(Ш)-Маму Тхакур прабху. Я очень рад видеть Вас в Минске. Позвольте выразить Вам свое почтение, как очень яркой исторической фигуре в развитии белорусского ИСККОН. Я «копаю» эту историю, чтобы позаботиться о будущем; ведь будущее должно опереться на какой-то фундамент, заложенный в настоящем. Можете ли Вы рассказать о событиях становления белорусского Харе Кришна? Если позволите, я буду задавать вопросы.
(М)- Хорошо, начнём с вопросов, и в контексте нашей беседы затронем исторические события и личности, принимающих участие в них.
(Ш)- Тогда приступим. Какие даты, как начало движения сознания Кришны в Белоруссии, вы можете упомянуть? Как было решено отправиться в Минск?
(М)- Впервые в Минск я приехал в 1982-м году. История такова (возможно, я её упомяну в своих мемуарах). Я тоже пописываю...
(Ш)- Я очень рад был наткнуться в Интернете на некоторые ваши описания…
(М)- Да, как говорится, писатель пописывает – читатель почитывает (смех).
В тот год я отдыхал на побережье Чёрного моря где-то под Судаком. Место было хорошее; принимали меня там хорошо; поэтому, пользуясь случаем, я немного проповедовал. Была поздняя осень, когда все люди приступают к своей работе и учёбе. Я взял мриданг, который сам сделал из эпоксидной смолы, и пошел на пляж. Времена были тогда суровые, чтобы в открытую проповедовать, однако я проповедовал. И вот, едва я расположился, как в отдалении показалась группа молодых людей; как выяснилось, это были студенты из Минска; они подошли и поблизости от меня раскинули свой лагерь; достали выпивку и закуску, вытащили карты и стали играть. Пока они ещё не напились, я решил с ними как-то завязать разговор и познакомиться; чтобы привлечь их внимание я достал свой мриданг – он похож на акваланг; они сразу заинтересовались: Что это? Так, в Турцию решил поплыть (а на горизонте маячат пограничные корабли) – пошутил я; потом, чтобы рассеять недоумение, начал петь Харе Кришна и играть. Им это понравилось, стало интересно… Несколько минут я пел Харе Кришна мантру, а потом рассказал о философии сознания Кришны, после чего многие изъявили желание встретиться со мной; они оставили мне свои адреса и телефоны, и пригласили в Минск.
… и вот, прошло изрядно времени с тех пор. Где-то в 82-м году, я поселился в Абхазии, купил дом и, чтобы не было нареканий со стороны властей, прописался в нём. Это было не далеко от Сухуми в сельской местности. Мой духовный учитель просил учеников уезжать из больших городов. Чтобы показать пример другим, я нашел дом в прекрасном живописном месте и уехал их Ленинграда. Но оставаться на одном месте, я не хотел… Однажды я был в аэропорту в Адлере, решая куда бы мне полететь; спросил билет в Москву; билетов не было. Спросил в Новосибирск – билетов не было; стою у кассы и соображаю, что делать, как вдруг объявляют дополнительную посадку на Минск.
- О, давайте на Минск. Так я прилетел в Минск и встретился с этими ребятами. Потихоньку у нас стали налаживаться отношения. Во второе посещение Минска, мне попал адрес одной женщины, которая была лидером всесоюзного клуба туристической песни. Её звали, если не ошибаюсь, Надежда Николаевна. В то время членом этого клуба был Окуджава и другие довольно известные в то время барды. Надежда Николаевна жила на улице Горького и собирала у себя на квартире много разных людей интересующихся йогой и прочими неадекватными вещами, популярными в то время. Я должен сказать, что нам знакомый Владимир Николаевич впервые услышал о Харе Кришна именно там, ныне его зовут...
(Ш)- Браджабихари дас.
(М)- Вот такой факт имел место быть в начале 80-х (проповедую Харе Кришна я с 80-ого). Владимир Николаевич очень много мне помогал. Он знакомил меня с разными людьми, своими знакомыми; так с квартиры на квартиру, перемещаясь по Минску, очень скоро я обзавёлся довольно большим кругом почитателей сознания Кришны, сочувствующих нам и интересующихся людей. Постепенно я стал популярной личностью, что стало известно КГБ и всем другим. Они пытались меня запеленговать, но так ничего и не получилось; я был неуловимым проповедником. Однажды на квартире одной учительницы, которая преподавала танцы (возможно, её звали Людмила Васильевна), собиралось много мальчиков и девочек; я проводил им и проводил программы. Один из завсегдатаев, молодой человек, у которого был духовный наставник из церкви, предложил мне с ним познакомить. Я подумал, что это неплохая идея. В свое время я положил много сил, чтобы наладить контакты с влиятельными и учёными людьми; наряду с обычными я заводил знакомства с духовенством, пытаясь найти среди них доброжелателей, чтобы объединить усилия в борьбе с атеизмом. Так мы встретились с наставником этого молодого человека, его звали отец Георгий; он пригласил меня в свою келью. Позже я записал нашу беседу и опубликовал ее в своей книге "Харе Кришна вчера и сегодня". Хочу отметить любопытный факт. После этой беседы я должен был пойти на программу к Людмиле Васильевне, но не пошёл и очень кстати, потому что к ней нагрянули с обыском. Сопоставив различные факты, я заключил, что святой отец сотрудничал с КГБ.
В Белоруссии я проповедовал довольно много. Был в Лиде, в Кобрине, Бресте, Могилеве, Витебске, в Гомеле и пр. В Лиде я останавливался на квартире одной женщины; она преподавала английский язык; у нее был сын... они помогали мне распространять книги. В конце 1984-го года, когда появились первые «Бхагавад-гиты» на русском, я делал ксерокс и небольшими партиями привозил в Минск.
(Ш)- Интересно, «Бхагавад-гита» в двух томах?
(М)- Нет. Это была небольшая книга; ее привезли в расплетенном виде из Швеции; я делал ее копии у разных людей (печатников), затем сам же переплетал и приезжал в Минск распространять. Здесь у меня был один человек с бородой; его звали Николай. У него был свой круг людей, интересующихся книгами, причём, довольно известных. В то время подобную литературу читали люди с положением в обществе. Однажды он меня пригласил дать им лекцию. Это была солидная публика: юристы, обществоведы… Он предупредил меня: Ты должен говорить безупречно, без запинок, грамотно, иначе тебя никто не будет слушать. Надо заметить, что в то время Кришна давал мне удивительные способности привлекать людей...
(Ш)- А где лекция проходила?
(М)- В Школе. Николай подрабатывал там сторожем…
Когда адреса моих минских друзей попали в руки КГБ, то начались гонения и репрессии. Произошло это так: один литовский преданный попросил у меня адреса минских преданных; я дал их ему, но вскоре его арестовали, и его записная книжка досталась КГБ. Тогда под давлением, они отказались от Кришна. После этого появилась большая статья в "Советской Белоруссии" о том, что Харе Кришна – это ничто иное, идеологическая диверсия, происки ЦРУ; там много было написано обо мне; со всеми подробностями и паспортными данными.
(Ш)- Большой почёт.
(М)- Я перестал ездить в Минск, вплоть до Перестройки. Но у меня осталось здесь много знакомых, среди которых были весьма известные люди (один заслуженный артист из оперного театра, другой – лечащий врач партийных чиновников и пр.)
И уже в 1989 году, когда первые паломники Харе Кришна из России съездили в Индию, тот же Владимир Николаевич направил меня к человеку, у которого было кафе. И я снова оказался в Минске.0020В Ленинграде у меня уже было первое вегетарианское кооперативное кафе. За всю историю Советского Союза оно было первым такого рода. И не просто кафе, а Харе Кришна. Ещё не было регистрации Харе Кришна. Было кафе.
(Ш)-Вы были революционером в то время.
(М)-Да. Значит, того человека из Беларуси звали Евгением. Его кафе было в ДК. Как называлось ДК тогда?
(Амаранатх д.)- Театр Христофор.
(М)-Да. Он пригласил меня, чтобы я помог ему поднять его бизнес, т.к. дела его шли не очень. Он предлагал мне долю и хотел перепродать. Вот такие были разговоры. В конце концов, я приехал с некто Гурчинским Михаилом, что стал известен, как Майтрейя прабху, который много сделал для развития минской ятры и постройки храма.
Мы приехали. Нам негде было остановиться. Мы пили молоко где-то на скамеечке возле памятника Якуба Коласа. Открыли одно кафе. Это - целая история. Не получилось. Потом мы открыли другое, в институте Культуры, вернее в его общежитии. Это было очень хорошее место. Столько молодёжи приходило, столько народа на программы. У меня есть, кстати, фотоархив тех времён. Порядка 10000 фотографий. Постепенно я буду публиковать и писать про это. Постепенно мы будем помогать друг другу раскапывать эту историю, делать эти археологические находки, связанные с тем, как сознание Кришны устанавливалось на Беларуси. Я говорил Майтрейе, чтобы он вёл дневник, чтобы всё фиксировать. Я предвидел, что придёт много других людей, которые провозгласят себя первыми. Но, как в действительности, согласно факта исторического подтверждает этот архив. Так что мы будем дружить с вами.
(Ш)-Я думаю, что вы уже вкратце рассказали обо всём, что я хотел спросить. Значит, вы проповедовали вдвоём и что вы делали для этого? Это шло через кафе? Меня интересует когда была первая харинама?
(М)-Первая харинама была в парке Челюскинцев. Там было людно. У меня есть фотоматериалы в компьютере.
(Ш)-Да, я просматривал, но там не было 10000 фотографий.
-Там только избранное.
(Ш)-Это хорошо, что есть. Это будет интересно читателям и посетителям сайта. Мы, возможно, их опубликуем со временем. Я помню, как Майтрейя прабху уполномочивал одного из преданных фотографировать, но в конце концов у него не было на это времени. Я тоже жалею, что не находил времени на дневник в то время. Приходится сейчас полагаться на то, что могут вспомнить преданные и раскапывать свои воспоминания.
(М)-В конечном итоге, я думаю, что Кришна вам поможет. Видя чистые намерения, Кришна помогает.
(Ш)-Вот, присоединяющиеся люди. Кого вы особенно могли отметить из Беларуси кроме Браджабихари?
-В своих книгах я это опишу. Возможно в 4, 5 и 6 книге "Харе Кришна вчера и сегодня". Третья рассказывает о проповеди на Урале.
(Ш)-Понятно. Можно будет ссылаться. И когда напечатаете?
(М)-Я надеюсь , что в 2007 году, наступающем. Я регулярно сейчас издаю книги. Хотя они не пользуются большим спросом, но я надеюсь, что ...
(Ш)-Кому-то помогут.
(М)-Пишу из благотворительных целей, чтобы это кому-то помогало. То есть это не является коммерческой литературой и я вам сейчас подарю несколько книг. Эти книги могут подойти тем, кто занимается философией сознания Кришны и учёным, социологам, которые будут интересоваться историей этого движения в Советском Союзе.
(Ш)-Я бы задал такой вопрос: Какая разница в духе преданных тогда и сейчас.
(М)-Дух преданных тогда был очень хороший. Он был мне близок. Это можно было назвать океаном нектара. Я служил в лучшие времена. Они, наверное, повторятся ещё. Тогда преданные хотели совершить ещё одну революцию, следующую за Перестройкой – революцию в сознании людей. Вот.
То есть, если мы принимаем, что живое существо есть душа, что все они равны, братья и сёстры в Боге, то все проблемы связанные с борьбой за объекты чувственных наслаждений будут устранены.
(Ш)-Сейчас не хватает революционного сознания?
(М)-Да. Сейчас люди стали меркантильны и даже преданные больше интересуются какой-то кармической деятельностью, заняты бизнесом и это очень печально. Но я надеюсь, что эта история, которую мы с вами опишем, поможет возродить этот дух. Вспоминая снова и снова, я переживаю те золотые времена. Я обрёл решительность на книгах Прабхупады и проповедовал, как Прабхупада и это отличается от того, как сейчас проповедуют даже те, кто считаются последователями Прабхупады. У меня складывается впечатление, что те книги, которые распространяют, они их не читают. Если мы будем читать эти книги, то мы всегда будем в настроении революционеров и не бояться быть первопроходцами, желающими перевернуть сознание людей, чтобы они стали сознающими Кришну. Это- очень революционное движение- ДВИЖЕНИЕ сознания Кришны. Movement -движение. Как сказал мой один знакомый, что ему больше всего нравится что сознание Кришны- движение. Это- не какая-то религия, а движение сознания Кришны. На самом деле это просто- чистое сознание. Оно присуще каждому живому существу. Потому, что каждое живое существо изначально сознаёт Кришну. Религия имеет начало и конец, но сознание вечно. Душа вечная и имеет сознание. Её сознание- сознание Кришны.
Каждый человек может возразить. Зачем нам ваша религия? Но если мы проповедуем сознание Кришны, то тут не может быть никаких возражений.
(Ш)-Вы хотите сказать, что не хватает школы, чтобы люди полагались на Прабхупаду и Кришну, не искажали их наставления?
(М)-Да. Прабхупада написал в предисловии к Бхагавад Гите, что современные люди стремятся к объединению, одной религии, одному писанию, одной мантре. Так пусть же будет только Харе Кришна мантра, Бхагавад-Гита и чистое преданное служение, как то, что будет нас объединять.
Вот , как определяется чистое преданное служение. Оно свободно от кармы, плодотворной деятельности, желания обрести нечто материальное для чувственных наслаждений. Оно свободно от стремления к освобождению даже и обретению мистических способностей. Эта деятельность преследует целью удовлетворение Верховной Личности Бога Шри Кришны. Это называется уттама бхакти- чистое преданное служение. И чистым преданным служением может заниматься любой, даже животное, потому, что это в природе сознания. В каком бы теле не была душа, она призвана служить Шри Кришне, как неотъемлемая частица. Религия называется свадхарма. Она подразделяется на обязанности по отношению к обществу, нации, единоверцам, и обязанности по отношению к Богу. И иногда наши обязанности по отношению ко всему кроме Кришны становятся основными.
(Ш)-Понимаю. И из -за этого никто не готов производить революцию. Нужен другой подход.
(М)-Да. Такой подход- читать книги Прабхупады и проповедовать, как он.
(Ш)-Хорошо. Это- ваша рекомендация. Скажите, каково отношение преданных и людей к вам тогда и сейчас, вчера и сегодня.
(М)-Хм. И тогда и сейчас были люди, которые были атеисты или были против Харе Кришна. Не удивительно, что кто-то не присоединяется к движению сознания Кришны здесь. Удивительно, что кто-то присоединяется. Потому, что этот материальный мир создан для тех, кто хотел бы забыть о Кришне. Не удивительно, что люди не хотят разделять наших убеждений. Тем не менее мы верим в предсказание о том, что святое имя Кришны будут петь в каждом городе и деревне. И я считаю эту проповедь святого Имени и воспевание его самым важным занятием для преданных. Чайтанья сказал: Кого не встретишь, говори о Кришне. Сейчас люди говорят о том о сём, иногда о Боге. Но почему они не воспевают имя Кришны вместе? Было время, когда не было видно тех христиан и православных, которых сейчас много, в особенности в России. Было только Харе Кришна на виду. И люди принимали Харе Кришна очень хорошо.
(Ш)-То есть Харе Кришна было ярко выражено для людей? Проповедовали только Харе Кришна.
(М)-Благоприятные были условия. Я полагал, что приехав из Соединённых Штатов после моего отсутствия 10-12 лет, я увижу, что все- Харе Кришна. По крайней мере большинство. И я думал, что мне предоставят возможность выступить в каком-нибудь большом зале подобно Дворцу Съездов, где всё правительство и члены его будут повторять Харе Кришна хором. Я верил в это, потому, что я такое видел. Большое помещение мы снимали и много людей вместе повторяли Харе Кришна.
(Ш)-Этого не хватает сейчас.
(М)-Такой был подъём.
(Ш)-Не хватает людей с таким видением.
(М)-Помещения были пустые. Храм Василия Блаженного никому не был нужен. Там можно было сделать храм Харе Кришна. В то время мне предлагали офис даже в тех апартаментах, где были офисы ЦК партии. Партию распустили и офисы пустовали. Их можно было любой занять, на Куйбышева. Я ходил и смотрел, какой лучше.
(смех)
Я не думаю, что нужно было брать какой-то дом на Хорошёвском шоссе на время, потом его ремонтировать. Можно было взять любое здание для Харе Кришна на самом деле.
(Ш)-Аджагар-вритти. Так Прабхупада говорил.
(М)-Да. Я много сделал для того, чтобы было, как воспользоваться для Кришны и об этом ещё напишу. Я хотел создать и партию и до сих пор есть регистрация объединения "Санкиртана". И газеты, и журналы, и многое другое. Была идея банка "Санкиртана".
(смех)
(Ш)-Вот это революционно!
(М)-Я проповедовал самым выдающимся людям. Академику Сахарову, например и тем, кто занимались политикой. Сам я не хотел заниматься политикой. Но я видел, что старая их философия поколеблена и они искали новую. Я проповедовал на самых высоких уровнях, представляя им Варнашраму дхарму и всё остальное в сознании Кришны.
(Ш)-Я хочу узнать о личностях в движении сознания Кришны тогда и сейчас. Первым после вас лидером в Беларуси был Майтрейя прабху. Скажите, какой его жизнь была тогда.
(М)-Первый ашрам харе Кришна был у нас в Ленинграде. Я снимал квартиру на ул. Зины Портновой. Проповедуя и распространяя книги, мы встретили Майтрею. Его судьба не совсем обычна, но я не вижу необходимости распространяться по этому поводу. Он поселился у нас в ашраме. Был очень исполнительным и разумным человеком, со многими достоинствами. В конечном итоге он смог совершить здесь, в Минске, большую работу благодаря им. Он работал в кафе у меня некоторое время. Он мне много помогал, и я его рекомендовал для инициации Прабхавишну Свами. Потом он стал президентом в том доме, который я купил на Павлова 11.
Сначала он был деревянным, а Майтрейя его достроил, обнёс кирпичом. Хотел два этажа и колокольню... Это- самый большой храм Харе Кришна был в то время во всём Советском Союзе. Такого нигде не было. Это был первый храм. Майтрейя хотел его сделать самым лучшим. Он приложил очень много усилий. Потом ему дали ещё какую-то землю. Мы туда ездили. Он там построил ферму и 4-х этажный дом для преданных. Я не знаю в каком состоянии это сейчас.
(Ш)-Там 50 коров.
(М)-А на Павлова был гараж и мы там держали тогда коров.
(Ш)-Я помню, когда я впервые приехал в храм, в 1992-м, благодаря приглашениям Шанкараприи прабху к вам на лекции. я увидел много навоза перед домом. Я подумал, что это не храм наверное. Но внутри я увидел преданных и услышал ваше своеобразное пение Харе Кришна в таком маршевом стиле. Послушал вашу революционную лекцию и запомнил навсегда эту атмосферу. Она мне понравилась. Вы остаётесь для меня таким чётким проповедником. Ещё я помню ваши картины, которые мы распространяли, как плакаты.
(М)-Я писал до недавних пор их, даже в Бруклинском храме, где я был пуджари какое-то время. Там тоже есть мои картины. Одна из них длинной 5 метров. Самая моя выдающаяся картина - в храме Радхи Говинды. Теперь я не рисую.
(Ш)-Вы помните Аджата Шатру? Это такой преданный у которого были проблемы с телом, он был маленький и сгорбившийся.
(М)-А. И что?
(Ш)-Хм. Я понимаю, что вы были нацелены на проповедь вне общины больше.
-Я везде проповедовал.
(Ш)-А Девакинандану прабху помните? Сейчас его завут Дамодара Пандит.
(М)-Да. Он приезжал к нам, ещё служа в армии. Тогда у нас была квартира только на Серебрянке. Сейчас я могу что-то не сказать, но я этот период вспомню в своих книгах. Я вспомню тех , с кем встречался в Минске.
(Ш)-Будем с нетерпением этого ждать.
(М)-Лучше всего спросить Майтрею, потому что он жил здесь и более общался со всеми, чем я. Я был в то время региональным секретарём от Волги, Сибирь и Дальний Восток. Мне трудно рассказать обо всём. Перед тем , как поехать в Индию на год, в своём регионе я зарегистрировал 20 центров до 1993 года.
(Ш)-Серьёзно.
(М)-Я встречал миллион людей. Среди многих имён я не могу всех помнить.
(Ш)-Есть ещё одна тема в моих вопросах. Сознание Кришны, в учреждениях, в парках, в спорте и в милиции.
-Да. Мы проповедовали в Христофоре. Тогда ещё пришёл Олег...
(Ш)-Макаев?
(М)-Да. Майтрейя его нашёл, привёл. Он нам очень много помогал. Он был лидером группы спортсменов восточных единоборств.
Он приглашал нас проводить программы в спортзал. Много людей приходило туда. Мы распространяли прасад и книги. Был большой подъём очень сильный. Я так полагаю, что многие потом присоединились серьёзно к этому движению и получили посвящение.
(Ш)-Это- пример того, как через спорт сознание Кришны развивалось.
(М)-Это- одна категория людей. Кроме этого, я ещё должен сказать, мне запомнилась программа в белорусской Академии наук. После программы в Институте ко мне подходили за автографом и я писал: Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы.
(смех)
Я знал там одного человека ещё до этих событий. Откуда? Киртирадж прабху был тогда ДжиБиСи по СССР проповедовал людям, которые приезжали за границу. А в то время туда ездили не обычные люди, ученые и всякие деятели. Он проповедовал и давал мне их координаты. Всё было засекречено. Я этих людей навещал потом.
Кроме этого, мы сделали много программ с передвижной выставкой. В доме Искусств, например. Картины, плакаты, фотографии большого размера. Эту выставку мы возили потом по всему Союзу. Одна преданная, которую звали Светлана, ездила с ней. Устроили в одном из театров Могилёва или Гомеля замечательную программу, где в фойе была так же размешена эта выставка. Кроме этого у нас были выступления в разных школах и учебных заведениях. Владимир Николаевич организовал выступление в каком-то музыкальном училище. В каком-то ДК, недалеко от железнодорожного вокзала выступали.
(Ш)-Были ли случаи с милицией?
(М)-Здесь? Уже в настоящее время. Я проводил киртаны год или два назад и меня арестовывали несколько раз. Но только за то, что у меня не было прописки. Я приезжал со своими учениками и проходил по самой главной улице. Оказывается, там был Дом Правительства. И кто-то мне сказал: Да вы пойте, только не перед самыми окнами президента.
(смех)
(Ш)-Я слышал этот прикол. Маму Тхакур в городе, называется. (смеёмся)
(М)-Да. Всё равно было всё удачно. Нас привели в милицию, которая была рядом с храмом по Орловской. Пригласили человека, чтобы нас признали Харе Кришна, хотя мы были в дхоти, что само за себя говорило. Президент храма сказал: Да. Мы знаем их. Это- Маму Тхакур. В милиции я проповедовал достаточно удачно самому главному милиционеру и подарил ему книгу "Харе Кришна вчера и сегодня". Мы договориличь, что если я буду приезжать он поможет делать мне регистрацию без всяких проблем. На этом мы и расстались.
(Ш)-Вы строите общество на хороших отношениях.
(М)-Да. На личных отношения. Ещё, когда у нас отбирали кафе, у нас было много курьёзных случаев. Мы с Майтрейей прабху ходили по самым большим инстанциям: в ЦК Партии, в Президиум и везде писали письма, собирали подписи желающих стать вегетарианцами у проходной завода имени Ленина, которому принадлежал тот ДК Христофор. Ситуация занятная, если её описать более менее художественно.
(Ш)-Хотелось бы узнать о вашей проповеди вне ИСККОН. Ваши планы, ваше видение, настроение.
(М)-Ну, мне нечего жаловаться. Я просто проповедую Харе Кришна. Я не проповедую кого-то или что-то. Я проповедую сознание Кришны. И есть люди, которые присоединяются к какой-то матхе, есть люди, которые присоединяются к ИССККОН и есть люди, которые присоединяются ко мне. Говорить о удовлетворении или неудовлетворённости бессмысленно. У меня нет ни врагов, ни друзей. Кто-то может быть со мной не согласен или с моим стилем проповеди. Тем не менее...
(Ш)-Вы поддерживали какие-то связи с белорусскими преданными по переписке? Возможно, вы переписывались с Майтрейей?
(М)-Ну, Майтрейя мне писал, когда я был в Америке, но поскольку у меня там было служение в рамках ИСККОН я не мог ответить.
Я устроил там кафе на Брайтон Бич, привёл много русских в Харе Кришна, удачно проповедовал.
(Ш)-Всё в том же духе.
(М)-Да. Открыл выставку и даже... что самое выдающееся- провёл фестиваль Джаганнатхи силами тех кому проповедовал. В Америке я провёл русскую Ратха-Ятру на Брайтон-Бич. После меня, ещё 2 года они придерживались храма ИСККОН, но потом они обессилили т.к. не было притока новых людей и проповеди, как таковой. А серьёзные преданные какое-то время держатся, а потом уходят в бизнес, обзаводятся семьёй и теряют энтузиазм и даже своё положение преданного.
(Ш)-Должен быть какой-то стержень!
(М)-Стержень? Если мы хотим предаться Кришне, Кришна поможет. Если мы хотим чего-то другого, Кришна удовлетворяет желания каждого. Поэтому, что мы хотим, то и получаем в конечном итоге. (смеётся) Если мы серьёзны в своей духовной жизни, то ...
Кришна говорит в Бхагавад Гите: Мой преданный никогда не погибнет. Смело заявляй любому. Двух мнений не может быть об этом.
Если мы хотим быть преданными, любой, даже незначительный преданный никогда не уходит из сознания Кришны.
(Ш)-Вы помните, как вы в Минске провели Картику?
(М)-Я не одну Картику провёл в Минске. Я объехал около сотни городов в Союзе и поэтому, могу не помнить подробностей.
(Ш)-Вы тогда читали много лекций, которые записывались на бабины. Мы привезли их сейчас из наших архивов на ферме и собираемся оцифровать вместе с другими лекциями духовных учителей.
(М)-Отлично. У вас больше информации, чем у меня.
(Ш)-Копаем.
(смех)
(М)-Как говорил Козьма Прутков: Зри в корень. Значит нужно копать.
(смех)
Мурали Мохан Махарадж (Маму Тхакур дас), является автором многих книг о философии и практике сознания Кришны. Являясь тем, кто стоял у истоков бурного развития этого движения на просторах СССР, он накопил множество публицистических материалов, которые выходили в свет в разных изданиях, в газетах, журналах и брошюрах.
Когда одна преданная спросила Шрилу Прабхупаду: «А как насчет брака в сознании Кришны?» Он ответил: «В сознании Кришны такого не существует. Одна джива не может выйти замуж или жениться на другой дживе».
Для преданного Кришны недопустима мысль, что его другом будет кто-то другой, кроме Кришны. Точно также, он не может себе представить, что его мужем или женой будет кто-то другой, кроме Кришны. Если он хочет иметь семью, то его сыном может быть только Кришна и никто другой…. Для преданного Кришны нет никого, кроме Кришны, который может быть другом, сыном или возлюбленным – всем для такого преданного. Для преданного прелюбодействовать – значит любить кого-то другого, вместо Кришны. В сердце преданного Кришны нет места кому-то еще, кроме Кришны.
11 мая 2011 года Мурали Мохану Махараджу исполнилось 62 года, из них тридцать один год безостановочной проповеди сознания Кришны. Весь застойный период, начиная с 1982 года по канун Перестройки в бывшем СССР, распространение сознания Кришны было целиком связано с именем этого легендарного преданного. В этот период все, кто приходил в сознание Кришны, получали рекомендацию для инициации у Мурали Мохана (Маму Тхакура).
30 лет пролетели как один день, сейчас ему 62. В своем интервью с редактором газеты Золотой Век, Ангирой Муни, Мурали Мохан сказал: «Моя проповедь только начинается». Последующие 30 лет ознаменуют в его биографии новый этап проповеди.
Мурали Мохан Махарадж является автором более 20 книг и нескольких сотен статей по философии и религии. В этом году вышла в свет «Бхагавад-гита – книга преданности» с комментариями, иллюстрациями и цветными вкладками Мурали Мохана Махараджа. В настоящее время наш Гурудев принимает учеников в России, странах СНГ и в Америке.
В день вьяса-пуджи ученики Его Божественной милости написали духовному учителю свои письма. В этом году мы впервые собрали их в книгу, которая является скромным подношением нашему дорогому Гурудеву, Ом Вишнупад Парамахамсе Паривраджакачарье Шри Шримад Мурали Мохану Махараджу, и попыткой прославить эту уникальную личность, нашего возлюбленного Гуруджи, который вдохновляет нас своим собственным примером и ведет слепых и хромых по пути преданного служения.
5000 лет назад на планете Земля существовала арийская культура. В это время в династии Яду, играя роль обычного человеческого существа, воплотился Кришна, Верховная личность Бога. Так бывает, «когда на земле религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие» – Кришна Сам приходит, чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, также восстановить принципы истинной религии.