбудхау

    крипайа тава пада-панкаджа-

    стхита-дхули-садришам вичинтайа

    О Нанда-нандана! Я Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в океан рождения и смерти. Прошу Тебя, вытащи меня из сетей кармы и сделай одним из атомов у Твоих лотосных стоп.

     

    6

    найанам галад-ашру-дхарайа

    ваданам гадгада-руддхайа гира

    пулакаир ничитам вапух када

    тава нама-грахаве бхавишйати

    О, мой Господь, когда глаза мои украсятся слезами любви, непрестанно текущими при пении Твоего святого имени? Когда голос дрогнет, и волосы от экстаза на моем теле встанут дыбом при повторении Твоего имени?

     

    7

    йугайитам нимешена чакшуша правришайитам

    шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

    О Говинда! В разлуке с Тобой каждое мгновение для меня подобно юге. Из глаз моих потоками льются слезы. Мир пуст, когда в нем нет Тебя.

     

    8

    ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам

    адаршанан марма-хатам кароту ва

    йатха татха ва видадхату лампато

    мат-прана-натхас ту са эва напарах

    Нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется Им навсегда. Обнимет ли меня или разобьет мне сердце, не показываясь на глаза, – Он волен поступать, как пожелает. Независимо ни от чего, Он – мой прананатха, сама моя жизнь, мой возлюбленный и Тот, кому я поклоняюсь.

     

    Материальный мир подобен океану наведения, который наводняют кровожадные чудовища разных теорий, которые захватывают человека, пытающегося понять истину. Но по милости Шри Чайтаньи Махапрабху даже неискушенный младенец сможет понять заключительное слово истины. (Ч.Ч.)

     

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS