Мурали Мохан Махарадж (Маму Тхакур дас), является автором многих книг о философии и практике сознания Кришны. Являясь тем, кто стоял у истоков бурного развития этого движения на просторах СССР, он накопил множество публицистических материалов, которые выходили в свет в разных изданиях, в газетах, журналах и брошюрах.
Прямой эфир. Интервью Мурали Мохана Махараджа на русском радио в Америке.
Здесь мы приводим текст беседы с небольшими сокращениями и редакцией.
Звонок меня застал на пороге, когда я выходил из дома. Это был Сева Каплан, основатель русского радио в Америке.
СЕВА: Каков был ваш путь к нынешнему дню?
МММ: До того как познакомиться с сознанием Кришны, я был председателем ЛенинградскогоГородского Комитета Художников. Это был период расцвета русского авангарда, связанный с именами таких художников, как Шемякин, Дышленко и Тюльпанов...
СЕВА: Что было потом? Насколько я понимаю, Вы стояли у истоков сознания Кришны в СССР. Как это произошло?
МММ: С учением Кришны я познакомился в 1980 году в Риге, и с первого дня стал проповедовать. Тогда это сильно преследовалось. Я рисковал… Но что меня убедило?
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Мой преданный никогда не погибнет!» Он – всемогущий Бог, – подумал я, - и Он гарантирует мне защиту. Мне было интересно посмотреть, как Кришна будет меня защищать. По сей день я живу в экстремальных условиях, в полной зависимости от Господа, полагаясь исключительно на Его милость. Это мой жизненный эксперимент, который я собираюсь описать в своих мемуарах.
Я есть душа, я не есть материальное тело. Мы говорим: «Моя рука, моя голова, мое то и это… А кто есть я?» Этот вопрос меня интересовал всегда.
По милости Шри Чайтанйадевы даже глупец сможет понять заключительное слово ИСТИНЫ.
Одно из отличительных качеств Вайшнава – это то, что они жаждут поклоняться Верховному Господу, приходящему в их дом в образе Божества. Способ поклонения установлен ачарьями и подробно описан в Хари-бхакти –виласе. Когда преданный видит Божество в храме, прекрасно украшенное и принимающее пышное поклонение, его сердце преисполнятся ликования.
В своей книге «Храм в каждом доме» мы уже описали различные типы поклонения. Теперь, ссылаясь на авторитет шастры, объясним, почему так важно любому домохозяину установить Божества у себя дома и начать поклонение им.
МЕСТО, ГДЕ ПОКЛОНЯЮТСЯ АРЧЕ-ВИГРАХЕ, НЕОТЛИЧНО от ВАЙКУНТХИ.
Когда мы принимаем решение стать гуру, мы становимся мишенью для многих, кто не является гуру. Все присутствующие сидят на полу, а этот, гуру, занимает место на вьясасане. Он сидит, как царь, на троне, и ему кланяются. В наше время монархия упразднена, потому что никто не хочет быть слугой, но каждый – господином. Занимая место монарха, человек возвышается над всеми. Он становится обладателем неограниченной власти. Кому это понравится? В свое время монарх или царь представлял Бога. Его власть и могущество как наместника Бога на земле были неограниченны. Точно так же и тот, кто занимает место на вьясасане и представляет Бога, является Его внешним проявлением.
Во времена демократических преобразований «вышли мы все из народа». Сейчас правительство представляет собой народную власть. И нам трудно понять положение монарха, точно так же и гуру. В сознании обычных людей он должен представлять, как им кажется, их интересы. Это верно, но интересы – духовные.