Движение Санкиртана
Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Из фотоархива
Первая Ратха-ятра в Минске с участием Прабхавишну Свами
26-01-2010 20990
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 13
Меню
Контент
FAQ
Связь с администрацией
  •  Вишакха д.д.

  •  написать сообщение
  •  обратная связь
  • Размышления об индуизме

    22-03-2010 (02:02) - Администратор
    article80.jpg

    Любимова Татьяна Борисовна – доктор философских наук, научный сотрудник московского института философии. Она – убежденный вегетарианец, занимается проблемами религии, сознания и общества, является автором перевода книги Рене Генона «Размышления об индуизме». От своих друзей я слышал о Татьяне Борисовне как о человеке передовых взглядов. Прочитав пару ее статей*, я загорелся желанием встретиться и лично побеседовать. Встреча состоялась.  

    По дороге к Татьяне Борисовне мой приятель, который занимался в то время организацией информационного научного центра, в нескольких довольно сильных выражениях нарисовал ее портрет, предупредив: «Не вздумай ей проповедовать сознание Кришны. Она не любит, когда ей проповедуют». Я поспешил его заверить, что все будет ОК, и начал разговор о питании.

     - В «Шримад Бхагаватам» сказано: дживо дживасья дживанам – одно живое существо служит пищей для другого. Материальный мир так устроен: мы кого-то съели и нас уже кто-то ест; поэтому важно, не нарушая естественный баланс в природе, брать только то, что отпущенно нам Богом как наша доля; у каждого есть своя доля. Овощи фрукты, злаки и молоко – вот пища для человеческих существ. В животном царстве есть плотоядные и травоядные, и, как правило, все следуют своей природе – таков закон. Но человек в отличие от животного, в силу более развитого сознания, может следовать, а может нарушать этот закон природы; естественно, что за свои поступки он отвечает сам. Расплатой за неверные действия и злоупотребление предоставленной ему свободой являются страдания, которые сопутствуют на протяжении всей его жизни. Что есть страдания? – Это реакции греховного прошлого... Религия призвана помочь человеку прекратить греховную деятельность и избавиться от страданий. Конечно, существует множество разных религий, но все говорят, что Бог один. Что Вы по этому поводу думаете?

    Татьяна Борисовна: По поводу многообразия религий?

    М.М.д. Да, многообразия религий.

    Т. Б. В действительности Бог един и у каждого в душе есть знание о Боге. Но что относительно религий, то у меня не такое простое мнение, чтобы их объединять…

    М.М.д. А надо ли это делать?

    Т. Многообразие как раз и хорошо. Каждый по-своему со свой точки зрение видит и понимает Бога, поэтому я бы сказала, что каждый может иметь свою индивидуальную религию, потому что каждый в душе имеет свою личную связь с Богом. Что же касается религии, как социального института, то она имеет свою функцию социального контроля. Поэтому человеку, который стремится к истине, приходится лавировать между истиной и условностями, которые диктует ему социум. Это убийственно. Такому человеку приходится часто преодолевать догматические, формальные, ритуалистические и обрядовые стороны. Ему приходится проходить через многие формальности, чтобы найти живое ядро религии – чтобы найти себя.

    М.М.д. Бхактисиддханта Сарасвати по этому поводу выразился следующим образом. Он сказал, что духовное движение поддерживается ачарьями. Когда же оно становится религией, то есть приобретает в рамках государственного института неких статус, то наставники в духовной жизни, занимая кафедры штатных проповедников, подобно Путанам вскармливают своих последователей отравленным молоком. Эмпирики не воспринимают трансцендентное, т.е. то, что лежит за пределами чувственного опыта и возможностей ума, поэтому, чтобы контролировать ситуацию, они создают догмат и апологетику, то, что защищает этот догмат – это две составляющих всякую религиозную систему.

    «Религия» означает святость, благочестие – только и всего. На самом деле она не дает нам знания ни о душе, ни о Боге. Она лишь до некоторой степени может нам помочь преодолеть трудности материального характера в борьбе за кусок хлеба. Но сознание Кришны – то, о чем мне хотелось бы поговорить – отлично от этого. Сознание Кришны – это чистое сознание, которое связывает душу с Высшей душой, Богом. Эта связь осуществляется на трансцендентном уровне.

    Т. Трансцендентное… лучше сказать духовное.

    М.М.д. В данном контексте – это синонимы.

    Т. В философии термин «трансцендентное» больше используется для того, чтобы разделить… этот материальный, физический мир, проявленный и духовный не проявленный, тот, что находится по ту сторону. Я думаю, что так сильно разделять это не стоит, т.к. и то и другое находится в единстве. Не следует их противопоставлять один другому, как это нередко делают в разных религиях. Что Бог где-то, а мы здесь. Это совершенно не правильно. Это порождает много препятствий в духовной жизни, потому что то, что проявлено, например, ваш облик физическое тело – это часть … душа остается в духовном мире. Она через сознание и физическое тело выполняет божественное задание, грубо говоря. Замысел Бога она исполняет, используя свое тело и сознание. Сознание – это как экран. На этом экране она видит, но не может непосредственно действовать (душа же не физическое существо). Через сознание она познает физический мир. А через физическое тело она действует. Например, мы видим кожу, мы не видим организм; мы не можем его отделить (ваш облик от вашего организма). Это часть вашего организма. Точно так же и ваше тело не можем отделить от души. Мы не должны этого делать. Это одна из частей всего человека.

    М.М.д. Мы «не можем» или «не должны»? Согласно нашей философии душа ни в чем не нуждается. Она имеет духовное тело, а материальное – это просто покрытие души, подобно одежде человека. Как человек меняет одежду, так душа меняет это тело постоянно. На самом деле в материальном теле нет никакой необходимости. Оно как клетка, в которую посажена птичка. Даже если клетка золотая, то на свободе без клетки птичке лучше.

    С этим телом мы связаны только сознанием, отождествляя себя (душу) с ним. Как масло не смешивается с водой, так и душа никогда не смешивается с материальным телом. Объятая материальной энергией душа может быть охвачена и унесена ее потоком, как масло на поверхности воды может быть смыто ее течением. Но по сути дела нас ничего не связывает с этим миром, который есть проявление низшей энергии Кришны. Да, Кришна – Абсолютная истина, Он – источник всего материального и духовного, и если он духовен, так все, что с Ним связано тоже обладает духовной природой.

     Материи нет для того, кто достиг чистого сознание, сознания Кришны, но для всех других это не так … Поэтому, находясь в обусловленном состоянии, мы вынуждены делать различие между духовным и материальным. Каков критерий? Духовно – это все что связано с Кришной в служении Кришне и материально – все, что используется не для Кришны. Например, если тело мы используем для Кришны, тогда происходит трансформация энергии. Тело одухотворяется. Но если для чувственных наслаждений, то оно принимает свою материальную форму. Так если железо положить в огонь, оно нагревается и действует как огонь. Но если железо вынуть из огня, то оно опять принимает свои свойственные железу качества. Аналогичным образом, если мы используем все, что в нашем распоряжении в том числе: тело, ум, дар речи и даже деньги для Кришны, то все это начинает проявлять духовные качества, действует как дух.

    Существует Абсолютная истина – источник всего сущего, в высшем своем проявлении – это Бог. Он является источником всего сущего. Изначальное имя Его Кришна. И материя, и дух исходят из Него. Он источник и духовных и материальных миров. Двойственность возникает, когда мы пытаемся понять духовный мир с помощью материальных чувств и ума. Это не возможно. В этом причина заблуждения современных ученых.

    Т. Все дело в том, от чего мы отталкиваемся.

    М.М.д. Другими словами, каково наше сознание. Все возникает из сознания.
    Есть духовное тело, которое имеет духовные чувства и ум, есть материальное, которое имеет материальные чувства и материальный ум. На самом деле душа обладает чувствами и разумом и они духовны, но теперь эти духовные чувства порыты материей. Есть покрытие, которое искажает реальность. То, что мы считаем знанием, есть невежество, а то, что нам кажется реальностью, есть иллюзия. Материальный мир есть отражение духовного. Это отражение не отлично от реального духовного мира, но оно не является духовной реальностью. Материальный мир не есть реальность, хотя как отражение этой реальности – он реален. Сбитые с толку, мы принимаем отражение за реальность – в этом проблема. Это и называется майей («ма-йа» означает «то чего нет»). Духовное тело вечно, следовательно, оно и сейчас есть… мы им не пользуемся поскольку решили забыть Кришну. Материальные чувства и ум не дают возможность воспринять духовный мир, но духовное тело в полной мере даст нам его восприятие как высшей реальности.

    Т. Да духовное тело определяет все…не физическое же?

    М.М.д. На самом деле, определяет все наше сознание. В «Бхагавад-гите» говорится, что в течение жизни мы культивируем определенное сознание или мышление и в конце ее, оставляя материальное тело, получаем ту или иную форму существования души согласно его сознания. Если сознание человека подобно сознанию животного, то он получит тело животного, если его сознание божественно, он получит тело полубога, а если он обладает сознанием Кришны, то получит тело как у Кришны духовное, а не материальное. ям ям вапи смаран бхавам …

    Т. Простите, я не знаю санскрита…

    М.М.д. В этом стихе говорится: «То состояние бытия, о котором человек вспоминает, оставляя свое тело, того состояния он и достигнет непременно. Другими словами, какого его сознание, такой тип тела он и получает.

    Все, что бы Вам не пришло в голову, любая самая сумасбродная идея или мысль может стать вашим реальным бытием...

    Т. Эта индуистская концепция самсары, бесконечного воплощения, сталкивается с буддизмом, и буддизм сделал вывод, что надо бы прекратить вращение этого колеса и выйти…из этого круга рождения и смерти.

    М.М.д. Желания есть источник страданий… отсутствие желаний – избавление от страданий. Что это такое? Смерть! Для вечной души – это абсурд.

    Т. Оказалось, что у современного человека желания исчезли, а страдания-то остались.

    М.М.д. Поэтому у нас другая философия. Живое существо – не камень, и ему свойственно желать. В нашей философии не нужно отказываться от желаний, их необходимо очистит. Теперь у нас желания удовлетворять чувства и ум материального тела, с которым мы себя отождествляем. Необходимо прекратить эту деятельность и направить ее на удовлетворение чувств и Кришны, неотъемлемой частицей которого является душа.

    Т. конечно, желания необходимо культивировать.

    М.м.д. Да, желания присущи душе, и их нужно изменить, изменив сознание «я» есть материальное тело на осознание себя в качестве души.

    По мере того как мы осознаем свою истинную природу, желания трансформируются в желание служить Кришне, неотъемлемой частицей которого является каждое живое существо.

    Т. это понятно. Я не знаю, но само проявление ваше телесное – это тоже божественное проявление? Вы своими желаниями в каждый момент существования служите Богу. Он в вас присутствует. Вы не можете Ему не служить. Он – все во всем.
    М.М.д. Конечно же, Вы абсолютно правы. Мы остаемся Его вечными слугами.

    Т. Нет, не слугами, нет! Богу не нужно служение… Богу нужна только наша любовь. Ему не нужны слуги, рабы… христиане говорят «раб Божий»… Если ты – раб божий, и Бог в тебе живет, тогда ты, таким образом, обращая себя в раба, и Бога делаешь рабом.

    М.М.д. Прошу обратить внимание, что слово «служение» и «слуга» не адекватны по значению слову «бхакти». Они не точно определяют их смысл. В русском языке слово слуга и служение часто используется в значении непочтительном, с некоторым принижением. Мы так воспитаны. Как нас учили: мы – не рабы, рабы – не мы. В другой культурной традиции, на санскрите слово бхакти не имеет адекватного значения. Его невозможно перевести ни на один язык, поэтому его переводят как «служение», но, при этом, добавляют «любовное», потому что любовь проявляется естественным образом в служении одной личности и другой. Так, например, один друг служит другому другу, мать сыну, муж жене и т.д. В этом служении нет ничего непочтительного или унизительного. Говорят, мать служит своему ребенку. Но это проявление любви матери. Питая любовь к своему ребенку, она естественно служит ему. Она ухаживает за ним, не рассчитывая на вознаграждение, просто побуждаемая естественной любовной привязанностью. Это другое эмоциональное состояние, которое трудно описать одним словом.
     
    Т. Любовь – это не столько служение, сколько проявление возвышенной энергии.

    М.М.д. Это правильно.

    Т. …но эта любовь, которая должна быть в человеке, она должна мне кажется (я не хочу навязывать вам свою точку зрения – это не хорошо, я могу ее только высказать) проявляться не только во вне, но она должна быть и к себе (внутри).

    М.М.д. Я вам больше скажу. На самом деле каждый любит себя…

    Т. …и правильно делает (здесь надо заметить, что мой оппонент разразился безудержным смехом до слез)

    М.М.д. Правильно или не правильно – здесь неуместно, потому что такого естество живого существа – каждый любит себя, но от сознания своего истинного «я», того, кто он есть, эта любовь к себе проявляется по-разному. Те, кто отождествляют себя с материальным телом, их любовь проявляется к своему телу. В низших формах жизни (среди животных) она фиксируется на собственном теле. Например, если крыса хочет есть, она не остановится ни перед чем и съест даже другую крысу, себе подобную. У многих животных любовь носит стадный характер, она может распространяться на другие тела, которые находятся в родстве и объединены биологическим видом. В человеческой форме жизни, что не является исключением, в зависимости от уровня интеллектуального и духовного развития человека, любовь охватывает не только свою семью, клан или биологический вид, но и общество в целом. Так, например, под видом национализма, патриотизма и какого-то другого «изма», она распространяться на своих единоверцев, единомышленников, а в отдельных случаях, преследуя идею всеобщего братства – на все живые существа. Интернациональная или даже интерпланетная любовь, которой пылают отдельные личности, свидетельствует о довольно высоком уровне развития человека. Однако, во всех без исключения случаях, любовь – это высшее проявление эгоизма. От сознания того, кто «я» есть, любовь к себе проявляется по-разному. Если человек сознает себя материальным телом, любовь принимает материальный характер и действует как вожделение. Если человек сознает себя душой, то она проявляется духовно. Любовь заключена в душе, которая является частицей Кришны. В конечном счете, поскольку все души являются неотъемлемыми частицами Кришны, то эта истинная по-настоящему духовная, божественная любовь проявляется к Кришне, охватывая все материальное и духовное. На самом деле Кришна наслаждается Своей собственной любовью через любовь, которой наделил живые существа. Из любви Кришна распространил Свою любовь и через любовь живых существ наслаждается их любовью. Таково истинное сознание Кришны. Эта концепция заслуживает особого внимания истинных ученых, сведущих в духовной науке. Ее реализация способна помочь людям разрешить неразрешимые проблемы, существующие как на уровне личности, так и на уровне общества в целом. Если мы частицы целого, то она проявляется к этому целому.

    Т. Да, она как бы переливается через край. Вот и христиане. Они думают я – раб божий. А в евангелии сказано, Иисус своим ученикам говорит: «Зачем вы меня обожествляете? Вы – боги. То есть он говорит, что вы тоже божественны по природе.

    М.М.д. Да, мы едины по своей духовной природе с Верховной личностью Шри Кришной. Сат-чит-ананда мы вечны, мы исполнены знания и блаженства.
    Это наше естество.

    Т. Это – наш оживляющий принцип; это – наша душа.
    М.М.д. Но мы также и отличны от Кришны. Мы едины с Ним качественно и отличны количественно. Боге есть Бог, а все остальные существа, хотя и едины с Ним природой, являются слугами этого единого Бога.

    Т. Есть единый Бог, но одновременно все полно богов… вы называет их полубогами?

    М.М.д. Да есть такое значение. Есть источник, и есть энергия. Есть солнце, и есть звезды, которые светят отраженным светом солнца. Есть солнце, а есть его свет и тепло – энергия солнца – такова аналогия. При абсолютном единстве существует и абсолютное различие. Я бы сказал, многообразие в единстве. Эта философия, которую проповедовал Шри Чайтанья Махапрабху, называется ачинтья-бхедабхеда таттва, философия непостижимого единства и одновременного различия.

    Источник и его энергии едины, но и различны одновременно. Есть качественное единство и количественное различие. Когда в наши окна заглядывает солнечный свет, мы говорим: «Пришло солнце...» Но на самом деле, если бы солнце пришло к нам в комнату, то все было бы немедленно испепелено, уничтожено.

     Мы обладаем качествами Кришны. Он есть сознание, и мы имеем сознание. Но он высшее сознание. Его сознание безгранично, оно охватывает весь мир, а наше сознание ограничено данным материальным телом. Он сознает все тела, а мы только данное тело, которое представляет частицу творения. Мы можем видеть единство и различие во всем… Бог всемогущий, а мы таковыми не являемся…

    В «Чайтанье Чаритамрите» говорится: дживера сварупа хайа кришнера нитья даса тататштха шакти бхедаабхеда пракаша. Являясь энергие Кришны мы остаемся вечными его слугами. Мы свободны и одновре6менно зависимы от Кришны…

    Т. Я с вами согласна. Но я хочу продолжить свою мысль. Христиане говорят: «Бог есть любовь»; вайшнавы говорят о любовном служении, поклонение Богу… это прекрасно. Индуизм – это очень сложная система… вайшнавизм – это вроде как бы вынутая от туда некая конструкция. («иудаизм» – единые Бог).

    М.М.д. Бог един и множественен – одновременно.

    Т. Вот об этом и речь… вся проблема состоит в том, что для ума человеческого очень трудно совместить эти два понятия. Бесконечное множество и разнообразие с абсолютным единством. Это сложно понять и, как говорят философы, удовлетворить собственный разум. Поэтому каждый находит для себя в своей удобной ему конструкции и сочиняет; у каждого свой путь в своей точке времени и места.

    М.М.д. Да, душа обладает идивидуальностью.

    Т. Ваше определение абсолютно неповторимое во времени и пространстве, и я не могу до конца Вас понять. В этом смысле, как говорят, чужая душа потемки.

    М.М.д. Не имея подобного духовного опыта, мы не в состоянии понять друг друга.

    Т. Мы можем обсуждать, обмениваться информацией, как я это понимаю, как вы это понимаете, но до конца мы не можем ни убедить, ни доказать ничего друг другу. У меня сложилось вот такое представление: я отличаюсь от вас…

    М.М.д. Да мы индивидуальны, индивидуальны в своих отношениях и служении единому Богу.

    Т. И вопрос: «Зачем нас Бог такими сделал? Ведь Бог просто так ничего не делает».

    М.М. Объяснение этому есть в Ведической литературе. Сотворение материального мира преследует две цели: 1) предоставить живому существу возможность действовать независимо от Бога, имитируя творца, создателя и наслаждающегося, а с другой стороны, 2) дать шанс живому существу возможность обрести освобождение, посвятив себя преданному служению Богу.

    Т. Я думаю, что не так все просто… вот зачем Он нас сделал?

    М.М.д. Для собственного наслаждения.

    Т. Я думаю, Ему предоставляет наслаждение акт самого творчества. Он творит, Вы творите, Вы получаете наслаждение, и для нас важно не просто получить наслаждение, но и продолжить это Его творение. Он через нас познает мир. Мы выполняем какой-то великий замысел. Даже если мы не знаем этот замысел. И мы как бы разрабатываем свою часть в этом замысле (плане этого великого архитектора). Возможно, после ухода из этого мира мы отбросим это тело, этот накопленный опыт. Что такое физический мир? Мы не знаем. Он не отдельно от духовного мира. Как говорят суфии, это перепонка в духовном мире – мы не знаем…

    М.М.д. Вы говорите: «Мы не знаем…» – значит, знание существует помимо нас, то есть какая-то концепция, которая нам неизвестна. Это нормально. Поэтому в обусловленной жизни мы должны смотреть на мир глазами ведических шастр, данных Самим Богом и глазами тех, кто имеет это знание, получив его по цепи парампары, преемственности духовных учителей.

    Т. Душа все знает, а тело все помнит…

    М.М.д. Есть грубое физическое тело, а есть тонкое, которое как на пленку фиксирует нашу деятельность грубого тела – это наши мысли и желания. Наши идеи и наши концепции жизни, заключенные в тонком теле, являются причиной наших воплощений в материальном мире.

    Т. Да, вот поэтому над этим телом мысли мы и должны работать. Это «тело мысли» и наши желания в этой жизнь должны расцвести. Найти тот замысел, который Бог нам предъявил. Когда душа приходит к Богу, она начинает вместе с Ним творить.

    М.М.д. Бог совершенен, Он – целое, из которого все истекает, и в которое все возвращается. От Него ничего не убывает и не прибавляется: Ом пурнам адах пурнам идам… На самом деле все вечно, поэтому ничего не нужно творить. Тот, кто обладает полнотой всех энергий, Ему Самому ничего творить не надо…

    Т. Мы же не Бога будем творить, а эту вселенную…

    М.М.д. Он предоставил нам некоторую свободу, дав в распоряжение эту низшую материальную энергию, чтобы, манипулируя ей, мы могли имитировать источник всех энергий или, говоря общепринятой терминологией, «творца».

    В нас есть потенция творить и наслаждаться, потому что это существует в Боге, неотъемлемой частицей которого мы являемся.

    Но если мы хотим понять цель нашего пребывания в этом мире, то в Ведах сказано, что одна цель – удовлетворить вожделение (наши материальные желания), а другая – обрести освобождение, через бхакти…

    Т. Бхакти и суфизм – это все одно…

    М,М, д. Нет. Суфизм – это одно из мистических направлений в Исламе, а бхакти – это ведическая концепция. Сейчас мы говорим о Ведах. Хочу добавить, что религия имеет начало и конец в анналах истории человечества, но сознание Кришны – не имеет начала и конца. Оно вечно заключено в природе вечной души отличной от материального тела и определений, которые имеет к нему. Поэтому бхакти и религия имеют свои принципиальные различия и особенности. Бхакти – это любовное служение души, безраздельно преданной Богу, а религия – просто благочестие, которое помогает поддерживать наше материальное существование, обращаясь за помощью к Богу. Бхакти – это значит, что мы отдаем Богу свою любовь, а религия – это обращение к Богу с просьбой о том или этом ради своих чувственных наслаждений. Сознание Кришны вечно – это просто чистое сознание, души, любящей Бога, и представлять его, как религию, глупо. Когда мы представляем сознание Кришны, как религию, то возникает много возражений, например, православные говорят: «Зачем нам индуизм? У нас есть своя религия, православная. Зачем нам ваш Бог? Мы христиане, у нас свой Бог».
     Называть сознание Кришны религией, на самом деле, – это большая ошибка. Сознание Кришны – это не религия, а чистое сознание души сознающей Бога, что является целью религиозной практики.

    Кришна говорит: «Я нахожусь в сердце каждого живого существа» . Что это означает? Это означает, что Он находится в сердце верующего и атеиста, в сердце мусульманина и христианина, индуса и еврея, кошки и собаки – в ядре каждого атома – ни Аллах, ни Будда, ни Иисус – а Кришна находится в сердце каждого…

    Т. Ну, это просто разные имена…

    М.М.д. Да, это разные имена, но в Своих разных именах Кришна воплотил Свои разные непостижимые духовные энергии, чтобы люди могли приблизиться к Нему с разными целями. Но в имени Кришна содержатся все имена Бога. Кришна подобен свече, от которой были зажжены все другие. Одна свеча ничем не отличается от другой себе подобной, однако, есть первая, от которой зажжены все последующие. Эта первая свеча – Кришна. Имена Бога определяют Его качества, например: всесильный, всеведующий, всеблагой и т.д. Кришна означает всепривлекающий. Кришна – причина всех причин и Ему нет причины – таково определение Бога. Он – самый богатый, разумный, сильный, славный, отреченный и красивый. Он – источник всего сущего. В имени Кришна существуют все имена: и Аллах, и Будда, и Иегова и Христос. Кришна – аватари. Он – источник всех воплощений и аватар.

    Т. Но «Кришна» переводится также как «черный».

    М.М.д. Да есть такой перевод. Кришна черный. Почему? Потому что черный цвет считается отсутствием всякого цвета. Кришна всецело духовен, в Нем нет ничего материального, хотя Он является источником и материи и духа (того и другого); в данном случае это может быть истолковано, как отсутствие в Кришне каких бы то ни было материальных качеств. К этому следует добавить, что среди обитателей духовного мира преобладает черный и красный цвет; пусть вас это не смущает.

    Т. Черный цвет означает «непостижимое».
    М.М.д. Да, Кришна не постижим материальными чувствами и материальным умом.

    Т. У китайцев тоже черный и белый – они дополняют друг друга. Целое состоит из двух.

    М.М.д. В духовном мире нет двойственности, его разнообразие находится в единстве. Черное и белое, добро и зло – это материальное представление о жизни; в духовном мире нет двойственности, потому что там все пребывает в единстве; в чистом сознании нет двойственности; вы – душа, и ваше тело духовно, вы – объект и субъект, познающий этот объект.

    Т. Но мы этого не знаем…
    М.М.д. Не знаем, но хотим узнать…

    Т. Да, кто не хочет узнать истину? Однако особую надежду на сознание возлагать не стоит. Сознание должно быть очищено… без зла, без агрессии, но даже тогда не стоит возлагать особые надежды… Почему? Потому что душа и сознание – это разные вещи. Душа знает все, а сознание возникает, когда мы рождаемся тут. Вот ребенок появляется на свет, он кричит – в теле оказался, в темноте, во мраке… вот только потом зарождается сознание. Это инструмент…

    М.М.д. Простите, чтобы продолжить эту тему необходимо сговориться о терминах: что вы имеете в виду, говоря «сознание», что – я и что в действительности есть сознание? Сознание определяется в Ведах, как осознание того, кто я есть. Вот, кто я есть? Веды отвечают ахам брахмасми – я есть душа. Из этого следует, что сознание – это признак души. Хотя мы сейчас не видим душу, но наличие сознания говорит нам, что душа в теле. Душа проявляет себя как сознание через деятельность тела и активность ума. Как сказал Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую».
     Теперь вопрос: «Каким образом я себя осознаю?» Большинство людей осознают себя как материальное тело, отождествляя свое «я» с ним; они присваивают себе различные названия и определения, которые относятся к материальному телу и не затрагивают тела духовного, принимая разные формы (русский, американец, христианин, индуист, мужчина, женщина и т.д.).

    Но чистое сознание определяет мое положение, как душу, неотъемлемую частицу Кришны. Мы это называем сознанием Кришны. Кришна проявляет Свое высшее сознание в каждой частице, поэтому мы называем это – сознание Кришны. На самом деле, это просто сознание – чистое сознание. Оно вечно, как и душа, но теперь в результате связи с материей осквернено – это проблема. Чтобы ее устранить, необходимо очистить сознание. Метод очищения сознания называется бхакти-йогой. Следуя регулирующим принципам и повторяя святое имя Кришны, которое не отлично от Самого Кришны, мы постепенно очищаем сознание от ложных концепций жизни и ложного эго. Обретя сознание Кришны, мы осознаем свое положение вечного слуги Господа.

    Т. Но Вы определяете себя так в физическом мире, а после того как уходите из тела, вам не надо себя определять, вы уже знаете кто вы есть.

    М.М.д. В действительности, даже если я и не знаю кто «я» есть, то я существую в этом качестве всегда. Процесс познания заключается в том, чтобы познать себя как вечную душу и так восстановить отношения с Кришной.

    Т. Да, Оракул говорил: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и всю вселенную». В тебе все есть… Помните в «Махабхарате» мама Яшода заглядывает в рот Кришны и видит там всю вселенную.

    М.М.д. Кришна создал нас по Своему образу и подобию, поэтому, познав себя как душу, мы познаем не только весь мир и вселенную, но и до определенной степени Самого Кришну. Мы – маленький макет Кришны; химический состав моря и качество морской воды мы можем узнать, исследуя несколько ее капель.

    Т. И еще один философский принцип, он резонирует с вашим учение: все во всем, но в каждом особым образом.

    М.М.д. Это то, о чем мы уже говорили: ачитья бхедабхеда таттва – непостижимое единство и различие; оно существует во всем и материальном и духовном. Теперь относительно реализации практической стороны этого вопроса. Чайтанья Махапрабху начал движение санкиртаны, совместное воспевание святых имен, дав нам Харе Кришна мантру; Он назвал такое воспевание юга-дхармой – методом духовного познания Абсолютной истины для современных людей.
    Что вы об этом можете сказать?

    Т. Не берусь судить. Повторение мантры или молитв люди заимствовали на Востоке… я не специалист. Реализация – это очень сложно. Если бы я реализовала себя…

    М.М.д. В основе любой деятельности лежит философия; и чтобы реализовать то, о чем мы говорили, необходим эксперимент (иначе это не станет даже наукой).

    Т. Есть разные пути, например, в исламе – джахат. Ты обращаешь на себя взор и начинаешь смотреть: «Кто ты и что в тебе? Почему ты такой, почему ты не прав в этой жизни?» Этот процесс очень сложный, вы же говорите, что для современного человека проще не развязывать этот узел, а разрубить его – гордиев узел кармы так запутан, что его невозможно развязать.

    М.М.д. В данном случае, мы рассчитываем на милость Господа. Борьба в материальном океане невежества очень сурова и, даже если пловец опытный, ему самому не спастись.

    Т. Да только обращаясь к Богу; как бы ты не обратился к Богу, помощь сразу же придет. Другое дело, что ты иногда не можешь это сделать, обратиться к Богу. В чем проблема? А проблема в том, что есть искажение, не только в сознании, но в том, что вы называете кармой… и не только карма…

    М.М.д. Карма – значит следовать ведическим наставлениям; такова рода деятельность ведет к обретению материального благополучия или вознесения на райские планеты. Раздел карма-канды предлагает нам разные ритуалы и жертвоприношения ради материального процветания, обращенные к полубогам (в частности к Индре). Викарма – это деятельность, противоречащая ведическим наставления; такого рода деятельность ведет живое существо к деградации. Акарма – деядельность то что мы назывем преданным служением Кришне. Действие в бездействии, и бездействие в действии – эта тема обсуждается в «Бхагавад-гите».

    Т. Я хочу добавит, что дело не только в действии, важны поступки, мысли и слово. Возьмите Зарастризм… и Ведизм у них единые корни.


    М.М.д. Конечно, некогда существовала единая ведическая цивилизация, поэтому мы найдем корни любой религии в Ведах.

    Т. Совершенно верно, единая духовная традиция; Авеста и Ригведа… и ученым очень трудно эту Авесту расшифровать. Но, во всяком случае, они там нашли, что у Бога есть вторая ипостась – истина. Богиня Итина – главная богиня. Поэтому каждый зарастриец должен: истинно мыслить, истинно действовать и истинно говорить.

    М,М,д. Каков критерии истины?

    Т. В этом все и дело. Если говорить по существу, то это полное соответствие с замыслом Бога.

    М.М.д. Совершенно верно, Кришна – есть высшее проявление Абсолютной истина, и познать Его – это цель жизни!

    Т. Истинное слово – это, если я говорю и чувствую (у меня есть внутреннее чувство истины, что я говорю правильно), и это совпадает с божественным замыслом. Действую, а тут у нас есть совесть… совесть – это свод данный Богом. И истинно мыслить – это сложнее всего. Контролировать мысли сложнее всего. Ум подобен обезьяне. Удержать мысли очень сложно. Поэтому философия на самом деле только этим и занимается. Философия – это преданность истине. Она ставит истину в центр мира. Западная философия пытается достичь ее только разумом. Она забывает о действии и слове. Поэтому эти нагромождения… библиотека огромная, а истины там мало. Философия – это не только книжки, которые написаны под рубрикой философии, философия – это любовь к истине. Я бы уточнила значение слова «философия» любовь не только к мудрости, а к истине. Мудрость относится к практической жизни, а истина – и практической, и теоретической, и чувственной, она все охватывает. Богу тоже приписывается истина, поэтому истина не может быть ложной.

    М.М.д. Истина в том, что наши желания полностью соответствовали желаниям Бога.

    Т. … и не только желания, а мысли, слова…все, чтобы соответствовало желаниям Бога. Путь такой реализации очень сложный.

    М.М.д. Путь через познание самого себя.

    Т. Чтобы мысль была не просто правильной, но и здоровой.

    М.М.д. Вся деятельность в этом мире осуществляется через процесс думанья. Все – в уме… счастье и несчастье, хорошо плохо… и если живое существо наслаждается в этом мире так и это наслаждение тоже в уме. Когда мы теряем свою связь с Кришной, то материальная энергия охватывает нас, покрывает и уносит, как поток воды масло, попавшее на ее поверхность. И, чтобы восстановить нашу связь с Кришной для современных людей рекомендуется процесс воспевания святых имен…

    Т. Я думаю, что в Вашем движении это многим удается реализовать, только за счет того, что Вы произносите имя Кришны. Вы, конечно, настраиваете душу и сознание, и тело на некое музыкальное соответствие этого божественного мира. Очень много значит музыкальный настрой (себя и всего), может быть другого и нет! Через размышления это не возможно сделать.

    М.М.д. Существуют и другие методы, но для современного века Кали ими не возможно воспользоваться. Ум очень не устойчивый, но он управляется звуковой вибрацией… В своей статье «Мистическая сила звука» я даю некоторое представление о том, что собой представляет звук, и какие звуковые вибрации существуют в природе, а также как они воздействуют на нас, вызывая различные эмоциональные состояния.

    Материальный мир есть отражение духовного, поэтому все, что мы можем воспринять материальными чувствами и умом, существует реально в духовном мире; не случайно часто для описания духовного мира мы пользуемся аналогиями и сравнениями с вещами нам известными.
      Есть материальные вибрации, есть и духовные форма, цвет, звук и пр. существует как в материальном, так и духовном мире, но в отличие от материального, духовные мир представляет реальность, а материальный его отражение.

    Т. Не следует так жестко противопоставлять материальное и духовное. Я хочу сказать о музыке…она вся духовна, но та, которая нас сталкивает, а не возвышает или приводит к болезни или убивает (есть такая музыка, которая враждебна человеку, она может убить), так же как и искусство (квадрат Малевича – это же убийственная вещь; вы согласны со мной?) Поэтому изображения, формы и звуки, которые сбивают человека с пути, являются искажением духовного. Если дерево растет нормально, оно цветет, плодоносит, но если на нем лишаи оно может лишиться возможности нормально развиваться. Это не само по себе зло, субстанция, а искажение, дефект…

    М.М.д. …как раз этот дефект и является искажением нашего сознания. Изначально сознание чисто, но, когда душа соприкасается с материей, оно оскверняется или, как вы сказали, искажается.

    Т. Если зеркало ровное, гладкое, мы видим себя прекрасно, но если имеет дефект, то изображение искажается…

    М.М.д. В «Бхагавад-гите» животная форма жизни сравнивается с зеркалом покрытым пылью; отражательная способность такого зеркала весьма невелика. Человеческая жизнь подобна огню, скрытому дымом; очевидно, что нет дыма без огня; получив человеческое воплощение, мы можем разжечь огонь нашего сознания Кришны, освободившись от материалистической копоти и дыма, и так обрести освобождение от круга рождения и смерти. Процесс очищения сводится к воспеванию святого имени: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Слово «мантра» переводится как «очищение ума»; вот вам, пожалуйста, и метод очищение зеркала ума и сердца с помощью трансцендентальной звуковой вибрации Харе Кришна. Имя Бога не отлично от Самого Бога, поэтому столь же могущественно, как и Сам Бог.
     Следуя тем принципам, о которых Вы знаете и, развивая в себе качества благости, человек может принять безоговорочно преданное служение Кришне; а, повторяя святое имя, каждый способен возвысить себя до трансцендентального уровня чистого сознания Кришны.

    Т. Запреты, конечно, есть в любых религиях; в сознании Кришны эти запреты в высшей степени разумные и нравственные, и мне это очень симпатично. В Библии тоже есть запреты – 10 заповедей, но для более дикого народа.

    М.М.д. Да, вы правы на 100%; нормальному человеку не надо говорить, что убивать не хорошо и воровать плохо, потому что в его природе этого нет.

    Т. Все религии имеют какие-то запреты, но что я хочу сказать: эти запреты – своего рода оболочка, ограждение, забор, за который не стоит выходить – иначе погибнешь. Когда человек постепенно развивается, то через какое-то время ему и в голову не придет нарушать их. У каждого есть свое божественное задание и его нужно просто выполнять и все.

    М.М.д. Подобное сравнение есть и Ведах. Например, там сказано, что корова ходит везде и щиплет траву, но, чтобы она не заходила в чужой огород, ей в нос продевают кольцо и привязывают веревку. Регулирующие принципы, указанные в Ведах – это своего рода веревка, которая ограничивает материальную активность, чувственные наслаждения, которые могут увлечь душу с пути истины; эти ограничения – безусловное благо для живого существа. В конечном счете, Кришна – Отец всех религий – говорит: сарва дхарман паритьяджа мама экам шаранам враджа, ахам атвам сарва, – оставь все религии и просто делай то, что Я говорю. Смысл духовной жизни – это делать то, что говорит Кришна – обрести сознание Кришны развить любовь к Нему и вернуться в Его царство. Если мы используем религию не по назначению, для каких-то экономических или политических целей, то она утрачивает свою ценность и становится бесполезной; в такой религии нет смысла.

    Т. Сейчас все религия превратилась в инструмент государства….

    М.М.д. Поэтому, неслучайно, Кришна говорит – повторю еще раз – оставь все религии и делай то, что Я скажу.

    Т. Это правильно…

    М.М.д. Необходимо провести четкую грань между тем, что есть религия и тем, что есть сознание Кришны. Когда мы называем сознание Кришны религией, то ставим это по истине духовное движение и его последователей на один уровень сознания с дикими людьми, которым надо говорить: не убий, не кради и не прелюбодействую!
    И тогда воры и бандиты с большой дороги для которых предназначено христианство говорят: «У нас есть своя религия, зачем нам ваша?» На самом деле они прикрываются тем же христианством в борьбе против Самого Бога, который послал Христа распространить ее, провоцируя столкновение между верующими в Христа и последователями сознания Кришны. – Вот, что это значит! Это просто трюк, который устраивают материалисты, желая поссорить между собой верующих.

    Т. Нужно жить в духе…

    М.М.д. Даже если у нас есть какие-то материальные желания…

    Т. Они пройдут.

    М.М.д. К нашему удовольствию Кришна исполняет все наши желания и материальные в том числе, если они не противоречат наше духовной жизни.

    Т. Когда материальные желания нарастают как снежный ком, они придавливают человека…

    М.М.д. Человеческая форма жизни из 8 400 000 видов и форм жизни вообще не предназначена для чувственных наслаждений. Поэтому, когда мы рождаемся людьми, для нас существует множество ограничений: не делай то, ни делай это… - мораль, этика и религия постоянно одергивают и ограничивают человека. В человеческой форме жизни, единственное ее преимущество, это то, что мы можем познать Абсолютную истину. Вот вопрос, который задают разумные люди: «Что есть Истина? атхато брахма джигьяса…» Познав себя как душу и восстановив свои отношения с Кришной (душой всех душ), человек, несомненно, станет счастливым; стать счастливым – это цель человеческой жизни.

    Т. Совершенно верно, но опять-таки не стоит так сильно противопоставлять…

    М. М.д. Я вынужден это делать, потому что проповедую.
    Т. Вы сами же пишите, что не надо внебрачных отношений, но в браке для зачатия детей они могут быть?

    М.М.д. Какой разговор, Кришна Сам говорит: «Я – сексуальная жизнь, не противоречащая принципам религии». Если Вы живете согласно наставлениям Кришны, то Вы станете сознающим Кришну и так преодолеете все трудности и искушения.

    Т. Чувственность не нужно блокирована; она должна быть осветлена в духе…она должна быть радостна.

    М.М.д. Это произойдет естественным образом, когда наши чувства очистятся, одухотворятся; духовные чувства позволят нам наслаждаться духовной жизнью неограниченно. Нет необходимости искусственно сдерживать чувства; их необходимо очистит, используя в служении Хришикеше, господину чувств!
    Сам по себе процесс преданного, любовного служения столь замечателен, что если ему следовать должным образом под надлежащим руководством, опираясь на ведические писания, то счастье придет как солнце по утру.

    Т. В Боге все радостно. Там нет ничего унылого.

    М.М.д. Даже в Библии сказано, что быть угрюмым – греховно. Когда человек забывает о Боге, погружаясь в мирские проблемы, он становится угрюмым. Другими словами, греховным считается все то, что способствует забвению наших отношений с Богом – мясоедение, интоксикации, незаконный секс и азартные игры.
    Когда мы забываем свои отношения с Кришной, у нас сразу начинаются проблемы…

    Т. Ну, к этому нечего и добавить!

    М.М.д. Мне остается только порадоваться тому, что мы так прекрасно провели время, затронув вопросы философии, этики, религии и сознания Кришны; обсуждение этих тем должно привлечь внимание разумных людей, ученых, бизнесменов и общественных деятелей, которые стремятся к духовному совершенству, желая обрести мир и процветание в обществе. Харе Кришна!


    © 2010 Мурали Мохан дас
    Движение Санкиртана
    Sankirtana.by


       







     

    Загрузка комментариев...

    « Назад

     
     
    InstantCMS