Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
Шрадха
21-05-2015 3270
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 16
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • ВСЕ ПРО ЛЮБОВЬ. Лекция Мурали Мохана Махараджа, г. Санкт-Петербург

    13-03-2014 (08:52) - Вишакха деви даси
    article450.jpg

     Любовь на санскрите называется пирити - синонимом ее может служить другое слово - "према". Не каждый может понять, что такое "пирити", но каждый слышал, что на свете где-то есть любовь. Любовь заключена в самой природе души. Она вечно связывает нас с Кришной, Верховной личностью Бога, который является высочайшим проявлением Абсолютной Истины, объектом познания, и одновременно - субъектом, который познает Сам Себя и наслаждается Сам в Себе, будучи одновременно источником любви и наслаждения Своих преданных.

    В этом мире иллюзии каждый отождествляет себя с материальным телом и умом. Поэтому движим неодолимым желанием трудиться ради удовлетворения чувств тела и ума, ошибочно считая другие тела своей семьй, друзьями, последователями, единоверцами и соплеменниками. Продиктовано ли это желание любовью? Любовь ли это? Нет! Мы это называем "камой", страстью. Хотя природа вожделения духовна, но оно - полная противоположность истинной любви. Любовь проявляется там, где есть самопредание Шри Кришне, бескорыстное служение Абсолютной истине. Вайшнавские поэты описывают ее в своих стихах самым возвышенным слогом, прославляя Господа и Его преданных.

    Чандидас, один из поэтов, которого так любил Шри Чайтаньи Махапрабху, дает объяснение слову "пирити" следующим образом. "Если разделить это слово на три слога, то смысл каждого будет выражать сущность трех миров. Медитируя на первый из них, "пи", я думаю о всех запретах, предписаниях, правилах и законах (видхи). Пахтая океан расы, всего, что приносит счастье, возникает слог "ри". Когда я вновь и вновь повторяю это, появляется слог "ти", представляющий собой саму сущность, всю сладость нектара расы. Разве может сравнить с ним нечто, находящееся в этом мире?" Для того, в чьем сердце появилась пирити, воплощенная в этих трех слогах "пи-ри-ти", для него религия, долг и стыд - все становится заблуждением. Для такого человека его положение, общество, к которому он принадлежит, и его семья - все теряет смысл. Пирити - вне закона материального существования. Она не подчиняется никаким мирским правилам, поэтому ее поведение  непредсказуемо.

    Есть две реальности - материя и дух.  Материя - это отражение духовной реальности. Она кажется реальной, поскольку отражает высшую реальность, Кришну. По сути, нет ничего кроме Кришны! Есть только Кришна, и все подчинено только Ему! Все сущее, как в материальном, так и в духовном мире, служит Кришне. Он - причина всех причин, но Он наслаждается пирити, чистой любовью Своих преданных. В материальном мире, который создан для обусловленных душ, утративших чистое понимание любви и чистое сознание, сознание Кришны, Ему нечего делать. Когда живое существо отворачивается от Кришны, оно погружается в иллюзию, в невежество. Хотя пирити существует в душе, но под воздействием этой иллюзии (майи), она не проявляет себя в чистом виде. В обусловленном состоянии пирити выражает себя в различного рода кайтава-дхарме, т.е. ошибочных или мнимых обязанностях, которые связывают  живые существа друг с другом, согласно их материальной идентификации, их отношениям к семье, обществу, государству и религии. Все это возникает из сознания "я есть материальное тело, и все, что имеет к нему отношение, - мое". Концепция "ложного эго" в материальном мире возникает из сознания "я" и "мое". Но на самом деле ничего "моего" нет. Все принадлежит Кришне. Естественно, что в таком чистом сознании единственной обязанностью (дхармой) для всех живых существ является обязанность любить Кришну. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит: "Я нахожусь в сердце каждого живого существа. От Меня происходит память, знание и забвение. Я - составитель Вед, знаток Вед и конечная цель ведического познания" (Бх.г.15.15). Таким образом, не остается никаких сомнений относительно того, кого любить. Кришна в нашем сердце, и наша любовь - это любовь к Кришне. Мы любим Кришну, но по невежеству принимаем нечто за Кришну и любим это "нечто", как если бы это был Сам Кришна. 

    БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

    Борьба и единство противоположностей - это основной принцип материального бытия, притяжение и отталкивание, существующее в мире физических предметов, на молекулярном уровне или атомарном, - это искаженное отражение пирити, извращенное подобие божественной любви. Проведя аналогии, рассмотрим этот предмет более досконально.

    Живое существо есть душа (атма). Под этим названием мы понимаем как индивидуальное живое существо, так и Верховное, Кришну, который сопровождает нас на путях  материального существования как Параматма (Сверхдуша). Высшее и частичное проявление сознания и любви (пирити) присуще и тому, и другому, целому и частному. Она заключена и в атме и Параматме. Ее нет нигде в другом месте. Как мы уже говорили, материальный мир создан майей. Он - отражение духовного. Поэтому и вожделение есть ни что иное, как отражение пирити. Все атомы материального мира притягиваются друг к другу, но не сливаются в общую массу, образуя целое и частное, которое сохраняет свою форму, притягиваясь и одновременно отталкиваясь друг от друга. Благодаря этому закону, планеты вращаются вокруг Солнца, взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние и сохраняют целостность. Подобное можно наблюдать в любом живом организме. Под влиянием любви одна джива притягивает другую, но одновременно и отталкивает ее, сохраняя свою индивидуальность. Представляя собой частицу целого, наделенного высшим сознанием, все дживы подчинены этому закону божественной любви. В материальном мире мы видим, как большой предмет притягивает малый. Например, большое Солнце притягивает малые планеты с их сателлитами, которые в свою очередь также притянуты и подчинены закону одновременного единства и различия, составляя целое. В "Чхандогья Упанишад" сказано, что в отраженном мире существует пять первоэлементов: Луна, Солнце, молния, звезды и сателлиты. Все они являются прообразами духовного мира. В материальном мире существует счастье и несчастье само по себе, в духовном - ананда, блаженство, внутри которого есть и то, и другое, способствующее все возрастающему наслаждению. В материальном мире счастье и несчастье возникают из чувственного восприятия, когда чувства соприкасаются с объектами чувств. В духовном мире счастье абсолютно. В материальном мире счастье и несчастье возникают от чувственного восприятия. Они преходящи, подобно сезонам года, зиме и лету. (Бх.г. 2.14) В духовном же мире ананда, блаженство -  постоянная величина, заключенная в бесконечном разнообразии духовных эмоций, ощущений и вкусов. Относительность понятий материального мира сама по себе свидетельствует об иллюзорности его, двойственности понятий добра и зла, счастья и несчастья, мужского и женского, жары и холода. Пирити - вне этой двойственности. Чандидас говорит: "Никто не может сосчитать, сколько живых существ в материальной вселенной. Но тот, кто постиг истинную любовь (пирити), способен сделать это. Три слога "пи-ри-ти", когда они соединены в одно слово становятся одним объектом поклонения. Истинная любовь неизмеримо глубока". Пирити представляет собой цельное, всеобъемлющее чувство, которое охватывает все и вся. ЛЮБИТЬ ОДНИХ - НЕ ЗНАЧИТ НЕНАВИДЕТЬ ДРУГИХ. В любви заключен весь мир знания и блаженства, которому присуще великое непостижимое разнообразие, одновременное непостижимое единство и различие. Если снова провести аналогию с солнцем, то Господь Кришна - это солнце духовного мира. Он наслаждается Своими играми во Вриндаване.  Дживы же, Его спутники, - участницы Его лилы. Кришна притягивает их Своей любовью. Кришна-према исходит из Кришны. Это Его сила, энергия притяжения. Поэтому Он - всепривлекающий Господь ("Кришна" означает "всепривлекающий"). Он же является  источником и отталкивающей силы, которая позволяет живому существу сознавать свое "я", индивидуальность, отличное от другого "я". Без этого сознания не было бы смысла в таких словах, как "бхакти" или "према", "пирити", "любовь". Дживы остаются индивидуальностями благодаря отталкивающей силе. Они притягиваются и отталкиваются, постоянно вращаясь по своим орбитам вокруг Кришны, никогда не сталкиваясь и всегда находясь вместе. Это - вечная раса-лила Шри Кришны. Из многочисленных шакти, энергий Господа, сварупа-шакти - это близкие Его спутники, непосредственно общающиеся с Ним. Те же, кто достигли совершенства при помощи садханы, т.е. следуя какому-то процессу духовной реализации, называются садхана-сиддхи. Они пришли из этого мира и будут находиться с Господом на некотором растоянии. Говоря так, мы желали показать, как действует пирити, Божественная Любовь, в идеальном смысле. Теперь, посмотрим, что из себя представляет  отталкивающая сила,  которая не позволяет нам слиться с объектом нашей любви, прекращая свое существование.

    В материальном мире есть рага и двеша, влечение, желание и ненависть, неприязнь. Что-то мы любим и что-то не любим. Даже если что-то влечет человека, то всегда есть нечто, что  держит его на некотором расстоянии. В любви есть притягательность, но, при всем при том, наше "я" всегда остается самим собой. В материальном мире это не вызывает недоразумений, но что касается духовного, то возникает вопрос: "Для чего существует эта отталкивающая сила между двумя любящими существами? Любовь Господа привлекает всех, но почему же возникает желание быть независимым?" Понять это может только тот, у кого есть кришна-према. В "Чайтанья-чаритамрите" божественная любовь (пирити или кришна-према) сравнивается с напитком, который состоит их двух равных частей нектара и яда, смешанных вместе. Что происходит с тем, кто пьет этот напиток? Здесь мы не возьмемся объяснять непосвященным. "Если бы у меня была любовь к Кришне, - говорит Сам Шри Чайтанья, - я бы умер тотчас". Материальное тело не способно выдержать подобных эмоций. Поэтому бхава, божественное чувство любви,  проявляется только тогда, когда у дживы есть духовное тело. Говоря о Шри Чайтанье, не возникает сомнения в том, что его тело духовно. Являясь Самим Кришной, Он проявил Себя за счет своей внутренней потенции. Шри Чайтанья - аватара и аватари одновременно (сама аватара и тот, кто является источником всех аватар). Это важно понять, что обычный человек не может остаться в этом мире обмана и лицемерия ни мгновения, когда он обретает пирити. Чувство разлуки с Господом у преданного столь сильно, что он не в состоянии продолжать жить. Как мы уже говорили, сознание того, что в материальном мире нет любви, любого приводит к немедленной смерти. Говоря об этом, Шрила Рупа Госвами пишет: "Раса и пирити превосходит все: потрясение, восторг и удивление". 

    МАТЕРИАЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ - ЭТО НАСИЛИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОДНОГО СУЩЕСТВА ДРУГИМ.

    Материальное счастье всегда связано с насилием. Тот, кто наслаждается, уничтожает объект своего наслаждения. Наглядный пример тому: человек ест, и в результате на его тарелке ничего не остается. Он поглощает, опустошает, изнашивает то, чем наслаждается. В конце от объекта нашего наслаждения ничего не остается. Материальное тело, которое дано дживе в качестве объекта ее наслаждения, когда она наслаждается, становится ветхим от непомерной страсти. Пунья, благочестивая карма, тает на глазах, едва мы получаем ее результат. Только в уме, через процесс думанья, в мечтах и в воспоминаниях человек получает некоторое удовольствие, от сознания причастности к чему-то великому, сознавая себя в роли наслаждающегося. На самом деле, наслаждение в материальном мире - это насилие. Это может видеть каждый - во что превращается объект его любви, и то, что приносило ему счастье. Человек, который это понимает, хочет уйти из этого мира, где все радуются, поедая друг друга. Кто груб и изощрен в своих наслаждениях, употребляют себе в пищу того, кто менее удачлив. Таково описание материального счастья, которое построено на несчастье других. Но счастье, которое приносит кришна-према, отлично от этого. Оно высоко, чисто и приходит к нам свыше по милости Господа Кришны. Настоящий преданный Кришны отбрасывает в сторону все, что несовместимо с кришна-премой.

     

    КРИШНА - ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК СЧАСТЬЯ

    Если Кришна привлекает все живые существа, то почему не все стремятся к Кришне? Кришна привлекает всех, но, в соответствии с различным положением живых существ, по-разному. Так например, освобожденные души имеют пирити, любовь к Кришне, а обусловленные, заключенные в темницу материального существования, не имеют ее. Первые действуют в настроении любви - они свободны. На них притяжение Кришны очень сильно. Но на тех, кто не имеют любви, Его притяжение действует значительно слабее. Так например, ржавое железо притягивается магнитом слабее, чем очищенное и отполированное. Те, кто отвернулись от Кришны, их любовь материалистична, она трансформировалась в вожделение, которое препятствует преданному служению. Они косвенно служат Кришне, служа своим чувствам, т.е., другими словами, энергии Кришны. Они погружены в майю и служат плоти, ищут материального наслаждения, счастья, которое не способно удовлетворить душу.  Душа духовна, а материальное счастье - даже если такое существует - материально. Какова соразмерность того и другого?

    Проводя аналогии, душу можно сравнить с  пустыней, а материальное счастье - с каплей воды. Разве можно утолить жажду или оросить безводную пустыню каплей воды? Подобно этому, никаким количеством материального счастья невозможно утолить жажду счастья и любви духовного по природе живого существа в его обусловленном состоянии. Среди джив, у которых проснулась вивека, т.е. трезвое, разумное отношение к окружающему, способность проводить различие между временным и вечным, стремление любить Кришну очень велико. Веды, описывая различные цели жизни, предупреждают человека, что раздел карма-канда лишает душу счастья, поскольку фиксирует внимание на потребностях материального тела и ума. Только чистое преданное служение наполняет ее счастьем. Когда приходит осознание своей вечности, просыпается  и стремление к вечному безграничному счастью, которое приносит пирити. Все, что считается благоприятным и неблагоприятным для человека с материалистическим сознанием, для трансценденталиста не представляет никакой ценности. Только божественная, надмирная любовь привлекает его. Хотя формально преданный Кришны следует законам материального бытия, поддерживая свой статус кво семейного человека, общественного деятеля, ученого, поэта или рабочего, но, будучи самоосознавшей себя личностью, внутренне он наслаждается только Кришной. Кришна здесь, Кришна всегда рядом. Кану (Кришна) - жизнь преданного, Кану - его богатство, душа и само дыхание. Кану - зеница ока, Кану - самое дорогое для того, кто обрел пирити. Кану постоянно притягивает его мысли. Если женщина служит своему мужу, но в ее сердце другой, что для нее долг или обязанность? Сердце не подвластно сознанию долга. Божественная любовь - выше долга, мирской морали и этики. Хотя формально человек может принадлежать к обществу, семье, нации, религии и пр., но в действительности, он принадлежит только Кришне. Кришна мой, я для Кришны - таково чистое сознание.  Когда возникает мамата, т.е. чувство собственничества, проявляется и любовь. Пирити - это любовь к Кришне, которая зиждется на чувстве собственничества. Преданный совершает арати своим взглядом, созерцая форму Господа, вдыхая аромат благовоний и цветов, предложенных Господу, поклоняясь и слушая о Господе, воспевая славу Его святого имени и постоянно медитируя, размышляя об играх и качествах Господа. Преданный живет с Господом единым дыханием. "Мои гуру (мои старшие и учителя) и мои враги - все ругают меня и поносят, - думает преданный. - Но их брань и осуждения - сандал, которым я умащаю свое тело. Это тело уже не принадлежит мне. Оно - собственность Шьямы. Все, что я имею, - моя любовь, и она отдана без остатка, целиком, Ему. Ее не вернуть назад. Я не хочу возврата. Я отдал себя, и если меня осуждают за это, то это служит доказательством моей искренности". Когда человека осуждают за его любовь к Кришне - это утешение, это значит, что она есть. Чандидас и другие расика-преданные воспевают пирити, которая реальна для мудреца, и это заставляет задуматься тех, кто еще не расстался с концепцией ложного эго, ложной гордостью и глупостью. Вайшнавы не делают ничего, что вызывает возмущение у невежд. Распространяя милость Господа, они никогда не смешиваются с ними. Они терпеливы, разумны и сострадательны к обычным людям, пытаясь наставить их на путь истины.

    ЛЕКАРСТВО ОТ МАТЕРИАЛИЗМА

    Панацея от грубых и тонких форм материализма - это паракия-бхава, поклонение Шри Кришне в настроении враджа-премы гопи Вриндаваны, когда Кришна не является их законным мужем, - наиболее эффективное средство от мирской распущенности и вожделения. Махапрабху объясняет это состояние следующим образом: "Замужняя женщина, у которой роман с другим мужчиной, хотя и занята делами по хозяйству, но в своем сердце хранит любовь к другому и мечтает о скорой встрече". Пурва-рага - это чувство разлуки, она проявляется  перед тем, как у дживы, связанной условиями материального существования, появляется пирити, чистая любовь к Кришне. Пурва-рага возникает благодаря слушанию кришна-катхи, повествований, описывающих качества Кришны, Его игры, прославляющих имена Кришны, формы Кришны и объясняющих различные таттвы.

    Существует множество форм Господа, представленных в разнообразных арча-мурти, которые являются Его сат-чит-ананда виграхой. Из них человек питает особую привязанность к Шьямасундаре, мальчику-пастушку, играющему на флейте. Его тело подобно грозовой туче, Он облачен в желтые шелковые одежды, павлинье перо украшает Его черные, слегка вьющиеся волосы, обрамляющие Его луноподобный лик. Гирлянда лесных цветов ниспадает с Его шеи. В ушах покачиваются серьги в форме рыб, на груди - камень Каустубха, знак Шриватсы и украшения из драгоценных камней, ожерелья и запястья на руках и лодыжках лотосоподобных ног. Его стопы всегда покоятся на тысячелепестковом лотосе. Он никогда не покидает Вриндаваны, вечно плененный любовью Своих чистых преданных, друзей, возлюбленных и родителей. В Кали-югу звук флейты Кришны - это Санкиртана Шри Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, пурва-рага - это первое чувство, которое пробуждает совместное воспевание святых имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Обычно люди питают чувство любви к материальному телу, которое является покрытием души, тонким и грубым. Что происходит, когда душа покидает тело? Оно становится мертвым. Мертвое тело выносят из дома. Его закапывают или сжигают. Никто не любит мертвецов. Но что же притягивало нас, когда в нем было сознание? Душа - атма. Она источник любви, она магнит, притягивающий другую атму. Если индивидуальная атма, обычное существо, обладает столь сильной притягательной способностью, заключая в себе любовь, то насколько более привлекательна Параматма, Высшая душа, частью которой являются все живые существа, индивидуальные души? Параматма - душа всех душ, Ее любовь безгранична. 64 трансцендентальных качества, которыми наделен Кришна делают Его всепривлекающим. Любовь Кришны (кришна-према) велика и могущественна. Она притягивает все души, и, когда все обусловленные души собираются, чтобы прославить Господа, то это называется санкиртаной. Сколько же любви мы можем обнаружить, приняв непосредственное участие в этой "надмирной" санкиртане Шри Чайтаньи Махапрабху! Он - источник любви, одной капли которой достаточно, чтобы затопить весь мир.   

    Подводя итог, мы приглашаем все обусловленные души принять участие в воспевании святого имени Кришны, которое очищает наше сознание, освобождает от грехов и привязанностей к материальному телу и трансформирует вожделение в истинную любовь. Повторяйте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и будьте счастливы!

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS