Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
программа на Мосвидео-фильм
23-10-2015 3570
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 82
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • Beauty (Лекция Мурали Мохана Махараджа, прочитанная им в День явления Кришны, 10.08.2012, г. Екатеринбург).

    13-08-2012 (17:08) - Вишакха деви даси
    article407.jpg

    Прекрасное в этом мире или красота по определению авторитетных источников, является категорией больше эстетической, чем нравственной. Прекрасное всегда связано с определенной чувственной формой восприятия и обращением к созерцанию или воображению, поэтому отличается от утилитарно-полезного восприятия. По сути прекрасное должно носить бескорыстный характер.

      Говоря о красоте и прекрасном, мы привели различные точки зрения различных наиболее известных философов и философских концепций. Это далеко не полный перечень того, что накопило человечество за историю своего существования.
     

    КРАСОТА КРИШНЫ

    Все определения красоты и прекрасного, невозможно перечислить. У разных народов, людей, живущих в разные времена в различных культурах, представления о прекрасном выражается по-разному. Это свидетельствует о всеобъемлющем и непостижимом характере красоты. И не смотря на многие противоречивые суждения отдельных личностей, с которыми мы сталкиваемся, исследуя различные источники, все же они легко уживаются в Абсолюте, который является источником всего сущего. Эта Абсолютная истина, Высшая реальность есть Верховная личность Бога, Шри Кришна. Он является источником всей красоты. В «Бхагавад-гите» Кришна, описывая Арджуне  Свое великолепие, говорит: «Знай, что все изумительные, прекрасные и славные создания возникли лишь из искры Моего великолепия. Зачем об этом  знать? Одной лишь крошечной частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную» (Бх.г. 10.41-42).  Говоря так, Кришна напоминает нам о Своей вездесущности. О том, что мы находимся в Его власти. Красота правит миром, мы в рабстве красоты:  красивых женщин и мужчин, вещей, сделанных из золота и драгоценных камней, произведений искусства, живописи литературы и поэзии – все это проявление энергии Кришны. Даже не сознавая этого, мы уже во власти Кришны. Поэтому, говоря о красоте и прекрасном, но, не упомянув о Самом Кришне, источнике всей Красоты, значит: не сказать ничего. Насколько же более прекрасен Шри Кришна, образ которого видит в  своем сердце постоянно  преданный Кришны, чьи глаза увлажнены бальзамом любви?

     

    «Для  древнейшего эстетического сознания прекрасное мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса». Для пифагорейцев прекрасное есть гармония, внутренне присущая вещам, источник которой усматривается  в мистически  понимаемых количественных отношениях.  По Гераклиту, «прекраснейший строй мира» и « прекраснейшая гармония» – это  результат  единства и борьбы  противоположностей. Гераклит не отрицал так же и относительности прекрасного. «Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей» (Платон, «Гиппий Больший» 289А). Сократ, подчеркивая относительный характер самого материального существования, говорил: «Все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, 3.8.5).

    Платон проводил границу между тем, «что прекрасно» и тем, «что такое прекрасное» («Гиппий Больший», 287 Е), т.е. между сущностью и проявлением прекрасного. По Платону, сущность прекрасного есть вечная безотносительная  идея, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. Другими словами, природа прекрасного божественна. Когда человек видит здешнюю красоту, он вспоминает  красоту истинную («Федр», 249 D).

    Отвергнув теорию платоновских «идей», Аристотель  выдвинул свое понимание прекрасного, полагая, что «прекрасное и бытие прекрасного» должно быть единым.

    («Метафизика» 7. 6. 1031 в.) Аристотель рассматривает прекрасное  как объективное свойство  самой реальности, как проявление закономерностей.  Основные формы прекрасного, это – порядок < в пространстве>, соразмерность и определенность. В живой природе, по  его мнению, прекрасное всегда связано с целесообразностью.

    Объективно-идеалистическое понимание прекрасного развивается в эстетических учениях неоплатоников и ранних христиан.  Согласно Плотину, прекрасное в телах возникает благодаря соприкосновению с высшей красотой, исходящей от Единого (см. «Эннеады», 1, 6,  1-9).  Августин писал, что Бог сотворил «прекрасные разнообразные формы, блестящие и приятные цвета». Фома Аквинский считал, что источником всей красоты является Бог (см. Summa theologiae).

    Философы эпохи Возрождения были всецело убеждены в объективности прекрасного, которое определяется как «соразмерность  всех частей, гармония с тем к чему все это принадлежит». Леонардо Да Винчи  и другие теоретики и практики искусства Возрождения  считали человека высшей мерой красоты и гармонии.  

    В отличие от них классицизм трактовал прекрасное «рационалистично и нормативно». В эпоху Просвещения  эстетика становится самостоятельной наукой. Эстетика, «наука о прекрасном» нашла свое выражение в трудах Ф. Шиллера, Д. Дидро и Г.Э. Лессинга.  Дидро считал, что «восприятие отношений есть основа прекрасного» и что «прекрасное реально» (Избранные произведения М. 1951, с.3382, 378).

    В 18 веке психологию, восприятие прекрасного детально исследовали английские сенсуалисты (Ф. Хатченсон, Г. Хом,  Э. Бёрк).  Абсолютизация прекрасного нашла свое отражение в воззрениях Д. Юма и И. Канта. По мнению Канта,  предмет может считаться  прекрасным, если отношение к  нему будет незаинтересованным, если он представляется  как объект всеобщего «необходимого удовольствия» и если он воспринимается как обладающий «формой целесообразности» «без представления цели».  Гегель такое мнение Канта отвергает как «ошибочное представление о существовании прочной противоположности  между субъективным мышлением и объективными предметами». По Гегелю, только искусство способно осуществить необходимое для истинно прекрасного полное соответствие идеи и образа. В искусстве прекрасное – это идеал 

    Материалистическая эстетика  18-19 веков доказывает объективность прекрасного, рассматривая его как свойства,  качества  и отношения  к самой материальной действительности.  Бёрк писал, что под красотой нужно понимать «философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном», качества и формы наших тел, которые вызывают в нас страсть.  Чернышевские был против такой трактовки. Согласно Чернышевскому «прекрасное есть сама жизнь» и «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такую, какова должна быть она по нашим понятиям» (соч. т. 2. 1949. с. 10 и 136).

    В эстетике конца 19 и начала 20 века прекрасное рассматривалось с идеалистической позиции. По определению Дж. Сантаяны (США) «красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи» ( The sense of beauty. N.Y. 1955). В эстетике прагматизма прекрасное трактуется как качество «опыт» в идеалистическом его понимании. Дж Дьюи (США)сводит красоту прекрасного к «обозначению характерной эмоции» (Art as experience. N.Y.  1934. p.129).

     Марксистская эстетика учит, что «человек формирует материю также и по законам красоты». В практическом созидании мира он утверждает себя в отличие от животного. «Многообразные явления природы и общественной жизни обладают свойством прекрасного в той мере, в какой они в своей конкретно-чувственной целостности  выступают  как общественно-человеческая ценность, свидетельствующая  об утверждении человека и общества. поэтому восприятие прекрасного вызывает бескорыстную любовь, чувство радости и ощущение свободы».

    Свойством прекрасного обладает сам человеческий труд как свободная, творческая, общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «игрой физических и интеллектуальных сил» (К.Маркс и Ф. Энгельс соч. 2 изд. т.23 с. 189). 

    Говоря о красоте и прекрасном, мы привели различные точки зрения различных наиболее известных философов и философских концепций. Это далеко не полный перечень того, что накопило человечество за историю своего существования.

    Наша цель не в том, чтобы столкнуть эти противоречивые мнения и дать свое суждение о ценности их, поставив себя как бы над всеми. Мы говорим о прекрасном и красоте, с тем, чтобы определить истинную ее ценность в жизни человека и попытаться отыскать источник, припав к которому мы могли бы полностью удовлетворить свое эстетическое чувство, не создавая  конфликтной ситуации между красотой и нравственностью.

    Пока душа в теле,  даже не очень красивое тело привлекает нас. Но стоит душе покинуть его, и то же самое тело, каким бы красивым, оно нам  ни казалось, перестает нам нравиться. Тело здесь, я его вижу, могу прикоснуться. Казалось бы, все химические элементы здесь. Курится фимиам и саван расшит и еще нет смердящего запаха. Форма какое-то время еще сохраняет дорогой нашему сердцу образ, но куда уходит красота и привлекательность? Куда ушел наш друг, наша возлюбленная или отец, который был для нас идеалом прекрасного человека, друга и наставника?  Вместе с жизненной силой ушла красота. Безжизненная материя, в каком бы виде не была представлена, перестает привлекать нас. 

    Что же  является источником красоты? Тело, ум или душа?

    Для нас остается загадкой: кто был все это время объектом нашей любви, к кому мы приходили за советом, с кем мы общались, делили радость и горе, кого мы боготворили, кого мы считали своим другом, отцом или матерью, сестрой или  братом, мужем или женой? 

    Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.

    «Они долго и счастливо жили и умерли в один день».

    Великий гений написал и оставил в назидание нам не одну трагедию. Но мы не извлекли для себя никакой пользы, прочитав книгу, прослушав или просмотрев фильм.

    И снова трагедия – на этот раз трагедия нашей собственной жизни.

    Я не знаю, кто я есть и какова цель моей жизни! Это трагедия современных людей, не одного поколения прозябающих на коленях ведьмы майи.

    Джив Джаго Джив Джаго Гоура Чандра боле…. Проснитесь, проснитесь спящие души – взывает Господь Гауранга.

    Как сон пройдут дела и помыслы людей

    забудется герой, истлеет мавзолей и вместе в общий прах сольются.

    И мысли и дела как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся. И уж не те слова, но тою же рукой, далеко от земли застывшей и немой возникнут вновь загадкой бледной… и где-то свет блеснет, чтобы стать добычей тьмы, и кто-то будет жить не так, как жили мы, но так, как мы, умрет бесследно.

    И невозможно постигнуть и понять в какие формы дух оденется опять, в каких созданиях воплотится?

    Я прочитал эти строки задолго до того, как познакомился с сознанием Кришны. Позже я постоянно вспоминал их, медитируя на глубинный философский смысл. В то время мне никто не говорил, что я не есть это тело, что я есть душа вечная исполненная знания и блаженства.

    Но я всегда сознавал себя причастность к чему-то возвышенному и великому, которое руководило мной

    И вот теперь я снова вспоминаю эти строки поэта и сознаю все глубину его гения.

    Я есть душа и мое воплощение здесь – это промысел Бога. Получив это знание, я не могу не поделиться им с другими ищущими истину.

     

    КРАСОТА КРИШНЫ

    Все определения красоты и прекрасного, невозможно перечислить. У разных народов, людей, живущих в разные времена в различных культурах, представления о прекрасном выражается по-разному. Это свидетельствует о всеобъемлющем и непостижимом характере красоты. И не смотря на многие противоречивые суждения отдельных личностей, с которыми мы сталкиваемся, исследуя различные источники, все же они легко уживаются в Абсолюте, который является источником всего сущего. Эта Абсолютная истина, Высшая реальность есть Верховная личность Бога, Шри Кришна. Он является источником всей красоты. В «Бхагавад-гите» Кришна, описывая Арджуне  Свое великолепие, говорит: «Знай, что все изумительные, прекрасные и славные создания возникли лишь из искры Моего великолепия. Зачем об этом  знать? Одной лишь крошечной частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную» (Бх.г. 10.41-42).  Говоря так, Кришна напоминает нам о Своей вездесущности. О том, что мы находимся в Его власти. Красота правит миром, мы в рабстве красоты:  красивых женщин и мужчин, вещей, сделанных из золота и драгоценных камней, произведений искусства, живописи литературы и поэзии – все это проявление энергии Кришны. Даже не сознавая этого, мы уже во власти Кришны. Поэтому, говоря о красоте и прекрасном, но, не упомянув о Самом Кришне, источнике всей Красоты, значит: не сказать ничего. Насколько же более прекрасен Шри Кришна, образ которого видит в  своем сердце постоянно  преданный Кришны, чьи глаза увлажнены бальзамом любви?

    Лотосные стопы Кришны затмевают красоту стоп Пурушоттамы (Вишну), своими благоприятными знаками диска, полумесяца, ячменного зерна, восьмиугольника, кувшина, зонта, треугольника, неба, ненатянутого лука, свастики, молнии, отпечатка коровьего копыта, раковины, рыбы, вертикальной линии, цветка лотоса, флага и ягоды джамбу.

    «Стоит лишь вскользь упомянуть о славе стоп Кришны, как человека перестает интересовать что-либо еще. Медитация на них уносит скорбь и приносит удачу. Созерцание прекрасных лотосных стоп Кришны наполняет удивлением сердце каждого. Прикосновение к ним прекращает поток страданий и открывает вечное счастье. 
    «Пусть же лотосоподобные стопы Кришны исполнят мои желания. Даже самое незначительное служение им превращает обыкновенный камень в чинтамани, корову в камадхену, дерево в кальпа-врикшу. А, поскольку они способны удовлетворить желания каждого, то кто же откажется принять их прибежище?

    «Лотосные стопы Гиридхари своим ароматом доводят до безумия языки преданных, подобных пчелам. Как же человек, обладающий вкусом, может оставить их? Я поклоняюсь лотосным стопам Господа Кришны, напоенным сладостью, превосходящей сладость плодов лавани. Пальцы на Его ногах словно лепестки, аногти – серединки лотосов, источающих всепроникающий аромат, который пьют подобные пчелам глаза гопи. Может ли что-нибудь сравниться со стопами Кришны, способным удовлетворить все чувства любого, кто помнит о Нем? Они приятны на вид, словно красноватые побеги лотоса, они более щедры нежели листья дерева кальпа-врикша.

    «Ногти на ногах Кришны белые, словно Ганга в Праяге. Верхняя часть Его стоп синяя словно Ямуна, а их подошвы краснее вод реки Сарасвати. Таким образом, прекрасные лотосоподобные стопы Кришны, способные удовлетворить все наши желания, подобны омовению в Тривени. Однако, как не старайся, бесконечные чудеса стоп Кришны затмеваю собой наилучшие из описаний. Сама тьма принимает прибежище этих стоп, что затмили Аруну (красный восход), смиренно укрывшегося в сени подошв стоп Кришны. Также и луна, видя, что ночь переходит в день, укрывается в ногтях на стопах Кришны, чтобы сохранить свое сияние».

    Вринда взглядом отдает приказ самки попугая, которая с радостью пользуется возможностью очистить свой язык прославлением стоп Кришны.

    Калоки говорит: «Поэты говорят, что Аруна, опаленный красными лучами солнца, укрылся в прохладной тени лотосных стоп Кришны. По этой причине подошвы стоп Кришны красноватые. На самом же деле, они покраснели из-за того, что Радхика всегда обнимает их в своем сердце, исполненном анураги (сильнейшей привязанности).
    Ласкаемые лотосоокими гопи, стопы Кришны выглядят словно цветы синего лотоса. Они напоминают свежие листья ашоки, украшающие жертвенные кумбхи, когда они покоятся на груди гопи, подобной этим сосудам. Яркий красноватый оттенок стоп Кришны сияет на поверхности озера сердец гопи, словно раскрывшиеся красные лотосы.
    «Лотосоподобные стопы Кришны прохладнее, красивее и ароматнее луны, камфары, сандала, лотосовых стеблей и цветов синего лотоса. Они всегда жаждут прикоснуться к груди Радхи, жаждут ласки ее рук. Покрытые порошком кункумы с груди Радхи, эти дивные стопы становятся местом игр самой олицетворенной красоты. Пускай же у меня всегда будет возможность славить стопы Господа Кришны».

    «Лодыжки Кришны – словно кончики бутонов синего лотоса, поднимающиеся из прекрасных вод Ямуны. Лодыжки Мурари, подобны чашечкам из листьев тамала, наполненным медом. Глаза гопи, подобны пчелам, кружащимся в дурмане от этого меда. Творец упрятал лодыжки Кришны над Его лотосоподобными стопами, словно они – два плода кама-рага, созданные для того чтобы ими наслаждался попугай глаз Радхи. Эти лодыжки, обнимающие стопы Кришны, словно мраморные шарики для игры девочек желаний Радхи, они играются с ними, как мальчики и девочки играют в мяч.
    «Желая одержать победу над воинами терпения и благочестия домохозяек Гокулы, Купидон изваял две булавы из древесины тамала в форме голеней Кришны. Голени Хари словно изумрудные стволы банановых деревьев, поддерживающих вселенскую обитель Творца. Но для игривых гопи Враджи они – это колонны из синего сапфира, к которым они привязывают слонят своего ума. Пусть же голени Кришны разрушат все наши грехи.
    Сияние Кришны напоминает реку Ямуну, и Его бедра – это волны сладостной красоты в этой реке. Звук Его ножных колокольчиков напоминает приятный клекот лебедей. Глядя друг на друга бедра Кришны страстно желают встретиться. Им удается соприкоснуться, когда Кришна стоит в Своей чарующей позе трибанга и играет на флейте.
    Колени Хари сияют красотой, словно два трона богини красоты, или они – две высоких опоры, поддерживающих лозу прелести, или два драгоценных ларца, хранящих богатства богини красоты. Колени Кришны – сапфировые шкатулки, хранящие самоцветы чинтамани умов Вараджа гопи. Пусть же колени Кришны, на которых при ходьбе появляются и исчезают дивные линии, и которые всегда ласкают нежные руки Шри Радхики, исполнят наши желания.

    «Изгибы сильных, гладких бедер Кришны, сужающихся к коленям – это сцена для лучших танцоров Купидона. Пусть же эта вечная обитель божественной красоты и элегантности всегда сияет в наших сердцах. А может быть это две сапфировые колонны, поддерживающие вселенную? Может – они ложки для ягйи, которую проводит Купидон? Или – они столбы, которым привязаны слоны сердец гопи?

    Ягодицы Кришны напоминают два холма кадджала, опирающихся на пару банановых дерева, словно бы созданных из сапфира, на Его изящные бедра. Просто удивительно, как эти банановые деревья принесли эти два сладостных плода, притягивающих попугаев глаз гопи. Красота бедер Кришны с легкостью затмевает красоту банановой пальмы или хобота молодого слона. Радхика всегда ласкает эти бедра. С чем еще могут их сравнить поэты? Ягодицы Кришны, мягки, широки и удивительно красивы. Они – раса-стхали для миллионов Купидонов и рати (жен Купидонов). Желание увидеть прекрасные ягодицы Кришны лишает обыкновенного терпения жен пастухов.

    «Выше талии тело Кришны напоминает молодое дерево Тамала. Его бедра – словно плотина из синего сапфира, что удерживает водоем сладостной прелести, а Его поясные колокольчики, словно плавающие в нем лебеди. Царица ума Радхи вечно восседает на троне талии Кришны. Для удовольствия Радхи Творец покрыл этот мягкий диван мягкой синей тканью. Вся слава нижней части живота Кришны, который словно озеро, полное нектара, выходящее из берегов, источающее сладость для глаз гопи, подобных мелкой рыбешке, оно словно логово подобного льву ума Радхики.

    «Складка кожи, что у Кришны ниже пупка – это река нектара, а Его пуп- озеро амриты. На его берегах ум Радхи танцует танец раса со своими многочисленными подругами – танцовщицами, своими желаниями. Пупок Ачьюты – колодец нектара, а тонкие волоски ниже его и сама нижняя часть живота, словно веревки и ведро для черпания этого нектара.

    Описание внешней красоты тела можно продолжить до бесконечности. Здесь мы приведем еще  64 качества Шри Кришны, которые завершают апофеоз КРАСОТЫ КРИШНЫ.

    Личные характеристики можно разделить на две группы. К одной относятся скрытые качества, а к другой - проявленные. Когда Кришну скрывают одежды, Его личные качества недоступны глазу. Пример скрытых личных характеристик Кришны приводится в «Шримад-Бхагаватам» в связи с дварака-лилой (Его пребыванием в Двараке в роли царя). Иногда Господь Кришна развлекался, переодеваясь женщиной. Увидев Его в этом обличье, Уддхава воскликнул: «Поразительно, что я испытываю к этой женщине ту же экстатическую любовь, что и к Самому Господу Кришне. Сдается мне, что это Кришна, переодетый женщиной!»

    Один преданный, увидев Господа в Его проявленном личностном образе Кришны, стал воспевать красоту Его тела: «Как великолепен этот личностный образ Господа Кришны! Его шея в точности подобна раковине! Его глаза так прекрасны, что кажется, будто они состязаются в красоте с цветком лотоса. Его тело своим темным оттенком напоминает дерево тамала. Шлем из волос защищает Его голову. На Его груди знак Шриватса, а в руке Он держит раковину. Красота врага демона Мадху так пленительна, что Он может даровать мне трансцендентное блаженство, просто позволив созерцать Его трансцендентные качества».

    Изучив различные писания, Шрила Рупа Госвами дает следующий перечень трансцендентных качеств Господа: 1) у Него прекрасная внешность; 2) на Его теле можно обнаружить все благоприятные знаки; 3) Его вид радует глаз; 4) Он излучает сияние; 5) Он силен; 6) вечно юн; 7) замечательный знаток языков; 8) правдив; 9) приятный собеседник; 10) красноречив; 11) высоко образован; 12) очень разумен; 13) гениален; 14) артистичен; 15) необычайно ловок; 16) искусен в делах; 17) благодарен; 18) непреклонен; 19) в совершенстве знает, как поступать согласно времени и обстоятельствам; 20) на все смотрит сквозь призму Вед (авторитетных писаний); 21) чист; 22) владеет собой; 23) решителен; 24) терпелив; 25) снисходителен; 26) непроницаем; 27) самодостаточен; 28) беспристрастен; 29) щедр; 30) религиозен; 31) отважен; 32) сострадателен; 33) почтителен; 34) учтив; 35) терпим; 36) застенчив; 37) защитник предавшихся Ему душ; 38) счастлив; 39) добр к Своим преданным; 40) Им руководит любовь; 41) Он всеблагой; 42) самый могущественный; 43) самый знаменитый; 44) всеобщий любимец; 45) питает пристрастие к Своим преданным; 46) очень притягателен для всех женщин; 47) объект всеобщего поклонения; 48) обладает всеми достояниями; 49) почитаем всеми; 50) верховный повелитель. Верховная Личность Бога обладает всеми пятьюдесятью трансцендентными качествами во всей их полноте, по глубине сравнимой лишь с океаном. Иначе говоря, степень проявления в Нем этих качеств непостижима.

    Как неотъемлемые составные частицы Верховного Господа, индивидуальные живые существа тоже, в незначительной степени, могут проявлять все эти качества, когда становятся Его чистыми преданными. Иначе говоря, преданные до какой-то степени могут обладать перечисленными трансцендентными качествами, но полностью эти качества присутствуют только в Верховной Личности Бога.

    Помимо этого, есть и другие трансцендентные качества, описанные в «Падма-пуране» Господом Шивой для своей жены Парвати и в Первой песни «Шримад-Бхагаватам» - в беседе между богиней Земли и царем религии Йамараджей. Там говорится: «Тех, кто хочет стать великим, должны украшать следующие качества: правдивость, чистота, милосердие, настойчивость, отрешенность, спокойствие, простота, самообладание, уравновешенность, аскетичность, беспристрастие, выдержка, безмятежность, ученость, знание, непривязанность, богатство, смелость, умение влиять на людей, сила, хорошая память, независимость, тактичность, сияние, терпеливость, добродушие, изобретательность, учтивость, хорошие манеры, решимость, эрудиция, ответственное отношение к своему долгу, обладание всем, что приносит наслаждение, серьезность, стойкость, преданность, слава, почтительность и отсутствие ложного самомнения». Желающие стать великими душами, обязаны обладать всеми этими качествами, поэтому можно не сомневаться, что они есть и у высшей души - Господа Кришны.

    Помимо упомянутых пятидесяти, Господь Кришна обладает еще пятью трансцендентными качествами, которые иногда частично присущи таким личностям, как Господь Брахма или Господь Шива: 51) Он неизменен; 52) всеведущ; 53) вечно обновляется; 54) сач-чид-ананда (обладает вечным исполненным блаженства телом); 55) обладает всеми мистическими совершенствами.

    Кроме того у Кришны есть еще пять качеств, проявленных в теле Нарайаны: 56) Он обладает непостижимыми энергиями; 57) бесчисленные вселенные исходят из Его тела; 58) Он является изначальным источником всех воплощений; 59) убивая Своих врагов, Он дает им освобождение; 60) Он привлекает к Себе освобожденные души. Все эти трансцендентные качества чудесным образом проявляются в личности Господа Кришны.

    Помимо названных шестидесяти трансцендентных качеств Кришне присущи еще четыре, которых нет даже у Нарайаны, не говоря уже о полубогах и обычных живых существах:  61) игры Кришны удивительны (особенно в детстве); 62) Его преданные, которыми Он всегда окружен, бесподобны; 63) Своей игрой на флейте Кришна способен привлечь все живые существа во всех вселенных; 64) и Кришна обладает несравненной красотой; Он самый красивый.

    Описать великолепие Кришны пытался тысячеголовый Ананта Шеша тысячами своих языков, но, обнаружив свою неспособность сделать это, был обескуражен. Что же остается нам? Просто наслаждаться этим великолепием Кришны, слушая о Нем из уст великих преданных Господа. Для этого необходимо обрести сознание Кришны, любовь к Кришне и наслаждаться красотой Кришны.

    Метод, который мы вам предлагаем, называется уттама-бхакти, чистое преданное служение, основной принцип которого выражен в словах Шрилы Рупы Госвами в Бхакти-расамрита-синдху!

                                                                                            аньябхилашита шуньям   гьяна-кармади анавритам                                                                                        анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама

    «Деятельность, единственной целью которой является удовлетворение Кришны, называется уттама-бхакти. Она абсолютно свободна от каких бы то ни было эгоистических мотивов, включая стремление к освобождению (философия монизма - гьяна) и желания наслаждаться результатами своего труда (карма). Когда тело, ум и дар речи человека полностью заняты трансцендентальным служением Кришне, это называется уттама-бхакти. Уттама-бхакти проявляет себя в различных духовных эмоциях и любовных сантиментах, которые называются бхавами» (Б-р-с, 1.1.11)

    Кришна всепривлекающий!

    Рассмотрим эту тему с нескольких сторон.

    1)         Почему Кришна всепривлекающий?

    2)         Насколько Кришна всепривлекающий?

    3)         Нет ли кого, кто мог бы соперничать с Кришной, с Его привлекательностью?

    Почему Кришна всепривлекающий?

    По определению Парашара муни Бхагаван или Бог, это тот, кто обладает шестью достояниями или качествами в полной мере, являясь, таким образом, источником всего сущего: всем богатством, силой, славой, знанием, красотой и отрешением.

     К этому существует еще одно определение Бхагавана, которое дал Шрила Джива Госвами: "Бхагаван - это тот, кто обладает всеми видами энергии; любой, кто бы ни приблизился к Нему, тут же испытывает страстное желание служить этой чарующей личности бхаджанийа сарва-сад-гуна-висиштха. Каждого, кто желает любить Его, Он притягивает Своей любовью. Бхагаван располагает столь многими привлекательными качествами, что притягивает каждое существо, каждую душу кришнас ту бхагаван свайам. В Кришне есть все. Преданное служение Кришне также находится в Нем. Кришна Сам поклоняется Себе. Бхагаван – это  Тот, кого невозможно не любить. Его энергия - Он Сам. Он - гуру всех гуру.

    Бхагаван – означает  бхаджананья  гуна-вишишта. Его природа такова, что любой, кто бы ни соприкоснулся с Ним,  не сможет удержаться, чтобы не поклоняться  и не любить  этого Всепривлекающего Господа. Кришна покоряет сердце каждого. Это имя исключительно может быть адресовано только Бхагавану Шри Кришне.   

    В "Бхагавад-гите" Кришна говорит:

                                                                                             ахам сарвасйа прабхаво      маттах сарвам правартате                                                                                         ити матва бхаджанте мам     будха бхава-саманвитах 

    Я - источник всех духовных и материальных миров. Все исходит от Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне с любовью и преданностью (Бх.г.10.8).

    В этом стихе слово "сарвасйа" указывает на то, что Я - не только источник Брахмана, Параматмы и Бхагавана, но и всех энергий, управляющих деятельностью и вниманием каждого, - в том числе Господа Вайкунтхи, Шри Нарайаны. 

    Маттах сарвам правартате, "любое усилие, движение мысли и чувства берут свое начало во Мне, не исключая сам процесс поклонения и преданность Мне".  

    Господа Кришну невозможно познать с помощью логики, разума или философии, изучая Писания. Однако Он Сам раскрывает Себя душе, в которой живет страстное желание посвятить себя преданному служению и взывающей к Его беспричинной милости.

    маттах сарвам правартате - явивший свою милость как ГУРУ, Я открою людям науку преданного служения, и через према-бхакти Себя. Так через ГУРУ Я поклоняюсь Сам СЕБЕ! В "Шримад Бхагаватам" Шри Кришна описывает Гуру как Свое проявление; есть севака-Бхагаван и есть севйа-Бхагаван; севака – тот, кто служит, а севйа – тот, кому служат.

    "Каждый должен относиться к ГУРУ (ачарйе),  как ко Мне самому,  и никогда не пренебрегать им никаким образом. Никто не должен завидовать ему, считая его обыкновенным человеком, так как он является представителем всех полубогов" (Ш.Б. 11.17. 27). 

    Ученый мудрец, который в совершенстве изучил все Веды и получил знание от таких авторитетов, как Господь Чайтанья, действует в соответствии с этим знанием. Он становится способным постичь Кришну как источник всего существующего в материальном и духовном мирах. 

                                                                                                 ваданти тат таттва-видас  таттвам йадж джнанам адвайам                                                                                                брахмети параматмети  бхагаван ити шабдйате

                "Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном" (Ш.Б.1.2.11).

     В "Вишну Пуране" приводится объяснение значения слова "Бхагаван", как "тот, кто в полной мере обладает шестью непостижимыми качествами: богатством, силой, славой, красотой, знанием и отречением" (6.5.47).

    Когда человек обретает сознание Кришны, он безоговорочно посвящает себя преданному служению Кришне. Все ведические писания единодушно признают Кришну источником Брахмы, Шивы и других полубогов. В "Атхарва-веде" сказано: "йо брахманам видадхати пурвам йо ваи ведамш ча гапайати сма кришнах - это Кришна на заре творения передал  Брахме ведическое знание, и Он же распространял это знание в прошлом"("Гопала-тапани Упанишад" 1.24). В "Нарайана Упанишад" также сказано: "атха пурушо ха ваи нарайано ’камайата праджах сриджейети - тогда Верховная Личность, Нарайана, решил создать живых существ"(1). Эту мысль развивают Упанишады: "нарайанад брахма джайате, нарайанад праджапатих праджайате, нарайанад индро джайате, нарайанад аштау васаво джайанте, нарайанад экадаша рудра джайанте, нарайанад двадашадитйах - от Нарайаны родился Брахма и все великие патриархи. От Нарайаны произошел Индра, от Него же пошли восемь Васу, одиннадцать Рудр и двенадцать Адитьев. Этот Нарайана является экспансией Кришны". В Ведах сказано: "брахманйо деваки-путрах - сын Деваки, Кришна - это Верховная Личность" ("Нарайана Упанишад" 4). Там также говорится: "эко ваи нарайана асин на брахма на ишано напо нагни-самау неме дйав-апритхиви на накшатрани на сурйах - в начале творения существовала только Верховная Личность, Нарайана. Тогда не было ни Брахмы, ни Шивы, ни огня, ни луны, ни звезд на небе, ни солнца" ("Маха Упанишад" 1). В "Маха Упанишад" также сказано, что Господь Шива появился из межбровья Верховного Господа. Таким образом, Веды утверждают, что объектом поклонения является Верховный Господь, создатель Брахмы и Шивы.

    В "Мокша-дхарме" Кришна также говорит 

                                                                                             праджапатим ча рудрам чапй      ахам эва сриджами ваи                                                                                         тау хи мам на виджанито    мама майа-вимохитау 

    "Великие прародители, Шива и другие, сотворены Мной, хотя сами они не знают об этом, введенные в заблуждение Моей иллюзорной энергией". В "Вараха Пуране" также сказано: 

                                                                                                нарайанах паро девас   тасмадж джаташ чатурмукхах                                                                                             тасмад рудро ’бхавад девах са ча сарва-джнатам гатах

    "Нарайана - это Верховная Личность Бога. Он произвел на свет Брахму, от которого родился Шива". Господь Кришна - источник всех поколений живых существ, и Его называют причиной всего сущего. Поскольку все исходит из Меня - говорит Он - Я - изначальный источник всего сущего. Все сущее подчинено Мне; на свете нет никого, кто был бы выше Меня.

     Верховный правитель только один - Кришна. Тот, кто это понимает, следует указаниям истинного духовного учителя и, опираясь на ведические писания, использует всю свою энергию в служении Кришне. В «Шримад Бхагаватам»  говорится, что «до сотворения материального мира существовал только Господь, Личность Бога, повелитель всех живых существ, и не было никого, кроме Него. Лишь по воле Господа материальный мир создается и затем снова погружается в Него. Качества этой Высшей Души нашли выражение в Ее разнообразных именах" (Ш.Б.3.5. 23). 

                                                                                                      бхагаван эка аседам  агра атматманам вибхух                                                                                                   атмеччханугатав атма  нана-матй-упалакшанах

    У лотосных стоп непревзойденного рассказчика, автора «Бхагавад-гиты» Бхагавана Шри Кришны, учителя всего мистицизма, те, кто познали  Абсолютную истину,  пришли к заключению, что она представлена в трех аспектах: безличный Брахман, локальная Параматма и Бхагаван - Верховная личность Бога, Шри Кришна. (Ш.Б. 1.2.11).  Из этого следует, что в зависимости от реализации, одни воспринимают Кришну как безличный Брахман; другие, как Параматму, а третьи, как Верховную личность, Бхагавана. 

                                                                                                             ато грха-кшетра-сутапта-виттаир                                                                                                                                                                                                              джанасйа мохо ’йам ахам мамети                                                                                                    (Бхаг., 5.5.8) 

    "Человек привязывается к своему телу, дому, имуществу, детям, родственникам и богатству. Tем самым он создает себе все новые иллюзии, мысля категориями "я и мое". Влечение к материальным вещам, несомненно, объясняется иллюзией. Нет ничего хорошего в том, что обусловленная душа привлекается материальными вещами, ибо они только сбивают ее с толку. Жизнь человека можно считать успешной в том случае, если он всецело привлечен красотой и играми Кришны. В этом случае преданного не волнует, будет он еще рождаться или нет. Он удовлетворен тем, что в любых условиях служит Господу. Это и есть подлинное мукти. 

                                                                                               иха йасйа харер дасйе  кармана манаса гира                                                                                            никхиласв апй авастхасу  дживан-муктах са учйате

    "Tот, кто служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобожденной личностью, даже находясь в материальном мире" (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.187). Tот, кто всегда стремится служить Кришне, изыскивает способы, которыми можно было бы убедить людей в том, что существует Верховная Личность Бога и что эта Верховная Личность Бога - Кришна. Такой человек, где бы он ни находился - в аду или в раю проповедует славу святого имени Кришны (Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе  Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе).

                Даже оказавшись в теле оленя, Mахараджа Бхарата не забыл Верховную Личность Бога; поэтому, покидая это тело, он громко вознес следующую молитву: "Верховная Личность Бога - это олицетворенное жертвоприношение, защитник истинной религии, олицетворение мистической йоги и источник всех знаний, повелитель всего мироздания, и Сверхдуша в каждом живом существе. Он красив и привлекателен. Покидая это тело, я склоняюсь перед Ним и надеюсь всегда быть занятым трансцендентным любовным служением Ему. Произнеся эти слова, Mахараджа Бхарата оставил оленье тело.

