Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
Харинама
17-09-2014 5120
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 59
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • Лекция Мурали Мохана Махараджа. г. Екатеринбург 19.01.2013. ОТРЕЧЕНИЕ НАДО ПРИНИМАТЬ ОТ ТОГО, КТО НАХОДИТСЯ В ОТРЕЧЕНИИ, или другими словами от того, кто обладает совершенным сознанием Кришны.

    20-01-2013 (13:11) - Вишакха деви даси
    article415.jpg

     

    Сознание Кришны – это варагья-видья, которая предполагает неприятие, отчуждение и отстраненность от всего, что находится в материальном мире. Такое отчуждение естественно возникает благодаря занятиям бхакти-йогой, в основе которой лежит страстное желание служить Кришне. Ниже рассмотрим несколько подробней, какова  природа такого желания. Желание служить Кришне приходит в результате общения с садху, что находит подтверждение в Чайтанье Чаритамрите.  

    садху-санга садху-санга сарва шастра кайа                                                                                                    лава матра садху-санга сарва сиддхи хайа

    Так же как и отречение от материального, желание служить Кришне есть ничто иное как проявление особой милости садху. Даже мгновение, проведенное в обществе садху, способно радикально поменять жизнь человека. Только по беспричинной милости Кришны, Гуру и садху обусловленная душа может обрести освобождение от круговорота рождения и смерти, старости и болезней.

     

    Поскольку проявлению милости Кришны нет материальной причины, то разумный человек считает ее беспричинной, а неразумный, которые полагает, что всего в жизни он добился сам, считает себя причиной всех причин. Среди неофитов существует довольно распространенное мнение: «не стоит напрягаться, наслаждайся и когда придет время, Кришна позаботится. Большинство из них не понимают, что страстное желание служить Кришне, которое является основой  бхакти, рождается из милости вайшнава.

     

    Обычные люди склонны думать, что все такие же глупые, как они сами. Они не видят различия между преданными Кришны и непреданными, и не понимают как вести себя с ними. Не знают они, что говорить и что говорить не стоит, как оказывать уважение обычному живому существу и почитать вайшнавов сообразно их адхикару (духовному уровню). Так, например, будет ошибкой почитать каништха-адхикари, как того заслуживает уттамма-адхикари, и обращаться к мадхьяма-адхикари как с каништха-адхикари. Очень важно делать различия между этими преданными. Не оказывая почтение вайшнавам сообразно их духовному уровню, человек не сможет обрести милость Кришны. Не научившись различать адхикар преданного, он не сможем понять истинную природу его любви, и будет отмечать в нем достоинства и недостатки, прибегая к мирской логике. 

     

    Чаще всего нас привлекает в вайшнавах их скромность, терпение и великодушие. Однако, те же самые качества, мы можем обнаружить и в последователях варнашрамы. Различие между теми и другими разительное, подобно различию между светом и тьмой. Общение с вайшнавами способствует  развитию сознания Кришны и достижению освобождения от круговорота рождения и смерти, а общение с не-вайшнавами, запутывает нас еще  больше в сетях собственной кармы. Так, пожиная результаты своих благочестивых и нечестивых поступков, живое существо вынуждено снова и снова рождаться  и умирать.

     

    ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ КАЧЕСТВОМ ВАЙШНАВА?

    Определяющим качеством вайшнава является его безраздельная преданность Вишну, а не-вайшнава, то насколько он удовлетворяет наши чувства. 

     

    Люди с материалистическим сознанием не могут оценить по достоинству вайшнава. Они посчитают его обычным человеком и обнаружат в нем множество недостатков, которыми грешат сами. Они увидят лишь те качества, которые присущи не-вайшнавам и внешне схожи с качествами вайшнава. Не смогут они увидеть и преданность Кришне, которой обладает вайшнав. Поэтому слова таких людей будут бессмысленны, так же как «деревянная ложка из золота». Выискивая  недостатки  в вайшнаве, я  отправлюсь в ад. Но та же самая участь меня ждет, если я обнаружу в нем приятные для себя качества. В том и другом случае моя оценка будет ложной, скрывая божественную природу вайшнава. О вайшнаве, преданном Кришны, не стоит судить с мирской точки зрения и обращать внимание на его, так называемые, мирские добродетели или отсутствие таковых.  

     

    Даже полубоги не способны распознать вайшнава. Что же говорить о человеке слабом и невежественном? Пока я не обрету самбандха-гьяну и не постигну самбандха-таттву, науку  взаимоотношений с Шри Кришной, пребывая в постоянных сомнениях и двойственности добра и зла, я не смогу в полной мере воспользоваться милостью вайшнава. Истинное понимание всех этих вещей придет, когда человек достигнет уровня мадхьма-адхикари, научится различать вайшнавов и невайшнавов, и оказывать им почтение согласно их преданности Вишну (Кришне). Каништха-адхикари не способен понять, что именно вайшнавы одаривают человечество бесценным даром божественной любви. Из безграничного сострадания они проповедуют сознание Кришны, ходят от двери к двери и вдохновляют людей повторять святое имя.

     

    Чувство благодарности вайшнавам приходит соразмерно с отчуждением по отношению к не-вайшнавам. Если моя мать, отец, брат, друзья и те, кого я считаю близкими мне людьми, враждебно относятся к служению Кришне и вайшнавам, их нужно оставить, как посторонних людей. И до тех пор, пока они не станут мне безразличны, и ничто не будет меня с ними связывать (ни в мыслях, ни в делах), мое отношение к вайшнавам будет глупой сентиментальностью и ложью. Мирская дружба и любовь не совместимые понятия  с истинной преданностью  Богу.

     

    1)     ПОСТИЖЕНИЕ ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

    Все живые существа (дживы) находятся на разных уровнях сознания. Соответственно их объем и качество знания различны. Более того знание одного уровня не обязательно полезно для тех, кто находится на другом уровне (высшем или низшем). В определенном смысле знание низшего порядка может быть вредным для тех, кто находится на более высоком уровне сознания и совершенно бесполезно для тех, кто на низшем. Материальное знание определяется сочетанием гун материальной природы и не может быть применимо в духовной сфере. Но чистое знание, трансцендентное ко всем гуннам (категории самбандха-гьны), универсально и приемлемо для любого уровня сознания.

     

    Здесь мы приведем таблицу классификации уровня знания, соответствующего тому или иному уровню сознания живого существа (дживы).

     

    1)     индрияртха-гьяна – знание как удовлетворять чувства материального тела;

    2)     наитики-гьяна – знание для наслаждения ума или, другими словами, принципы морали и этики;

    3)     ишвара-гьяна – знание о Боге;

    4)     брахма-гьяна – знание о брахмане;

    5)     шуддха-гьяна – знание о наших отношениях с Богом (самбандха-гьяна).

      

    Теперь подробно рассмотрим каждый тип выше перечисленного знания.

     

    ИНДРИЯРТХА-ГЬЯНА – это знание о том, как наслаждаться грубым физическим образом через посредство материальных чувств.

     

    Органы чувств (индрии) получают информацию об объектах чувств и предлагают ее через посредство нервной системы уму, который является внутренним чувством. Ум 1) фиксирует и 2) сохраняет информацию в памяти; 3) затем классифицирует ее и 4) располагает ее в определенном порядке, чтобы облегчить ее использование. Функция ума – это логика и аргументация, с помощью которой он утилизирует полученную информацию. Это свойство ума называется юкти. В основе любой научно деятельности лежит юкти. Поскольку это функция ума, то наука не в состоянии постигнуть смысл знания таттвы. Чувства и ум не способны воспринять трансцендентное, абсолютное знание. По этой причине ученые материалисты отрицают существование АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ, полагая, что все относительно в мире, ставя под сомнение само существование Личности Бога, высшее Ее проявление. Такое знание мы называем «запредельным».

     

     Материальный мир – это мир форм и обозначений, который возникает из нечистых желаний чувственных наслаждений. Отбросив второстепенные понятия, весь он находится в УМЕ мыслителя, который отождествляет себя с грубым и тонким телом, присваивая различные названия и прикрепляя ярлыки.

     

    Абсолютная реальность лежит за пределами возможностей ума и чувств.

     

    НАИТИКА-ГЬЯНА – это мораль и этика. Анализ различных категорий материального благополучия и неблагополучия на основании индрияртха-гьяны порождает  принципы морали, этики, а также эстетическое чувство прекрасного. Это знание формирует либо влечение к тому, что приятно уму, либо отвращение  к тому, что  ему неприятно. НИТИ-шастра (свод правил поведения)  использует выше перечисленные функции ума, которые сводятся к тому, как услаждать чувства. Когда человек терпит разочаровании на поприще грубого, физического наслаждения чувств, он становится философом (муни) мыслителем, парящим на ментальной платформе. По сути то и другое есть компиляции ума. Наитика-гьяна фиксирует свое внимание не только на физическом, но более тонком  интеллектуальном уровне, составляя представления о добродетели и пороке, святости и грехе. Этот вид знания также ничего не говорит о высшей, абсолютной реальности.

     

    ИШВАРА-ГЬЯНА – это знание приближает нас к ИШВАРЕ, концепции Бога, который является источником всего сущего.

     

    Поскольку Бог представляет собой высшее проявление таттвы (истины), то Он, будучи всегда удовлетворенным (атмарама), не ожидает от нас поклонения или служения.

    Он есть суть всей таттвы: всего знания, отречения, красоты, славы, богатства и силы.

    Если принять ишвара-гьяну за истину в последней инстанции, то для материалистов достижение райского царств будет пределом совершенства их жизни. Такое совершенство сводится к карме, благочестивой деятельности, сулящей наслаждения в раю. В своей статье под название «Рай для дураков», мы описали различные представления о рае. Из выше изложенного становится ясно, что истинное знание намного превосходит концепцию Бога, которая, например,  дана в Библии или Коране.

     

    БРАХМА-ГЬЯНА

    Поскольку ишвара-гьяна не удовлетворяет человека, то поиск истины продолжается за пределами рассуждений, в результате чего приводит к имперсональной концепции, Бог есть дух. В конце концов, не найдя ответа на вопрос «кто есть Бог и кто есть «я» (душа), человек обращается к непроявленному, бесформенному, лишенному чувств и материальных качеств. Такого рода гьяна эфемерна и призрачна, потому что, не найдя ей реального применения, человек будет вынужден через какое-то время вновь вернуться к прежней кармической деятельности, благотворительности и филантропии. Такое знание не способно дать понимание Верховной личности Бога, представляющей вершину Абсолютной истины.

     

    ШУДДХА-ГЬЯНА – чистое знание.

    Этот тип знания лежит далеко за пределом выше перечисленных форм гьяны. Возникает вопрос: «ВОЗМОЖНО ЛИ ВООБЩЕ ОБРЕСТИ ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ?»

     

    И если возможно, ТО КАК? В «Бхагавад-гите» (Бх.г.10.10) Сам Бхагаван Шри Кришна отвечает:

    тешам сатата-йуктанам  бхаджатам прити-пурвакам

    дадами буддхи-йогам там  йена мам упайанти те

     

    Тем, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я даю разум, с помощью которого они придут ко Мне.

     

    КОММЕНТАРИЙ: Взаимоотношения живого существа с Кришной непостижимы; они могут быть раскрыты только Самим Господом тем великим душам, которые обрели Его милость, служа  Его чистым преданным.

     

    Господь Кришна говорит Уддхаве, своему вечному спутнику:

    «Ты должен знать, что истинный духовный учитель не отличен от Меня.  Никогда не прекращай оказывать ему свое почтение.  Природа Гурудева божественна; никогда не завидуй ему, основываясь на мирском понимании (обстоятельств, места и времени)».

     

    Величайшая из преданных, персонификация наивысшей энергии Кришны, носит имя Шримати Радхарани. Конечно, существует множество других спутников Господа, но высший уровень преданности можно обнаружить лишь в Шримати Радхарани. Об этом Кришна говорит:

     

    «Я Сам установил правила поклонения Мне. В облике Моей персонификации наивысшей энергии – Радхарани.  Когда Мой преданный осознает это, он отдает себя навечно служению ее божественной милости, которая проявляется в полной мере через Радхарани и служение ГУРУДЕВУ! Более желаемое служение Мне, минуя ее, оказать просто невозможно».  Радха-дасья, Служение Радхарани – вот  идеал, и то к чему вдохновляют эти стихи.

     

    Такая спонтанная преданность, известная как рага-марга, свойственна только очень возвышенным преданным. Это то, о чем здесь идет речь.

     

    Под руководством Гуру возвышенные преданные могут постепенно оказывать служение Господу, служа вечным спутникам, принадлежащим к сакхйа-расе (как друзья), ватсалйа-расе (как родители), или мадхурйа-расе (как супруги Господа).

     

    Во Вриндаване Кришне служат, движимые чувством спонтанной любви, как друзья, подобно Субале,  как Нанда Махарадж и Яшода мата, питающие к Господу родительские чувства или как гопи Лалита и Вишакха, в настроении супружеской любви. Но среди них Шримати Радхарани наилучшая. Поэтому кульминационной точки преданного служения в рага-марге достигает любовь Шримати Радхарани. Такова наивысшая цель чистой преданности Господу в линии Чайтаньи Махапрабху, следуя по стопам Рупы и Рагхунатхи Госвами.  На страницах этого комментария мы ограничимся лишь общими сведениями и будем в основном развивать идею спонтанной любви, которая проявляется в общении с расика преданными, на страницах других наших книг.

     

    Особого внимания заслуживает употребленное в этом стихе слово буддхи-йогам. Во второй главе «Бхагавад-гиты» Господь, давая наставления Арджуне, сказал, что Он уже многое открыл ему, и в дальнейшем расскажет ему о методе буддхи-йоги. Буддхи значит разум, а йогой называют мистический процесс, или мистическое совершенство. Когда человек исполняется решимости вернуться к Богу, занимаясь преданным служением, его действия  называют буддхи-йогой.

     

    Человек должен знать, что его цель – постичь Кришну, и когда цель определена, он медленно, но верно движется по пути духовного развития и достигает высшей цели – любви к Кришне. Если, зная о цели жизни, человек продолжает трудиться ради плодов своего труда, его действия называют карма-йогой. Если, зная о цели жизни, он пытается постичь Кришну в процессе философских изысканий, он занимается гьяна-йогой. А тот, кто ищет Кришну в преданном служении Господу, действует в рамках бхакти-йоги, или буддхи-йоги, которая является законченной системой йоги, достигает высшей ступени совершенства.

     

    Шуддха-гьяна откроется только тому, кто отбросил все прочие методы гьяны, приняв прибежище в бхакти-йоге, у лотосных стоп Пуруши, Бхагавана Шри Кришны.

     Для этого требуется обрести следующие качества: умиротворение, спокойствие ума, настойчивое и сильное желание обрести чистое преданное служение. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что из всех йогов тот, кто постоянно думает обо Мне и служит с любовью и преданностью – лучший из всех гьяни, йогов и бхакт – всех, кто ищет Истину (Бх.г.6.47).

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS