Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
перед лекцией
18-01-2016 2720
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 19
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • ПРИТИ. Лекция Мурали Мохана Махараджа

    05-07-2013 (11:40) - Вишакха деви даси
    article427.jpg

    Прити  на санскрите – любовь. Не каждый может понять, что такое «прити», но каждый знает что такое «любовь». Любовь заключена в природе души, вечно связанной со своим возлюбленным, Кришной, Верховной личностью Бога, который является высшей целью нашего познания, Абсолютной Истиной.

    Если человека лишить пищи, как долго он сможет прожить? Месяц, полтора…. Если ему не давать воды, он умрет значительно раньше – возможно через неделю…. Без воздуха человек едва протянет минуту…, но без любви он не сможет прожить и мгновения. Когда разочарования постигают человека, и он осознает, что его никто не любит, он тут же кончает  жизнь самоубийством. Любовь заключена в природе души.

    Прити свободна от корысти и эгоистических устремлений, гордости, жадности и гнева. Она отлична от вожделения, возникающего от соприкосновения дживы (атмы) с гунами материальной природы.

    Жадность и вожделение  возникают там, где присутствует концепция ложного эго, побуждающего удовлетворять чувства материального тела, оставляя без внимания потребности души.

    Те, кто находятся в иллюзии, отождествляя себя с материальным телом и умом,  движимы необузданными желаниями иметь семью, дом, деньги и т.д. ради удовлетворения чувств материального тела и ума. Это мы называем кама. Те же, кто осознал свою духовную природу,  стремятся служить Кришне, высшей истине постижимой через любовь. Любовный поиск Абсолютной истины и бескорыстное служение Ей – вот что такое прити.

    Цель любой духовной практики и любой религии – это любовь.

     

    Вайшнавские поэты описали прити в самых возвышенных стихах и поэмах, прославили Господа и Его возлюбленных преданных в самых прекрасных песнях и гимнах.

    Чандидас, которого так любил слушать и петь Махапрабху, приводит объяснение слова «пи-ри-ти» следующим образом. Если разделить его на три слога, то смысл каждого выражает сущность всех трех миров. Медитируя на первый из них «ПИ», я думаю о всех запретах,  предписаниях, правилах и законах (видхи).  Затем, пахтая океан расы, т.е. всего, что приносит счастье, возникает слог «РИ». Когда вновь и вновь я взбиваю его, появляется  слог «ТИ», представляющий собой сущность всего нектара. Разве можно сравнить с ним нечто в трех мирах? Тот,  в сердце которого появилась прити, выраженная в этих трех слогах, религия, долг и стыд  - все становится заблуждением. Для такого человека его положение, само общество к которому он принадлежит, и его семья – все теряет смысл. Для чистой божественной любви (пирити), законов нет, Она не подчиняется никаким правилам и ее развитие непредсказуемо.

    Есть две реальности - материя и дух.   Материя – это отражение духовной реальности. Она кажется реальной, поскольку отражает высшую реальность – Кришну. По сути, есть только Кришна и все подчинено Ему. Все сущее, как в материальном, так и духовном мире служит Ему. Но, будучи причиной всех причин, Он наслаждается только прити – чистой любовью своих преданных.  

    Материальный мир предназначен для обусловленных душ, утративших это чистое понимание и сознание Кришны.

    Когда живое существо отворачивается от Кришны, то попадает в иллюзию, невежество. Хотя прити существует в его сердце, но, под воздействием этой иллюзии (майи), оно не проявляется в чистом виде. Находясь в таком состоянии,  прити выражается в виде различного рода дхармы, имеющей название кайтава, т.е. ошибочных или мнимых обязанностей, которые связывают различные существа друг с другом на основании их материальной идентификации, определяющей их отношение к семье, обществу, государству и даже религии.  Борьба и единство противоположностей, существующее в материальном мире, притяжение и отталкивание физических предметов на малекулярном уровне вплоть до атомов – это искаженное отражение любви (прити) в духовном мире, извращенное подобие истинной божественной любви.

    Проводя аналогии, давайте рассмотрим этот предмет более досконально.

    Живое существо есть душа (атма).  Под этим словом мы понимаем как индивидуальное живое существо, так и Верховное, Кришну, который сопровождает  нас как Параматма на путях нашего материального существования - Высшее и частичное проявление сознания. Прити, любовь, присуща и тому и другому, целому и частному. Она заключена в атме, ее нет нигде в другом месте.

    Как мы уже говорили, материальный мир, созданный майей – это отражение духовного. Поэтому и истинная любовь (прити), есть ни что иное как ее извращенное подобие. Все атомы материального мира притягиваются друг к другу, но не сливаются в общую массу, образуя различные предметы. Они сохраняют свою индивидуальность и суверенитет, одновременно притягиваясь и отталкиваясь друг от друга.

    Благодаря этому закону, планеты вращаются вокруг солнца и взаимодействуют  друг с другом, оказывая влияние и сохраняя целостность. Подобное можно сказать о любом живом организме, о дживе заключенной в тело большого слона или мельчайшего муравья. Попавшая под влияние материи, в силу своей любви, она притягивается другой дживой и одновременно отталкивается от нее, сохраняя индивидуальность.

    Любовь  заставляет нас оставаться в рамках того или иного  общества, религии, семьи, нации и т.д. Представляя собой частицу целого, наделенного высшим сознанием, доминирующего и подчиненного закону божественной любви. Это называется прити.

    В материальном мире большой предмет притягивает малый. Так, например, большое Солнце притягивает малые планеты с их сателлитами, которые в свою очередь также прятянуты и подчинены, составляя целое.

    В «Чхандогья Упанишад» сказано, что в отраженном мире существует пять первоэлементов: Луна, Солнце, молния, звезды и пр. Все они являются прообразами духовного мира.

    В материальном мире существует счастье и несчастье, а в духовном – ананда, блаженство. В материальном мире счастье и несчастье возникают из чувственного восприятия, когда чувства соприкасаются с объектами чувств. Говорится, что они преходящи, подобно сезонам года, зиме и лету. В духовном же мире ананда, блаженство, существует как постоянная величина, которая постоянно увеличивается в бесконечном разнообразии духовных эмоций и вкусов. Относительность понятий материального мира сама по себе свидетельствует об его иллюзорности, нереальности понятий добра и зла, счастья и несчастья, мужского и женского, жары и холода и пр.

    Прити – это основное свойство духовного мира. Чандидас говорит: «Никто не может сосчитать, сколько  людей (живых существ) в материальной вселенной. Только тот, кто постиг истинную любовь (прити), способен сделать это. Три слога «ПИ-РИ-ТИ», когда они соединены в одно слово становятся одним. Любовь – объект поклонения, она неизмеримо глубока».

    Пирити - это цельное, всеобъемлющее чувство, она охватывает все и вся. В этом чувстве - весь мир знания и блаженства, которому присуще великое непостижимое разнообразие, одновременное непостижимое единство и различие.

    Господь Кришна, наслаждающийся своими играми во Вриндаване – солнце духовного мира. Все дживы – Его спутники. Участницы Его лилы. Кришна притягивает их своей любовью. Кришна-према, любовь, которая исходит из Кришны - это его сила, энергия притяжения. Он - всепривлекающий Господь.  

    Но при этом дживы остаются индивидуальностями, благодаря отталкивающей силе. Они притягиваются и отталкиваются, в силу чего всегда вращаются по своим орбитам вокруг Него со всех сторон, никогда не сталкиваясь и всегда находясь вместе. Это вечная РАСА-ЛИЛА ШРИ КРИШНЫ.

    Сварупа-шакти  - это близкие спутники Господа, непосредственно общающиеся с Ним. Те же, кто достигли совершенства при помощи садханы, т.е. следуя какому-то пути духовной реализации, называются садхана-сиддхи. Они пришли из этого мира и находятся с Господом на некотором растоянии.

    Здесь мы желали показать как действует ПИРИТИ, Божественная любовь, в идеальном смысле.

     

    ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОТТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА?

     В материальном мире есть рага и двеша, влечение, т.е. желание, и ненависть - неприязнь. Что–то мы любим и что-то не любим. Даже если что-то влечет человека, то всегда есть нечто, что его держит на некотором расстоянии, по дальше,  в стороне. В любви есть притягательность, но, при всем притом, я всегда хочу остаться самим собой.  В материальном мире это не вызывает порицаний. Но что касается духовного мира, то возникает вопрос: «Для чего существует эта отталкивающая сила между двумя любящими существами?»

    Любовь Господа привлекает всех, Но почему же возникает желание быть независимым?

    Понять это может только тот, кто встретит на своем пути истинного вайшнава, у которого есть кришна-према, и никто иной.

    Никто не может это почуствовать иным способом. Но, даже почувствовав это, невозможно описать.

    Чандидас пишет: «Это суть всего, это настолько сладко, с чем я могу это сравнить?»

    Невозможно это ни с чем сравнить и описать не представляется возможным, даже косвенными признаками любви. В «Чайтанье Чаритамрите» приводится пример с напитком, который состоит их двух равных частей - нектара и яда смешанного вместе. Что происходит с тем, кто принял такой напиток? Как объяснить непосвященным? Если бы, - говорит Шри Чайтанья, - у Меня была любовь к Кришне, я бы умер тут же. Человек не может мгновения прожить в этом мире обмана и лицемерия, когда он обретает прити.

    Прити или раса – сладость взаимоотношений, это не то, что можно объяснить. Это невозможно и понять.  Этим только можно наслаждаться, хранить и  переживать глубоко в сердце.

    Далее Рупа Госвами пишет: «Раса – это то, что бесконечно превосходит все представления. Это потрясение, восторг, удивление. Материальное счастье и наслаждение всегда связано с насилием. Тот, кто наслаждается, уничтожает объект своего наслаждления. нагляждый пример тому, когда человек ест пищу. Он изнашивает, поглощает то, чем наслаждается. И от него ничего не остается в конце концов. Даже собственное тело становится постепенно ветхим от непомерных наслаждений и пунья, благочестивая карма, ее становится все меньше и меньше, едва мы получаем ее результат. Пользуясь этим, у нас не добавляется счастья, а совсем наоборот. Пользуясь этим, человек может видеть во что это превращается. Наслаждение на самом деле  - это насилие. Кто это понимает, хочет уйти из этого мира, где все радуются, просто поедая друг друга. Те, кто груб или изощрен в своих наслаждениях просто употребляют кого-то в пищу. Но счастье, переживаемое  как кришна-према,  не имеет аналогов.  Оно высоко, чисто и приходит к нам как милость свыше.

    Так что же это за отталкивающая сила,  которая не позволяет нам слиться с объектом нашей любви, прекращая свое существование?

    По природе настоящий преданный Кришны таков, что отбрасывает в сторону все, что не совместимо с премой. Для того чтобы служить нужно быть рядом, но не вместе с тем, кому мы служим, сознавая свое положение слуги.

    Не убодобляться ему и не сливаться с ним, находясь на расстоянии, которое было бы полезней для всего.  Для сварупа–шакти  - одно, для джива-шакти – другое.

    Если Кришна привлекает все живые существа, то почему не все стремятся к Кришне?

    Кришна привлекает всех, но в соответствии с различным положением живых существ, по-разному. Так, например, освобожденные дживы имеют прити, любовь к Кришне, а обусловленные, заключенные в темницу материального существования, не имеют ее.

    Первые действют на основании своей любви - они свободны.  Притяжение Кришны на них очень сильно. Но те, которые не имеют любви, притяжение  Его значительно слабее. 

    Так железо, покрытое ржавчиной, притягивается магнитом слабее, чем очищенное и отполированное.

    Те, кто отвернулись от Кришны - их любовь материалистична. Она трансформировалась в вожделение, которое препятствует преданнму служению. Они косвенно служат Кришне, служа своим чувствам, т.е. энергии Кришны. Они погружены в майю и служать плоти. Они ищут материального счастья, которое неспособно удовлетворить душу. 

    Душа подобна пустыне, а материальное счастье подобно капле воды. Разве можно утолить жажду или оросить безводную пустыню каплей воды?

    Подобно этому, никаким количеством материального счастья невозможно утолить жажду счастья и любви духовного по природе живого существа.

    Среди тех джив, в которых просыпается вивека, т.е. трезвое разумное отношение к окружающему, способность проводить различие между временным и вечным, просыпается и стремление любить Кришну.

    Карма-канда лишает душу счастья, только чистое преданное служение, спсобно дать прити.

    Когда приходит осознание своей вечности просыпается  и стремление к вечному безграничному счастью, которое приносит прити.

    Все, что считается благоприятным и неблагоприятным для человека с материалистическим сознанием, для трансценденталиста не представляет никакой ценности. Только прити – божественная, надмирная любовь привлекает вечного Господа и вечного Его слугу.

    Хотя формально следуя законам материального бытия, поддерживая свое статус-кво семейного человека, общественного деятеля или деятеля науки и исксства, тем не менее, такой самоосознавший человек внутренне наслаждается общением с Кришной.

    Кришна здесь, Кришна всегда рядом. Кану (Кришна) – жизнь, Кану – его богатство, душа и само дыхание. Кану – зенница очей. Кану - самое

    дорогое для человека постигшего прити. Кану притягивает мысли человека.

    Целомудренная женщина служит своему мужу. Что для нее долг или обязанность, когда в ее сердце другой?  Сердце неподвластно сознанию долга. Божественная любовь – выше долга, мирской морали и этики.

    Хот формально человек принадлежит обществу, семье или нации, религии и пр., но, в действительности, – он принадлежит только Кришне. Кришна мой,  я для Кришны. Когда возникает мамата, т.е. чувство собственичества, проявляется и любовь. Прити – это любовь к Кришне.

    Преданный совершает арати своим взглядом, созерцая форму Господа, вдыхая аромат благовоний и цветов, предложенных Господу, поклонясь и слушая о Господе, воспевая славу Его святого имени и постоянно медитируя, размышляя об играх и качествах Господа, преданный живет Господом, единым дыханием с Ним.

    Мои гуру (мои старшие и учителя) и мои враги – все ругают меня, поносят – думает преданный. Но их брань и осуждения – сандал, которым я умащаю свое тело. Это тело уже не принадлежит мне. Оно – собственность Шьямы. Из всего, что я имею, только моя любовь, и она отдана без остатка, целиком, Ему.

    Ее не вернуть назад. Я не хочу возврата. Я отдал себя и если меня осуждают за это, то – это служит доказательством моей искренности. Когда человека осуждают за его любовь к Кришне – это утешение – это значит, что она есть.

    Чандидас и другие расика преданные воспевают прити, и это заставляет задуматься тех, кто еще не расстался с концепцией ложного эго, ложной гордостью и глупостью, которая реальна для слывущего мудреца.

    Вайшнавы не делают ничего, что вызывает возмущение в обществе невежд, но никогда не смешиваются с ним, распространяя милость Господа. Они терпеливы, разумны и сострадательны к обычным людям, пытаясь наставить их на путь истины.

    Паракия–бхава, поклонение Шри Кришне, в настроении Враджа премы, гопи Вриндаваны, когда Кришна не является их законным мужем – наиболее эффективное средство от мирской распущенности и вожделения.

    Махапрабху объясняет это состояние следующим образом: «Замужняя женщина, у которой роман с другим мужчиной, хотя и занята делами по хозяйству, но в своем сердце лелеет, хранит любовь к другому».

    Пурва–рага – это чувтсо разлуки, оно проявляется перед тем, как у дживы связанной условиями материального существования,  появляется прити, чистая любовь к Кришне.

    Пурва-рага возникает благодаря слушанию Кришна-катхи о таттвах, истинах о Кришне, о качествах Кришны, играх Кришны, имени Кришны, форме Кришны. Разнообразные мурти – формы Господа  сат-чит-ананда виграха. Бесчисленное множесто форм из которых человек питает особую привязанность к Шьямасундаре, мальчику пастушку, играющему на флейте.

    Его тело подобно грозовой туче, Он облачен в желтые шелковые одежды. Его украшает павлинье перо и гирлянда лесных цветов. Его луноподобный лик обрамлен черными, слегка вьющимися локонами прекрасных волос. В ушах покачиваются серьги, напоминающие формой рыб, камень каустубха на груди, знак шриватсы  и драгоценности, ожерелья на запястьях рук и лодыжках лотосободобных ног. Его стопы всегда покоятся на тысячелепестковом лотосе. Он никогда не покидает Вриндаваны, навечно плененый любовью своих чистых преданных: друзей, возлюбленных и родителей.

    Звуки Его флейты в Кали-югу – это Санкиртана Шри Чайтаньи Махапрабху. Пурва-рага – это первое чувство, которое пробуждает совместное воспевание святых имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. 

    Обычно люди питают чувство любви к материальному телу (тонкому и грубому), которое является покрытием души. Но, когда душа покидает тело, оно становится мертвым. Никто не любит общаться с мертвецами. Мертвеца выносят из дому  - закапывают или сжигают его тело. Что  же притягивало  нас, когда в нем было сознание? Душа – атма. Она источник любви и счастья. И если обычное существо, индивидуальная атма, обладает столь сильной притягательностью, заключая в себе любовь, то насколько более привлекательна Параматма, неотъемлемой частью которой являются все живые существа – души? Параматма – душа всех душ, ее любовь безгранична. 64 тансцендентальных качества, которыми наделен Кришна, делает Его всепривлекающим. Кришна-према – столь велика и могущественна, что притягивает все души.

    Когда все обусловленный души собираются, чтобы прославить Господа, воспевая Его Имя – это называется санкиртаной. Сколько же любви мы можем почерпнуть, прияв участие в этой надмирной санкиртане Шри Чайтаньи Махапрабху, источнике для каждого надмирной любви. Одной капли ее достаточно, чтобы затопить весь мир. Повторяйте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и будьте счастливы!

    Ваш доброжелатель: Мурали Мохан дас.

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS