Мурали Мохан Махарадж (Маму Тхакур дас), является автором многих книг о философии и практике сознания Кришны. Являясь тем, кто стоял у истоков бурного развития этого движения на просторах СССР, он накопил множество публицистических материалов, которые выходили в свет в разных изданиях, в газетах, журналах и брошюрах.
Когда у меня возникла идея начать публиковать мемуары, один мой знакомый спросил: «Не рано ли?» «Почему?» - удивился я. «Твои враги еще живы» - сказал мой собеседник. Да, но у меня нет врагов. Когда я проповедую сознание Кришны мои враги становятся друзьями и моими последователями.
«Господь мой, если человек удостоится хотя бы крупицы милости Твоих лотосных стоп, ему откроется Твое величие. Те же, кто пытается понять Верховную Личность Бога с помощью абстрактных философских рассуждений, никогда не постигнут Тебя, даже если потратят долгие годы на изучение Вед».
«Шримад-Бхагаватам». 10.14.29
Шри Чайтанья Махапрабху не оставил после Себя никаких произведений, кроме восьми стихов, известных под названием «Шикшаштака». Кроме них в «Падьявали» есть еще несколько стихов, которые приписывают Господу, однако содержащиеся в них наставления носят неупорядоченный характер.
Учение Чайтаньи, которое он сформулировал в стихах Шикшаштаки, полностью раскрывает суть всех Вед. Чтобы открыть их сокровенный смысл Его прямые последователи и ученики, Шесть Госвами Вриндаваны, подробно объяснили их сокровенный смысл в своих трудах.
Пока Шри Чайтанья Махапрабху жил в семье, Он проповедовал важность пения святого имени и его славу во внутреннем дворе дома Шривасы и на берегу Ганги, а также в школе Своим ученикам и прохожим на улице. Отрекшись от мира в возрасте двадцати четырех лет, Господь Чайтанья преподал духовную науку Сарвабхауме в Пури, Рамананде Раю в Видьянагаре, Вьенкате Бхатте в Южной Индии, Рупе Госвами и заодно Рагхупати Упадхьяе и Валлабхе Бхатте в Праяге, а также Санатане Госвами и Пракашананде в Варанаси. На основе этих наставлений можно составить достоверное представление об учении Господа Чайтаньи.
Прямой эфир. Интервью Мурали Мохана Махараджа на русском радио в Америке.
Здесь мы приводим текст беседы с небольшими сокращениями и редакцией.
Звонок меня застал на пороге, когда я выходил из дома. Это был Сева Каплан, основатель русского радио в Америке.
СЕВА: Каков был ваш путь к нынешнему дню?
МММ: До того как познакомиться с сознанием Кришны, я был председателем ЛенинградскогоГородского Комитета Художников. Это был период расцвета русского авангарда, связанный с именами таких художников, как Шемякин, Дышленко и Тюльпанов...
СЕВА: Что было потом? Насколько я понимаю, Вы стояли у истоков сознания Кришны в СССР. Как это произошло?
МММ: С учением Кришны я познакомился в 1980 году в Риге, и с первого дня стал проповедовать. Тогда это сильно преследовалось. Я рисковал… Но что меня убедило?
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Мой преданный никогда не погибнет!» Он – всемогущий Бог, – подумал я, - и Он гарантирует мне защиту. Мне было интересно посмотреть, как Кришна будет меня защищать. По сей день я живу в экстремальных условиях, в полной зависимости от Господа, полагаясь исключительно на Его милость. Это мой жизненный эксперимент, который я собираюсь описать в своих мемуарах.
Я есть душа, я не есть материальное тело. Мы говорим: «Моя рука, моя голова, мое то и это… А кто есть я?» Этот вопрос меня интересовал всегда.
Когда мы говорим о изваянии Бога, мы называем это божеством. Но обычно люди не понимают этого - для них божество - это просто статуя. Статуя означает, что предмет статичен. Если мы видим статую, скульптурное изображение какого-нибудь полководца или ученого, сделанную из камня или бронзы, то очевидно, что в этой форме, они никуда не уйдут и будут стоять на одном месте. Это называется статуей. Но когда мы говорим о Боге, то Его изваяние экстатично. Неслучайно, оно называется божеством.