Мурали Мохан Махарадж (Маму Тхакур дас), является автором многих книг о философии и практике сознания Кришны. Являясь тем, кто стоял у истоков бурного развития этого движения на просторах СССР, он накопил множество публицистических материалов, которые выходили в свет в разных изданиях, в газетах, журналах и брошюрах.
ДМИТРИЙ Андреев: Пожалуйста, несколько слов о себе. Для наших слушателей будет небезынтересно узнать: «Кто вы, какдавно проповедуете и какова ваша философия?»
МММ: Я проповедую Сознание Кришны с 1980 года. Фактически я – один из немногих, кто начинал это движение в бывшем СССР. Я проповедовал многим, кто сейчас занимает положение лидеров и духовных наставников в ISKCON.В то время это сильно преследовалось,и я думал, что если начну проповедовать Харе Кришна, то буду вынужден отказаться от всякого общения, от родственников, друзей, уйти в подполье и жить нелегалом всю оставшуюся жизнь, не рассчитывая на медицинскую помощь, без средств к существованию. Конечно, надо сказать, я был не бедный человек, и, возможно, денегмне хватило бы при скромной жизни на какое-то время, ну, а что дальше?
Д. АНДРЕЕВ: Вы были к этому готовы?
МММ: Да. И вот, что меня вдохновило на такой подвижнический образ жизни? В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Арджуна, смело заявляй любому, что Мой преданный никогда не погибнет!» «Ну - подумал я, - если Кришна, Верховная личность Бога, обещает, то мне не о чем беспокоиться.Кришна – всемогущий, Он защитит меня….» И я рискнул. Мне было интересно, как в экстремальных условиях жизни Кришна будет меня защищать. Я не знал, как сложится моя жизнь далее в сознании Кришны, и не предполагал, что когда-нибудь начнется перестройка…. Так, как все живут (мои родственники, друзья и прочие), я не собирался жить. Я всегда искал высший духовный смысл жизни. Искал по кому бы сделать жизнь и когда познакомился с сознанием Кришны, с философией и практикой, обретя свой идеал, не собирался им поступаться. В действительности это был мой жизненный эксперимент.
До того, как я познакомился с Харе Кришна, я был председателем Ленинградского Комитета художников книги, графики и плаката. Был достаточно известен и материально обеспечен. Я увлекался философией, историей…. Вегетарианцем я стал еще до того, как узнал о Харе Кришна мантре…. Концепция сознания Кришны, практика и образ жизни – были идеальны….Я искал смысл жизни и читал многих философов, пытаясь применить их философию на практике. В основе любой деятельности, так или иначе, лежит какая-то философия, но познакомившись с ведической концепцией АХАМ БРАХМАСМИ, я есть душа, я не есть материальное тело, нашел, что это наиболее возвышенная форма существования, определяющая смысл и цели жизни в служении Высшему Брахману, Кришне, который является самим воплощением Абсолютной истины.
Живое существо сат-чит ананда (вечно, исполнено знания и блаженства). Поэтому не случайно каждый стремится жить вечно (никто не хочет умирать), каждый ищет знания, которое является ключом к наслаждению, и каждый, в конечном счете, хочет стать счастливым. Такова природа души, и сознание Кришны предоставляет нам возможность полностью достичь всего этого (сат-чт-ананда, вечного бытия, знания и блаженства), восстановив свои отношения с Кришной. Все названия и формы, с которыми мы себя отождествляем, являются проявлением низшей энергии. Они не являются…
Жил был император по имени Харишчандра. У него была жена Шайбья и сын Рохитасва. Он был правителем всего мира и отличался честностью. Он всегда выполнял свои обещания. Поэтому его прозвали сатьявади – тот, кто говорит только правду. Обычно он говорил: «Я говорю то, что делаю и делаю то, что говорю». За это его все любили.
Сам Господь, воплотившись в образе сына Сатйавати [Вйасадевы], сочтет созданные Им ведические писания слишком сложными для людей с неразвитым интеллектом, которым отпущена короткая жизнь, и, чтобы приспособить эти писания к условиям наступившего века, разделит древо ведических знаний на отдельные ветви.
КОMMЕНTАРИЙ:
Во времена, о которых говорится в этом стихе, шудр и женщин не учили ведической мудрости; им не давали посвящения, потому что ведические писания слишком сложны для людей с неразвитым интеллектом. Более того в такого рода знании шудрам и женщинам не было необходимости. Если бы эти люди получили доступ к ВЕДАМ, они стали бы их извращать и ими злоупотреблять. Ведическое знание и ведические ритуалы сложны и сейчас, даже для тех, кто считает себя преданным Кришны. Но в этом нет необходимости. В то время не было ни колледжей, ни университетов. Если человек родился в семье плотников, то его отец мог его научить забивать гвозди…. В знании ведической мудрости для шудр не было необходимости. Просто выполняя свои предписанные обязанности Данные Господом в соответствие с гуннами природы и кармы, эти люди тоже удовлетворяли Его. Веды учат, как обрести освобождение и, служа другим высшим кастам, они могли духовно развиваться. То же самое можно сказать и о женщинах. Рожать детей – дело нехитрое. Это делают даже животные и птицы. Для современных ученых, политиков, бизнесменов и прочих, ктозанят добыванием денег, тоже нет необходимости в Ведах.
Как пишет Прабхупада в своих комментариях, «В этом стихе Брахма предсказывает создание "Шримад-Бхагаватам", предназначенного для людей Кали-юги, век которых недолог. Как говорится в Первой песне, недалекие люди века Кали будут не только мало жить, но и столкнутся в своей жизни со множеством проблем, неизбежных в хаотичном атеистическом обществе.
Решая одну проблему, люди создают тысячи других. Это характерная особенность Кали-юги. По сути дела проблема в том, что люди забыли Кришну.
Брахма – творец вселенной, написал сценарий для каждого. И он нашел, что современная общественная конъектура требует больше инженеров, компьютерщиков, управляющих и бизнесменов. Интереса к духовной жизни у людей нет. Брахма дал знание на их уровне развития.Прогресс, направленный на создание материальных удобств, является результатом влияния гуны невежества. Истинный прогресс в познании - это прогресс в познании самого себя. Однако в век Кали недалекие люди ошибочно полагают, что вместе с сотней лет, отпущенных им для жизни (которые теперь фактически сократились до шестидесяти, а то и до сорока лет), всему приходит конец. Они ограниченны, поскольку не знают о том, что жизнь вечна. Они отождествляют себя с временным материальным телом, которое существует каких-нибудь сорок лет, и абсолютно уверены в том, что оно составляет единственную основу жизни. О таких людях говорят, что они мало чем отличаются от животных.
Однако Господь - милосердный отец всех живых существ - дает им безграничные ведические знания в форме таких коротких трактатов, как "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам" (предназначенный для тех, кто уже усвоил истины "Бхагавад-гиты").
Пре́ма — чистая любовь к Богу в особенности в вайшнавской традициикришна-бхакти — это наивысший уровень бхакти.Према-бхакти (чистая бхакти, преданность Кришне на уровне чистой любви) является высшей целью человеческой жизни.Према часто противопоставляется каме, или материальному вожделению, которое представляет собой искажённое отражение премы — чистой, всецело духовной любви души к Богу... Према рассматривается как полная противоположность каме, поэтому принимать каму за прему губительно и опасно для духовной жизни. Так, например, Шрила Бхактивинода Тхакур говорил: «О брат, прислушайся к моим словам: внешне вожделение и любовь очень похожи. Но принимая похоть за прему, ты обманываешь себя. Твоё заблуждение уведёт тебя от вечного блага. Вожделение рождается плотью и обращено к плоти, а према венчает духовную жизнь».
А также в этой лекции: Три типа ложного отречения. Почему так много преданных испытывают и переживают горький опыт разочарования? Что такое следование правилам и предписаниям? Цель садхана-бхакти – это бхава (чувство экстатической любви к Кришне). Какова природа бхавы? Чистое преданное служение (уттама бхакти).Два типа людей: мягкосердечные и мягкотелые. Что это означает – иметь мягкое сердце? Как человек становится по-настоящему смиренным...
А также Лекция №2СОКРОВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ЯВЛЕНИЯШРИ ЧАЙТАНЬИ МАХАПРАБХУ.