    Какой бы путь духовного осознания мы ни избрали, окончательная его цель - Нараяна, Верховная Личность Бога. Живые существа вечно связаны с Ним посредством преданного служения. В "Шримад-Бхагаватам" сказано: анте нарайана-смртих - совершенство жизни состоит в том, чтобы в момент смерти помнить Нараяну. Бхарате Mахараджу пришлось принять тело оленя, и все же в момент смерти он способен был помнить о Нараяне. Поэтому в следующей жизни он родился совершенным преданным в семье брахмана.

    Кришна всегда находится рядом с живым существом. В шрути-мантре (два супарна сайуджа сакхайах) сказано, что Господь пребывает в сердце каждого живого существа как сухрит, его лучший друг, и с нетерпением ждет, когда живое существо вернется домой, к Богу. Сопровождая живое существо и наблюдая за всеми его поступками, Господь предоставляет ему все необходимое для материальных наслаждений, но при малейшей возможности Он дает ему добрый совет: "Оставь свои попытки обрести счастье материальными средствами, обратись к Верховному Господу и предайся Ему". Когда человек со всей серьезностью относится к миссии своего духовного учителя, его решимость равноценна созерцанию Верховной Личности Бога. Как уже было сказано, это значит, что Верховная Личность Бога приходит к нам в виде наставлений духовного учителя. На санскрите это называется вани-сева. В комментарии к одному из стихов "Бхагавад-гиты" - вйавасайатмика буддхир экеха куру-нандана (Б.-г., 2.41) - Шрила Вишванатха Чакраварти Tхакур говорит о необходимости служить миссии духовного учителя. Какое бы указание ни получил ученик от духовного учителя, он должен неукоснительно следовать ему. Tот, кто поступает таким образом, по сути дела, видит Верховную Личность Бога.  Верховный Господь, как Параматма, находясь в сердце каждого живого существа, дает искреннему ученику наставления изнутри. Это подтверждается в "Бхагавад-гите" (10.10): 

                                                                                                                      тешам сатата-йуктанам                                                                                                                                                                                                                               бхаджатам прити-пурвакам                                                                                                                                                                                                                            дадами буддхи-йогам там                                                                                                             йена мам упайанти те

     «Tех, кто неустанно поклоняется Mне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Mне". Итак, ученик, который со всей серьезностью относится к исполнению миссии духовного учителя, всегда находится в контакте с Верховной Личностью Бога через вани или вапу. Это секрет, который необходимо знать человеку, желающему увидеть Верховную Личность Бога. Вместо того чтобы пытаться увидеть Господа где-нибудь в зарослях Вриндавана, не отказываясь при этом от чувственных наслаждений, мы должны твердо придерживаться этого простого принципа: тому, кто выполняет указания духовного учителя, совсем нетрудно увидеть Верховного Господа. Поэтому Шрила Билвамангала Tхакур говорит:   "О мой Господь, когда я служу Tебе с любовью и преданностью, то мне очень легко ощутить Tвое присутствие всюду. Что же касается освобождения, мне кажется, будто мукти стоит у моей двери, смиренно сложив ладони и ожидая возможности услужить мне. Вместе с ней у моих дверей стоят все материальные блага: дхарма [благочестивая деятельность], артха [экономическое процветание] и кама [чувственные наслаждения]" (Кришна-карнамрита, 107). Служа духовному учителю, преданный не только видит Верховную Личность Бога, но и обретает освобождение. А что касается материальных благ, то они приходят к нему сами собой. Чистому преданному совсем нетрудно обрести освобождение, а материальные блага готовы служить ему на любом этапе его жизни. Кришна всегда пребывает в Его изначальном положении как сaч-чид-aнaндa-вигрaхa, и любой, кто предлагает служение Ему, также достигает своей изначальной духовной идентичности (свaрупeнa вйaвaстхитих). Это - самое высокое совершенство человеческой жизни. Кришна всегда чист, и Он всегда - Верховная Абсолютная Истина. Поэтому Его имя - Кришна, означает "всепривлекающий". На  этой платформе происходит обмен трансцендентальными любовными взаимоотношениями и служением. Глядя на Кришну, матери были так привлечены, что они не могли отчитывать Его. Вместо того, чтобы наказать Кришну, они улыбались и с наслаждением слушали Его. Гопи оставались удовлетворенными, а Кришна наслаждался, видя их счастливыми. Поэтому другое имя Кришны - Гопи-джана-валлабха, потому что Он придумывал разные способы,  как  доставить удовлетворение гопи. Они были очень удачливы, потому что общались с Верховной Личностью Бога лицом к лицу. Когда Нарада проклял Налакувара и Манигриву, они стали близнецами-деревьями арджуна и остались во внутреннем дворе матери Йашоды и Нанды Махараджа, чтобы увидеть Кришну непосредственно. Хотя Кришна всегда счастлив, поскольку Он - атмарама, полностью удовлетворенный, все же ему не хватает  любви Его матери Йашоды, Его друзей и особенно любви Радхарани. " Преданный желает только одного, чтобы он мог выполнять преданное служение Кришне без помех. Фактически мы видим, однако, что даже в присутствии Кришны, когда Нанда Махараджа и другие пастухи были рядом с Верховной Личностью Бога, происходили беспорядки. Конечно, в каждом случае Кришна выходил победителем. Наставление, которое мы можем получить от этого таково, что мы не должны быть обеспокоены так называемыми беспорядками. Так было всегда, даже когда Кришна был здесь. В этом сама сущность материального бытия…. Хотя Кришна всегда столь же нежен как лотос, в горле Бакасуры Он создал жжение, став горячим, как огонь. Хотя все тело Кришны более приятно, чем сахарный леденец, Бакасура почувствовал горечь и поэтому немедленно выплюнул Кришну. Как сказано в Бхагавад-гите (4.11), йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам. Когда Кришну принимают как врага, Он становится невыносимым объектом для непреданных, не способных воспринимать Кришну, и насладиться Его красотой.

     Чистый преданный, всегда видит Кришну, как сказано в Брахма самхите (сантах садаива хрдайешу вилокайанти) и как сказано в «Бхагавад-гите» (сарватах пани-падам тат сарвато ’кши-широ-мукхам). Если накапливая сукрити, дивиденд благочестивых поступков, кто-то достигнет платформы чистого преданного служения, Кришна откроется ему в глубине его сердца. Тот, кто достиг такого совершенства, автоматически становятся прекрасным сам и все привлекательным для других живых существ.

    Пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате: Кришна всегда полон, и хотя Он может создавать миллионы вселенных, полных во всех богатствах, Он остается столь же полным, без изменений (адваитам). Это объясняют многие вайшнава-ачарии через философии типа вишуддхадваита, вишиштадваита и дваитадваита. Поэтому нужно учиться у ачарйев: ачарйаван пурушо веда: тот, кто следует по пути ачарйев, знает вещи, как они есть. Такой человек может наслаждаться красотой Кришны. Джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах [Бг. 4.9]), он освобождается от материальной зависимости (тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со ’рджуна).

    Кришна всегда пребывает в Его изначальном положении как сaч-чит-aнaндa-вигрaхa, и любой, кто предлагает служение Ему, также достигает своей изначальной духовной идентичности (свaрупeнa вйaвaстхитих). Это – само совершенство человеческой жизни. Здесь мы рассмотрели только некоторые черты всепривлекательности Кришны. теперь мы перейдем к другому вопросу:

     

    Насколько Кришна всепривлекающий?

    Как Параматма Кришна находится в сердце каждого существа и в ядре каждого атома. Кришна нас привлекает, но человек сбитый столку внешними формами, скрывающими душу и Кришну, привлекается формой, названиями и определениями, которые относятся к этой форме: русский, американец, христианин, индуист, мужчина, женщина  и пр..  Люди утратили духовное видение и не видят Кришну внутри всего. В большинстве своем они блуждают в джунглях измышлений ума, принимают желаемое за действительное или, как образно говорят, облизывают банку меда с другой стороны. Кришна незримо манит нас к Себе; Он привлекает нас своей красотой, но материальная завеса не позволяет нам насладиться Кришной, привлекаясь внешней формой, скрывающее от нас Кришну. Эта форма, которая представляет собой энергию Кришны, не отличной от Него. Кришна повсюду через Свои материальные и духовные энергии, и внутри всего. Но человек, с ограниченными возможностями разума, не способен видеть Кришну. Не обладая сознанием Кришны, он не воспринимает высшую реальность. На самом деле Кришна в глазах и в уме преданных. Мысли преданных Господа Кришны более реальны, чем сама реальность, которую мы воспринимаем материальными чувствами, порой путая и принимая отражение реальности за саму реальность. Таким образом, ответ на поставленный  вопрос заключает в себе суть ответа на предыдущие вопросы.

    Материальный мир – это отражение духовного мира. Соответственно, красота восходов и закатов, живой и мертвой природы, красивых мужчин и женщин, искусства, литературы, поэзии и музыки, мысли и чувства, – это внешнее проявление Красоты Кришны. Она исходит из Кришны и пронизывает собой все сущее, преломляясь в сознании различного типа людей. Кришна – Источник всей красоты, и наши чувства – продолжение Его духовных чувств. Когда они очищены преданным служением, то проявляются  как эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое позволяет душе наслаждаться красотой Самого Кришны. В этом смысле, по мере развития сознания Кришны, у нас  не возникает сомнения в том, что КРАСОТА КРИШНЫ СПАСЕТ МИР!

     

    Примечание:
    Все, что в материальном мире рассматривается как долг и чистота, с позиции чистого сознания (сознания Кришны) видится греховным, и все концепции религиозности нисходят на уровень греха. На абсолютном плане всё и вся во всей полноте принадлежит Кришне, и малейшее отклонение от этого идеала равносильно совершению греха

                В материальном мире все: и правда, и ложь есть измышления ума! Поэтому последнее слово «Бхагавад-гиты» (18.66):

                                                                                         сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа                                                                                    ахам твам сарва-папебхйо   мокшайишйами ма шучах

    Оставь сарва-дхарму (все религии) и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся ничего!

    КРИШНА настаивает: Сарва-дхарман паритйаджа мам экам шаранам враджа... Ты должен рискнуть! Пусть все твои надежды будут обращены ко Мне! Будь связан только со Мной. Я не потерплю никого в твоем сердце. Мои отношения с тобой должны быть свободны и чисты. Я не буду мириться с твоими привязанностями! Я не хочу, чтобы ты имел какие-то свои соображения и планы! Оставь все временное, твои увлечения и обязанности – ты свободен. Поступай так, и мы увидимся с тобой во Вриндаване! Таково заключение и таков комментарий к этой шлоке, который я слышал от истинного садху.

    Когда оратор манипулирует разными значениями одного и того же слова, то смысл сказанного в зависимости от контекста или интонации порой меняется на противоположный. Так, например, слово враджа означает "идти", но также это и название высшей обители Кришны. Во Врадже тебя ждет лишь Красота. Брось все дела и планы на будущее — Я приглашаю тебя к Себе. Я дам тебе то, о чем ты даже не мечтаешь. Я дам тебе любовь, такую любовь, что ты изумишься, как мог раньше жить без нее. Мы созданы для любви и красоты. И это все у нас есть".
    В мире Кришны все пронизано красотой, и все некрасивое воспринимается как грех. Все некрасивое грешно. Для Меня и Моих преданных религия и нравственный долг настолько уродливы, что мы воспринимаем это как грех".
    Здесь Кришна призывает забыть о собственных интересах, но не ради отречения, а ради служения Ему. Сам по себе отказ от личных интересов ведет к разрушению личности (к имперсонализму), превращению ее в мертвую материю. Но отказ от личных интересов (сарва-дхарман паритьяджья) ради Кришны (мам экам шаранам враджа) возрождает душу к новой жизни — жизни в любви и преданности, где нет места корысти и равнодушию.

    Стремление к любви и красоте заложено в самой нашей природе. В этом стихе Кришна делится самой сокровенной тайной — где найти эту Любовь и Красоту. В «Бхагавад-гите» Кришна указывает на цель, и далее Шри Чайтанья, наиболее милостивое воплощение Господа, начав движение САНКИРТАНЫ,  учит, как ее достичь. Харе Кришна.

     Ваш доброжелатель                                                                                                                                                                                                                                           Мурали Мохан дас

     

     

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS